Театр военных действий — «Восемь сотен» в прокате
Помимо «Девятаева» под конец майских праздников к нам добрался военный эпос из Китая — «Восемь сотен» Гуань Ху, ставший самым кассовым релизом 2020 года во всем мире. Мы попросили Дмитрия Комма рассказать об этом фильме, контексте его выхода, цензуре и реальных событиях, положенных в его основу.
Прокат во время ковида
«Восемь сотен» Гуань Ху вышел в прокат сразу после открытия кинотеатров. Это был один из первых китайских релизов после пандемии.
Первоначально премьера была назначена еще на июнь 2019-го. Фильм должен был открыть Шанхайский кинофестиваль. Но за несколько дней он был снят с показа. Формально «по техническим причинам», но обычно это эвфемизм, означающий цензуру. Что-то, видимо, пришлось переделать: если сравнить хронометраж прокатной версии с тем, что был указан в каталоге фестиваля, то фильм стал короче. Премьеру перенесли на начало 2020-го, но тогда из-за коронавирусе в Китае ввели жесткий карантин, закрыли некоторые города, проводились массовые тестирования. Это дало результаты. Как утверждают власти сейчас, с пандемией они справились. Трудно сказать, насколько можно им верить, но в то же время скрыть большие вспышки заражения и массовые смерти сейчас было бы довольно трудно, даже невозможно. С сентября власти открыли кинотеатры, бары, рестораны и «Восемь сотен» выпустили в прокат. По итогам он собрал 461 миллион долларов, став самым кассовым фильмом года не только в Китае, но в мире. Причем по китайским меркам это совсем не рекорд — например, боевик «Война волков 2» в 2017-м собрал 870 миллионов.
Фактически это была грандиозная пиар-акция, оплаченная большой кровью.
Уже в феврале 2021-го был достигнут очередной рекорд национального кинопроката — за месяц кинотеатры страны принесли 1 700 000 000 долларов сборов. Причем исключительно за счет фильмов китайского производства. Как и у нас, практически все крупные голливудские премьеры из-за пандемии были перенесены. В прошлом году из крупных зарубежных релизов в Китае были показаны разве что «Довод» и диснеевская «Мулан», показавшие довольно слабые результаты. Из последних голливудских премьер успехом пользовалась только «Годзилла против Конга». Основную кассу у них делает китайское кино, причем эта тенденция началась еще с 2017-го года, задолго до пандемии. А всего 20 лет назад их собственные картины не попадали даже в топ-10 по сборам за год. По итогам прошлого года 9 из 10 фильмов — китайские.
История
Действие фильма происходит в 1937-м, когда японцы перешли к активным военным действиям в Китае. В этот период Япония захватила китайскую часть Шанхая. До того момента Шанхай был разделен на сектора: китайский, японский, французский, английский. В то же самое время французская и английская концессии, располагавшиеся на другом берегу реки Сучжоу, не были тронуты японскими войсками (тогда они боялись связываться с европейскими державами).
Тогдашний глава Китая Чан Кайши, желавший привлечь внимание мировой общественности к происходящему (в то время Запад не сильно интересовался «азиатами, убивающими друг друга»), понимает, что сделать это можно только одним способом: заставить зарубежную прессу писать об этих событиях. Соответственно, нужно сделать некую акцию, которая продемонстрировала бы журналистам японскую агрессию и весь кошмар, происходивший на китайской части Шанхая. И он отдал приказ отправить один батальон китайской армии из 88-й дивизии — элитного подразделения, тренированного немецкими инструкторами. Японцы при столкновениях с ними несли ужасные потери и называли их «Ненавистный враг из Чжабэя». (Чжабэй — это район Шанхая, где базировалась эта дивизия.) Один из батальонов этой дивизии был отправлен на заброшенные склады Сыхан в районе реки Сучжоу. Стратегической необходимости в этом не было. Вся суть заключалась в том, чтобы это действо было видно с противоположного берега реки, где находились французская и английская концессии. Журналисты должны были все видеть. Фактически это была грандиозная пиар-акция, оплаченная большой кровью.
Кстати, в реальности защитников складов было не восемьсот, а в почти два раза меньше.
Это все — исторический факт, он есть в учебниках истории, про оборону складов Сыхан снимали фильмы и сериалы. На Тайване в 1975 году был снят фильм «Восемь сотен героев». В Китае эта история хоть и очень известна, но блокбастеров по ней раньше не снимали. Эта тема не под запретом, но достаточно сложная. По той простой причине, что речь идет про героизм солдат Гоминьдана, которые спустя несколько лет будут воевать с коммунистами. Упор в рассказах о подвигах китайцев в войне с Японией обычно делался на участии подпольных бригад и базировавшейся на севере страны коммунистической армии. В фильме есть очень важный момент, привлекший внимание цензуры (и, видимо, послуживший причиной снятия фильма с программы Шанхайского кинофестиваля): сцена поднятия героями китайского флага — то есть, флага тогдашней правящей партии Гоминьдан. Другой эпизод фильма, тоже имевший место в реальности: девушка-скаут Ян Хуэйминь переплывает реку Сучжоу, будучи обмотанной в гоминьдановский флаг. Это реальная историческая фигура, после гражданской войны в 1949 году она бежала на Тайвань и ее потомки живут сейчас там же.
Кстати, в реальности защитников складов было не восемьсот, а в почти два раза меньше. Они сами распространили слух про то, что их восемьсот человек, чтобы сбить с толку японцев.
Батальное кино Китая
Гонконгский способ кинопроизводства: быстро, дешево и гениально
Гонконгу золотых годов батальное кино не было свойственно. Сама логика их кинопроизводства (небольшие бюджеты, короткий съемочный период, написание сценариев чуть ли не на ходу) не предполагала съемок массовых сцен, обилия компьютерной графики, взрывов, военной техники. Там не было никаких табу и правил, весь интерес был в неожиданных стилистических решениях, драйве, раскованности. Из-за небольших бюджетов и успешной продаже фильмов за рубеж (по части экспорта фильмов гонконгская кинематография уступала только Голливуду), они не боялись потерять аудиторию. Прибыль от одного фильма окупала затраты на десять других. У них были фильмы на военную тему, но в условиях, когда производство одной картины в среднем занимало месяц, ни о каких эпических батальных полотнах речи и быть не могло.
А вот китайцы могут снимать большие блокбастеры и окупать их на внутреннем рынке. По существу, это единственная страна, которая сегодня может себе это позволить. В Америке можно снять сколь угодно дорогое кино, но без международного проката (и особенно Китая) ему окупиться невозможно. Поэтому они следуют правилам китайской цензуры. Когда вы смотрите американский блокбастер, вы смотрите фильм, одобренный компартией КНР, об этом можно прочитать в недавнем расследовании американского ПЕН-центра.
Гуань Ху понимает, что большинство его зрителей не супермены, не спецназовцы, не крутые парни.
Блокбастеров на военную тематику в Китае снимают не сильно больше, чем сейчас на Западе. Недавно вышел снятый несколькими режиссерами (среди них и постановщик «Восьми сотен» Гуань Ху) эпос «Жертвоприношение» о гражданской войне в Корее, где Китай участвовал на стороне Северной Кореи. Как я слышал, его купили для российского проката, только непонятно зачем. Не уверен в его коммерческих перспективах, но он любопытен как пример взгляда на корейскую войну с иной стороны, чем мы привыкли по американским и южнокорейским фильмам об этом конфликте.
Если сравнивать с многочисленными российскими фильмами о войне, «Восемь сотен» может удивить куда более высоким производственным качеством: невероятной эквилибристикой камеры, сложнейшими спецэффектами. Весь фильм снят на камеры IMAX. Это технический уровень, сопоставимый с лучшим голливудским. Что касается сюжетной структуры, то она может показаться сложноватой для нашего зрителя. Здесь нет, как принято в Голливуде, одного или нескольких главных героев, которые спасают мир. И тут стоит отдельно рассказать о режиссере.
От черных комедий к батальному эпосу
Гуань Ху приобрел известность как мастер малобюджетных черных комедий, успешных на зарубежных фестивалях. Например, его «Корова» — малобюджетная комедия о странствующих по Китаю крестьянине и его корове, единственных выживших после нападения японских военных на их деревню. У него был очень успешный гангстерский фильм «Господин Шесть», который показывался на закрытии Венецианского кинофестиваля в 2015 году. «Восемь сотен» — его первый опыт в батальном эпосе, первый блокбастер. И даже тут заметен его характерный, немножко абсурдистский и гротескный взгляд. В частности, действие там показано с точки зрения дезертиров, необученных, напуганных крестьян, которые попали на эти склады случайно. Они совсем не хотят быть героями. И вот этот взгляд с точки зрения лузеров, которые иногда боятся даже брать винтовку в руки, как минимум необычен, а в нашем кино почти не встречается. Гуань Ху понимает, что большинство его зрителей не супермены, не спецназовцы, не крутые парни. В военном кино им легче идентифицироваться с этими неумехами.
Масса подобных нюансов делает фильм не просто плакатным патриотическим блокбастером, а чем-то более сложным, жестким, отстраненным, чем среднестатистический военный боевик.
Интересно обыгрывается пространство. На одной стороне реки — ад, мясорубка, а на другом, интернациональном секторе — все тихо, спокойно, работают ночные клубы, рестораны. И люди выходят на набережную, смотрят на происходящее по другую сторону как на футбольный матч или спектакль. Это в буквальном смысле театр военных действий. И примерно так оно и было в реальности, просто Гуань Ху заостряет особое внимание на этом аспекте, показывая весь абсурд войны.
Там много замечательных деталей. Например, на стене склада, где происходит основное действие, красуется гигантская реклама Кока-колы. Я даже не пойму: это был такой лихой продакт-плейсмент, абсурдистская шутка Гуань Ху или все сразу? Масса подобных нюансов делает фильм не просто плакатным патриотическим блокбастером, а чем-то более сложным, жестким, отстраненным, чем среднестатистический военный боевик. Но это все черты режиссерского стиля, на которые стоит обращать внимание. А если этого не делать, тогда это просто динамичный фильм с эффектными съемками.
На следующий сеанс
Через месяц в российский прокат выходит еще один китайский блокбастер — «Ассасин: Битва миров» (в Китае он известен как «Убийца в красном», а его англоязычное название — «Одиссея писателя»). Это уже не про войну, это фэнтези о пересечении двух миров. По сюжету, глава некой корпорации убежден, что один интернет-писатель, зачитывающий свой роман вслух поклонникам в сети, прямым образом влияет на его жизнь. Например, когда главный злодей книги получает ранение, то бизнесмен тоже вдруг начинает болеть, и так далее. И он нанимает человека для убийства писателя. А киллер — лузер, потерявший работу и одержимый поисками пропавшей несколько назад маленькой дочери — тоже обнаруживает себя в этом произведении. И все эти реальности в итоге пересекаются. Заслуживающая внимания картина с интересной идеей и ярким воплощением.
Также можно посоветовать недавнюю трагикомедию Чжан Имоу «Одна секунда», посвященную событиям культурной революции. Эту страшную и одновременно смешную картину можно посмотреть в сети. Недавно, 30 апреля, вышел еще один фильм Чжан Имоу — шпионский триллер «Над обрывом», занимающий сейчас вторую строчку в китайском прокате. Действие происходит в марионеточном государстве Маньчжоу-го, куда забрасывают нескольких секретных агентов, тренированных в Советском Союзе. Там здорово воссоздан Харбин, где базировались советские военные: русские надписи, спички «Зарница», гостиница «Модерн», в кинотеатре идет «Барышня и хулиган». Очень стильная картина с эффектными изобразительными решениями. Как в нуарах все время идет дождь, тут все время идет снег. Я бы сказал, что это китайский аналог фильмов Мельвиля. Остается только порадоваться за 70-летнего режиссера, работающего без устали. Сейчас он снимает еще одну картину.
Записал Павел Пугачев