Высшие формы — «Искра» Валентины Набиулиной
Сегодня в «Высших формах» — фильм об электрике, который соединяет порванные провода в мире, погруженном в темноту, и тем самым возвращает ему свет. Автор фильма Валентина Набиулина верит, что однажды именно это и произойдет.
На четвертом курсе УрГАХУ [Уральский государственный архитектурно-художественный университет — прим.] нам дали задание: музыкальный клип. Я выбрала «Чардаш» Витторио Монти в аранжировке, где звучат только скрипка и гитара. У меня сразу возникла ассоциация, что звуки скрипки — это искра, которая может быть отдельным персонажем. Музыка подсказала настроение, ритм и структуру сюжета. Сначала там все спокойно, потом появляется скрипочка, идет развитие, играет ансамбль, все весело, и начинается буйство красок.
Еще до выбора мелодии мне хотелось сделать фильм про провода. Мне нравится смотреть на них, когда я еду в поезде — как они бегут за окном, пересекаются. Это очень красиво, можно надолго залипнуть. Я хотела сделать что-то подобное, хотя в итоге в фильме они только в начале. Но из этого родился сюжет. В проводах есть электричество, искра. Так появилась идея, что электричество пропало, пришел электрик, который соединил провода, и искра побежала по ним. А развитие музыки дало мысль, что все пришло в движение, холодильники начали танцевать, часы заходили, заплясали, поезда и самолеты проснулись — в общем, появилась жизнь.
Нагружать маленькую лаконичную идею очень сложной технологией просто не имеет смысла
Наш преподаватель Оксана Леонтьевна подсказала, что ближе к концу фильма нужно разбавить этот бешеный ритм паузой — бац, и опять нет электричества. Вообще все ее советы были важны. Даже идею с персонажем-электриком, по-моему, подала она. Мы работаем в таком формате: сидим, я показываю раскадровку, и начинаем что-то из этого лепить. Она очень хороший преподаватель! Я даже не знаю, какие подобрать слова.
Мне кажется, получился маленький музыкальный этюдик про надежду
Сначала я хотела делать фильм масляной пастелью, но потом поняла, что это слишком трудоемкая техника. Один из моих преподавателей, Павел Погудин, говорил, что нагружать маленькую лаконичную идею очень сложной технологией просто не имеет смысла. Поэтому я выбрала простое рисование в TVPaint. Я делала черновую анимацию, а затем сто раз обводила одно и то же свободной рукой, кисточкой в один пиксель, чтобы создать ощущение небрежности. А текстуру черной масляной пастели подложила только на фоны. Конечно, изображение могло получиться более насыщенным, но выиграл ли бы от этого мультфильм в целом? Думаю, нет.
Одной из самых сложных задач было придумать финал. В первом сценарии электрик просто оставался на столбе и смотрел на город, который горит огнями. Кто-то вкинул шутку, что давайте он упадет или пусть его ударит электричеством. В ходе мозгового штурма с Оксаной Леонтьевной мы придумали более лайтовый вариант, что есть зрители, которые ему аплодируют, и он спускается, сделав красивый пируэт в воздухе.
Добрый костер Корнея Чуковского
Я делала фильм с очень большими перерывами полтора года, но чистой работы было, думаю, месяца на четыре — там несложная анимация, всего две или три сцены с персонажем. Фильм показали у нас на «Кинопробе», потом на фестивале в Суздале, где он получил диплом. Мне кажется, получился маленький музыкальный этюдик про надежду: город погас, вроде бы все потеряно, но все равно найдется человек, который зажжет эту искру.
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой