хроника

«Сокровенные люди. Антон и другие» — Итоги выставки

9 сентября завершила свою работу выставка «Сокровенные люди. Антон и другие», организованная совместными усилиями «Сеанса» и фонда «Антон тут рядом». Прошла экспозиция не без ошибок, не без радостей, не без важных уроков — итоги подводит Любовь Аркус.

Photo Сокровенные люди. Антон и другие купить

Поначалу это была малоприятная история. Впрочем, что это я миндальничаю. Это была почти катастрофа. Под логотипом «Сеанс» открылась выставка, от которой за версту несло дилетантством и безвкусицей. По-настоящему учатся только на своих ошибках. Один из сотрудников «Сеанса» после того, как мы стали переделывать выставку днями и ночами, закрыв ее от посетителей, сказал: «А зачем такие мучения? Зачем пять дней не спать? Откуда у «Сеанса» такая страсть к апокалипсисам? Можно и так оставить». Но тогда «Сеанс» нужно было бы закрыть. Есть неотменимые принципы. Или хорошо, или никак. Иначе дух места обидится и пойдет себе восвояси. А на месте редакции останется устаревший парк аппаратуры, шкафы с пыльными документами, ну,  и какое-то время имитация некоторой деятельности. Нет, кодексу чести и вкуса изменять нельзя. Но, как я говорю своим ученикам, отрицательный опыт ценнее положительного, потому что из него можно извлечь уроки.

Выставка «Сокровенные люди. Антон и другие». После повторного открытия. 2025

Уроки эти такие: не берись за дело, в котором у тебя нет ни знаний, ни умений. Особенно, если у тебя недостаточно времени на обдумывание и на подготовку. И главное — если у тебя нет надежного советника и помощника, который в таком случае является самым важным человеком. Не удосужившись изучить портфолио, мы доверились непрофессионалам и не могли оценить их работу, так как ничего не понимаем в «бумажной» архитектуре и оформлении выставок. Поэтому, придя в уже смонтированную экспозицию, мы были в шоке. Просторное помещение, предоставленное нам «Севкабель’портом», было зонировано таким образом, что для фотографий отводилась примерно одна седьмая от общей площади. Зал лектория был поделен на две части: в одной не было ничего, кроме экрана и стульев, в другой — находилась маленькая выгородка, выполненная из дешевых ОСБ-панелей. Фотографии же занимали лишь треть этой выгородки.

Сокровенные люди — Антон и другие Сокровенные люди — Антон и другие

Фотографий было много, сплошь шедевры. Эти фотографии долго лежали на моем гугл-диске и не давали мне покоя. Их сделала моя бывшая ассистентка Ирина Штрих, которая приехала к нам двадцатилетней девочкой из Пензы и проработала с нами восемь лет. Она быстро всему научилась, с нуля вместе со мной строила фонд, собирала со мной огромную книгу о Расторгуеве, помогала проводить исследование про блокаду Ленинграда для моего фильма, проявляя гораздо больше таланта и интуиции (необходимой в архивной работе), чем я. Мимоходом она щелкала фотографии или снимала видео. Я,  как заметила, что Ира фотографирует, подарила ей на день рождения хорошую камеру. У нее не было манеры делать сто дублей, чтобы выбрать из них один кадр. Она всегда делала один, в крайнем случае два снимка. Идея выставки возникла из любви и чувства благодарности Ирочке и из страха, что все ее фотографии так и проваляются на гугл-диске.

Выставка «Сокровенные люди. Антон и другие». После повторного открытия. 2025
Оставалось два варианта: или закрывать выставку совсем, или ее переделывать

Я придумала концепцию и расширенный каталог с короткими текстами про каждого из героев фотографий. Вместе с Петей Лезниковым мы его сверстали и сдали в печать. Сдали в срок. Одна малость осталась за скобками — сама выставка. И дальше я совершила все ошибки, которые перечислила выше. Крошечное пространство, оставленное архитектором для экспонирования фотографий продиктовало их размер: большинство снимков напечатали с почтовые открытки (а фотовыставка предполагает демонстрацию фотографии как самостоятельного произведения искусства). Только после открытия я выяснила, что дизайнера на этой выставке просто не было. Он значился в моем первоначальном плане как ключевая фигура, но затем, без моего ведома, от него отказались. Сотрудница, которая отвечала за организацию выставки, решила, что она сама — прекрасный дизайнер.

Photo О кино и о времени. Аркадий Ипполитов купить

Много наблюдав за тем, как делает выставки Аркадий Ипполитов, с которым мы прожили общей жизнью сорок лет, я с самого начала понимала, что выставка без дизайнера — все равно что фильм без режиссера. Оказавшись без дизайнера, помимо дилетантской развески, уничтожившей Ирины снимки, мы получили такое решение, при котором пространство определяли листы щербатой древесины, бетонный с навеки впечатанной в выбоины грязью пол и оказавшаяся посреди всей этой красоты антикварная мебель из моего дома. Которая, будучи вывезенной из моей квартиры и вырванной из контекста, выглядела как предметы какого-то мещанского жилья. То, что я больше всего ненавижу: когда бедность выдают за богатство, и получается трижды бедность, только еще и безвкусная. Отдельной проблемой был свет — с потолка, прямо, и никаких акцентов на фотографиях.

Выставка «Сокровенные люди. Антон и другие». Лекция Ивана Чечота. 2025
Теперь пространство целиком соответствовало названию — «Сокровенные люди»

Дальше оставалось два варианта: или закрывать выставку совсем, или ее переделывать. Поэтому пять дней и ночей сотрудники «Сеанса», и без того заваленные работой, а также волонтеры из числа студентов школы (а именно: Тимур Армасов, Полина Волкова, Елизавета Декард, Владимир Дорохов, Никита Ермаков, Андрей Затеев, Елизавета Мызина, Иван Нейманд, Наташа Никулина и Соня Тарнавская) закупали стройматериалы, перепечатывали фотографии, прибивали, красили, клеили и меняли развеску под моим и Петиным руководством.

Все снимки были увеличены. Нижняя часть проклятых перегородок зашита. Полностью переставлен свет — здесь огромное спасибо фирме Aledo: приехав на выставку, они и сами сказали, что все надо переделать. Новая выставка не вызывает у меня восторга, потому что мы не смогли убрать эту чертову выгородку, на это ресурсов не хватило. Тем не менее, экспозиция получилась хоть и небогатой, но скромной и элегантной. И самое главное, на ней были достойно представлены Ирины фотоработы — большие портреты людей. И теперь пространство целиком соответствовало названию — «Сокровенные люди».

Но мы еще не знали, что впереди нас ждали новые испытания, а именно события, приуроченные к выставке. Тут оказалось, что у нас нулевой пиар и неработающие соцсети, и теперь нужно неизвестно откуда взять и потратить силы на формирование соответствующего отдела. Студенты школы «Сеанс» и здесь проявили себя как настоящие герои: разъезжали по городу и расклеивали афиши, договаривались с разными каналами, чтобы они делились нашими новостями, лично приглашали коллег и так далее. Только сейчас, когда мы третий день анализируем причины провала первых мероприятий на выставке, были придуманы десятки способов, как о них рассказывать (и так на встрече с Александром Сокуровым и Ипполитовских чтениях собрались аншлаги).

Выставка «Сокровенные люди. Антон и другие». Директор фонда Елена Фильберт, глава юридической службы Алена Лазутина и учредитель фонда Любовь Аркус. 2025

Вот рассказ о наших мытарствах, причина которых — наши же ошибки. Но мы успокаиваем себя тем, что выставка получилась хотя бы на «четыре с плюсом», а последние события прошли при полных залах. Но главное, что осталась книга — «Сокровенные люди». Там 128 портретов сотрудников и друзей «Сеанса» и фонда «Антон тут рядом», студентов с аутизмом и их родителей, авторов и героев нашего журнала, преподавателей школы «Сеанс». Книга лежит в нашем интернет-магазине, и мы будем рады, если вы ее приобретете.

В завершение же мы просим прощения у гостей открытия выставки и надеемся, что они еще раз побывали на уже переделанной экспозиции.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: