Высшие формы — «Слонение» Никиты Мещерякова
Сегодняшняя премьера «Высших форм» — вдохновленная картиной Жоана Миро работа ученика школы-студии «ШАР» Никиты Мещерякова. О придумывавшихся в процессе новых словах и организованном хаосе он рассказал Юрию Михайлину.
Само слово «Слонение» я придумал давно и хотел сделать вокруг него стихотворение — иногда для себя я пишу стихи, в которых мне порой нравится использовать игру слов. Потом я поступил в школу-студию «ШАР», и Андрей Хржановский дал нам задание сделать этюд по картине Жоана Миро. Я стал просматривать картины, и мне на глаза попалась одна не самая известная его работа «Le Port» (1945), в которой я увидел слона и пять героев. Внезапно для меня все сложилось.
Я написал стихотворение и отталкивался от него и от картины. Но персонажи на картине линейные, плоские и прозрачные. Мне же нужно было, чтобы они ходили по кругу, поэтому они стали непрозрачными, с тенями и без обводки. Чисто вкусовым решением стало исключение зеленого цвета, который в небольшом объеме присутствовал у Миро, но мне не нравился.
Так как хобот слона звучит как духовой инструмент, я решил, что в фильме должны превалировать духовые. Иногда я пишу музыку — это хобби, я нигде не учился и нотной грамоты не знаю, использую синтезаторы и сэмплеры, а потом свожу в Logic. Основную духовую тему я нашел в своих старых наработках. Барабаны были сделаны на основе полевых записей африканских племен — я нашел записи и переработал их, такой метод создания музыки называется сэмплированием. Изначально в первой сцене был малоизвестный вальс Шопена, но я случайно услышал исполненную на сталактитовом органе «К Элизе» Бетховена и понял, что она идеально подходит.
Я рисовал и анимировал все в Photoshop, а монтировал в Final Cut. Аниматика, раскадровки и сценария не было, так что основная часть фильма держалась в голове, и я доставал ее оттуда, анимируя все сразу на чистовую.
Для меня важнее была не актерская игра, а концепция, что все три голоса записаны членами одной семьи
Сцены рождались в хронологическом порядке. Первые две части фильма придумались быстро, над третьей и финалом я размышлял дольше. Третья часть представлялась мне как нечто хаотичное, но в какой-то момент я ушел далеко от картины и стал думать, как к ней вернуться. Мысли в этом направлении и натолкнули на финал. Решение нашлось, когда половина фильма уже была готова.
Когда почти все сцены были закончены, мы записали голоса. Из-за карантина это проходило без моего личного присутствия, я контролировал процесс на расстоянии.
Высшие формы — «Среда» студентов школы-студии «ШАР»
Работа над фильмом длилась в сумме около месяца. Преподаватели не были в курсе, что я делаю. Я принес им уже готовый фильм. Реакции были в целом положительны. Была критика закадрового голоса, так как записывались непрофессионалы, но я осознанно пошел на это, потому что для меня важнее была не актерская игра, а концепция, что все три голоса записаны членами одной семьи. По советам Вани Максимова и Лени Шмелькова в финальную версию было внесено несколько небольших правок, и в итоге фильм их полностью устроил.
Во время просмотров в рамках занятий я обнаружил, что мои одногруппники трактуют фильм по-разному. Это было приятным открытием — мне нравится, когда в произведении каждый видит что-то свое. После показа на фестивалях несколько незнакомых людей подходили и говорили, что фильм им понравился.
Читайте также
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко
-
Сеанс реального — «Вверх, вниз» Андрея Сильвестрова