Она не была одна


Одна известная актриса, которой Лиознова подарила прекрасную роль в фильме «Карнавал», однажды в сердцах сказала: «Ну, теперь-то, надеюсь, она понимает, почему на старости лет осталась одна». Тогда я подумал: как же в жизни этой артистке повезло, если будучи человеком незыблемых семейных ценностей (одно из главных условий согласия сниматься — не уезжать далеко от Москвы), она сделала ещё и блестящую, по-настоящему звёздную профессиональную карьеру.

Тогда я робко ответил: всё так, только, если бы ни лиозновская жёсткость и даже жестокость, не было бы великих фильмов, которые десятилетиями смотрела вся страна. А был бы рядовой сериал про разведчика, в котором главную роль почему-то сыграл обаятельный пройдоха-грузин, по совместительству — муж. Или обычная любовная мелодрама с популярной сокурсницей (худсовет утвердил бы на раз!) в главной роли, а вовсе не с великой и почти всегда отвергающей даже хорошие сценарии Татьяной Дорониной. Чей характер на площадке был настолько крут, что перед ним пасовала даже «железная леди» Татьяна Лиознова.

Вообще у многих актёров округлялись глаза, когда они слышали от меня: «Завтра буду у Татьяны Михайловны, хотите — передам от вас привет». Приветы, конечно, передавали. Но общаться не спешили. Помню, как через несколько месяцев после нашего разговора, неожиданно позвонил Леонид Куравлёв: «До сих пор себя корю, что не пошёл к ней в больницу. Но, Славка, пойми, я боюсь её до сих пор!»

Актёры не были её близкими друзьями. А уж тем более актрисы. Даже гениальному Вячеслову Тихонову, сыгравшему Штирлица, в обычной жизни отводилась роль второго плана. Зато «в главных ролях» — Станислав Ростоцкий, директор Киностудии имени Горького Григорий Бритиков, Иосиф Кобзон, Роберт Рождественский. Мужская компания. Разговор на равных. Именно эти люди приехали к Лиозновой, когда уже в почтенном возрасте умерла её мама — Ида Израильевна: она-то долгое время и была настоящей и полноценной семьёй Татьяны Михайловны.

Лиознова, разумеется, никогда не была «синим чулком». Наоборот — природу мужчины и женщины чувствовала феноменально. Помню её рассказ, как до встречи с Дорониной (она жила тогда в Ленинграде и была известна прежде всего театралам) искала актрису на роль Нюры в фильме «Три тополя на Плющихе». Первым посылом к картине, как известно, была уже написанная и широко звучащая песня Александры Пахмутовой «Нежность». Лиознова рассказывала: «На крайний случай я бы записала Нонку Мордюкову с этой песней на магнитофон и взяла бы ту актрису, которая бы лучше всего эту песню спела „под Нонну“». «А почему вы не думали взять саму Мордюкову?» — наивно спросил я. «Ты что, — ответила Татьяна Михайловна, — подумай сам, разве под неё мужика найдёшь?».

А ведь «мужиком» был обожаемый ею (и ещё миллионами женщин) Олег Ефремов. Или — уже в других ситуациях — Сергей Герасимов, которого Лиознова до старости про себя ревновала к законной супруге Тамаре Макаровой.

Мужская компания. Мужской разговор. Какие тут могли быть «семейные ценности»? А если уж и случался роман с «товарищем по работе», то этот человек скорее терял в её глазах, чем приобретал. Ей трудно было соответствовать. Творческий и человеческий максимализм был у Лиозновой в крови. И какая-то мелочь могла обрушить абсолютно всё.

И всё-таки она не была одиноким и нуждающимся, как принято сегодня писать, человеком. Жизнь подарила ей небольшой, но верный круг друзей. И прежде всего — Людмилу Васильевну Лисину, с которой Татьяну Михайловну связывало почти пятьдесят лет близкого, по-настоящему родственного общения. И даже — интересную творческую работу, которой стала — пусть это кому-то кажется спорным — колоризация её классических фильмов. Потому что опять в её жизни возникала мужская компания во главе с Александром Любимовым и крутой разговор. Пусть даже как напоминание о великой, достойно прожитой творческой жизни.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: