хроника

Сеанс-дайджест №103

Пол Шредер, который утратил возможность работать. — Уильям Фокс, которого мы забудем. — 1999-й как год вопросов. — Клим Шипенко, которому не страшен Китай. — Гервиг о любимых фильмах. — Criterion о постановщице других «Маленьких женщин». — Лудоманы прежде Сэндлера.

Уильям Фокс

Начальники «Дисней» приняли решение убрать фамилию Fox из названия студии — она будет называться 20th Century Studios. Ричард Броди вспоминает книгу Аптона Синклера («Нефть!») о Уильяме Фоксе, написанную «как документальный фильм».

«В центре истории — технологии: уже в начале карьеры, ссылаясь на антитрастовые законы, он успешно сражался с держателями патентов на кинооборудование, которые душили прокат и производство непомерными комиссионными; встретившись после 1921-го с конкурентом в лице радио, Фокс „стал следить за экспериментами со звуковыми картинами“ и немало вложился в новый формат. В 1928-м он предвосхитил подъем телевидения и стал открывать кинотеатры с огромными, 90 футов в ширину экранами (почти что IMAX), а также производить фильмы на 70-миллиметровой пленке, которые для этих экранов предназначались (такие как „Большая тропа“)».

● ● ●

«Фильмы 1999 года подспудно оказывались очень личными: они завлекали зрителей шикарным захватывающим сюжетом и лоском кинозвезд, но в итоге переводили фокус обратно на зрителей, побуждая их задаваться вопросами о своей личности и судьбе: „Кто я? Кем еще я бы мог быть?“ Акробатические номера „Матрицы“, бунт клерков в „Бойцовском клубе“ и „Офисном пространстве“, поиски себя в „Быть Джоном Малковичем“ и „Парни не плачут“, сюжетные повороты и развороты, как в видеоигре под наркотиками, в „Экстази“ и „Беги, Лола, беги“. Все эти фильмы позволяли увидеть не просто альтернативную вселенную, а альтернативного тебя самого — может быть, даже настоящего тебя. В том году было радостно входить в кинотеатр, но прекрасно было и выплывать оттуда на волне надежд: финальные титры будто обещали что-то новое впереди. Казалось, будто что-то удивительное ждало нас с той стороны 1999 года».

На книжных прилавках появилась книга Брайана Рафтери про 1999-й — его автор зовет «лучшим годом в истории кино». На сайте «Искусства кино» можно прочитать предисловие к книге.

● ● ●

На экраны вышли «Маленькие женщины» Греты Гервиг. На Tvkinoradio собрали 10 любимых фильмов режиссера с ее комментариями. Попробуйте угадать картину? Подсказка: режиссер — женщина.

«Думаю, это фильм, который оказал на меня наибольшее влияние. Я была в полном восторге. Сразу чувствовалось, что это нечто великое. Фильм очень красивый, эмоциональный, сюрреальный и приятный. Возможно, во мне также нашел отклик элемент танца, хореография. В каком-то смысле этот фильм показал мне предельные возможности кино».

● ● ●

За четверть века до Гервиг «Маленькие женщины» адаптировала Джиллиан Армстронг. Весьма формальное сопоставление двух версий проводит Ольга Белик на сайте «КиноПоиск». Почти что тест для отлова бумеров: Бэйл или Шаламе, Бирн или Гаррель, Райдер или Ронан?

● ● ●

На сайте Criterion напоминают, что Армстронг вообще-то вводила в западный кинематограф фемповестку еще до рождения Гервиг. По мнению Джеффа Смита, ее игровой дебют «Моя блестящая карьера» (1979) перекраивает маскулинность вестерна и вводит героиню-«первопроходца социальных ролей» — каковым является для австралийского кино и сама Армстронг.

 

● ● ●

Раздал свои призы Роттердам — кинофестиваль, заставивший кинокритиков разводить руками. Кое-что о характере программ и усталости фестиваля в этом году формулирует Андрей Плахов.

● ● ●

Тем временем Локарно проводит «недели короткого метра» — всего, кажется, бесплатно покажут 23 работы, по одной в день. Не забывайте проверять, рано или поздно там будет «Смерть Меня» Михаила Максимова.

● ● ●

И последнее о фестивалях: 20 премьер грядущего Берлинале выбирает редакция «Кино ТВ».

● ● ●

Интервью для сильных духом: Пол Шредер говорит, что умирает его жена, а самому ему осталось лет пять, и это время он потратит на создание смелых фильмов без большого бюджета.

«Не хочу вас грузить, но в моей жизни теперь нет никакого веселья. Каждый день я навещаю в больнице свою жену. Из этого состоит моя жизнь весь последний год. Я практически отказался от кино, чтобы обеспечить ей уход. Когда это только началось, я обедал с Марти [Скорсезе]. Он сказал две вещи: „Супруг не может быть сиделкой, и не позволяй никому вставать на пути у твоей работы“. Что ж, я провалился по обоим пунктам».

● ● ●

Коронавирус уже у ворот, но режиссер Клим Шипенко готов снимать где угодно:

«У меня есть амбиции снимать что-то в Америке. Мало того, у меня там уже есть агент, он ищет материал, разговаривает с продюсерами и так далее. Я работаю с ним, но это все не быстро происходит. Я не хочу абы что там снимать, потому что если бы хотел, уже бы это сделал. Мне хочется снимать те истории, которые мне нравятся, неважно где. Если мне предложат поработать в Китае, если мне эта история понравится, я увижу в ней себя, — я поеду в Китай. У нас глобальное общество, границ практически нет».

● ● ●

Ричард Стэнли говорит о «Цвете из иных миров», еще одной попытке намалевать арт-хоррор с Николасом Кейджем, теперь по Лавкрафту, которого режиссер не щадит.

«Первая сцена задумана как предупредительный выстрел для лавкрафтовских фанатов-традиционалистов. Уорд [Эллиот Найт] — первый студент смешанного расового происхождения в истории Мискатоникского университета. Мы хотели отослать зрителя к расизму и мизогинии Лавкрафта, поскольку это те его черты, которых я не приемлю. Я почувствовал, что надо начать некий диалог с мифологией Лавкрафта, намеренно прийти и сказать: „Окей, говорим как есть: если у нас и есть заметные герои в фильме, то они бросают вызов традиционному мировоззрению Лавкрафта“».

● ● ●

Существует десять разновидностей киноафиш, суммирует пользователь Twitter. Удручающие коллажи: сотри название, и уже непросто будет опознать картину.

● ● ●

В угадайку играют на «КиноПоиске», где фильм предлагается назвать по раскадровке.

● ● ●

На AV Club крайне смешной разговор о фильме «Дылда»: «Очень мрачный и депрессивный, люди друг с другом плохо поступают — но снято-то как красиво!»

● ● ●

«Неограненные драгоценности» наконец вышли на Netflix, и к релизу в NYT опубликовали эпизод фильма, проходящий под диктовку братьев Сэфди.

 

● ● ●

Еще 25 фильмов о лудомании собирает Vulture. Предлагаем 26-й:

 

● ● ●

В прошлом выпуске мы публиковали выдержку из беседы с Хэлом Хартли. А здесь можно до четверга посмотреть его короткометражный фильм «Теория успеха».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: