Сеанс-дайджест №102
В словаре Малика «Вермеер» — это глагол. 4K — это ложь. Серебренников закончил съемки. Годар объяснил Брехта. Наша любимая кинотрилогия выросла из случайной связи. Хржановский заговорил.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/01/102-med.jpg)
Владимир Мединский больше не министр культуры. Этот пост он занимал без малого восемь лет — рекорд в новейшей истории. Итоги этой деятельности подводят Константин Шавловский и Василий Корецкий:
«Вопросы, возникавшие у власти к художникам, раньше решались в кулуарах и задавались всегда в уважительной форме. Действия министра потребовали пересмотра этого негласного договора, точнее, прибавления к нему одного существенного пункта: теперь для того, чтобы проект получил госфинансирование, он должен был соответствовать „правильным представлениям“ о культурных ценностях. А поскольку четкий перечень этих ценностей никто официально формулировать не спешил, то запустился механизм самоцензуры. Продюсеры и режиссеры сами стали ограничивать свое воображение, и вряд ли кто-то осмелился бы сейчас представить не только на конкурс в Минкульт или Фонд кино, но даже и независимым продюсерам проект, в котором речь шла бы о советско-германском сотрудничестве накануне Второй мировой войны (эти события были показаны в фильме „Милый Ханс, дорогой Петр“)».
● ● ●
Вдогонку — о министре новом, Ольге Любимовой, которая возглавляла департамент кино в ведомстве, и потому уже немало сделала в отношении кинематографа и проката.
«Когда несколько лет назад Мединский озаботился тем, что Минкульт выделяет деньги на фильмы, которые никто не видит (по данным министерства, почти половина фильмов, снятых на бюджетные деньги, в кинотеатры не попадала), и начал инициировать возбуждение уголовных дел против продюсеров и режиссеров, которые не выполнили обязательства перед Минкультом (то есть не сдали в Госфильмофонд копию готового фильма в установленный законом срок), разбираться с должниками пришлось именно Любимовой. А среди них были не только недобросовестные продюсеры, но и режиссеры, оказавшиеся заложниками своих амбиций и чрезвычайных ситуаций (Сергей Дворцевой годами ждал подходящего снега для съемок „Айки“, Сергей Соловьев не смог снять „Елизавету и Клодиль“ из-за гибели сына и тяжелой болезни, режиссер и генпродюсер фильма „Rock & Road“ Григор Гярдушян умер). Но платить долги и штрафы, по словам самой Любимовой, придется всем: „Мы не можем допускать до сцены должника, иначе это будет пирамида. Люди из бюджета одной картины будут выплачивать долги по другой. Это схема известная, никогда ни к чему хорошему не приводившая“».
● ● ●
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/01/102-malick.jpg)
Отказник Франц Егерштеттер
Vulture публикует репортаж о съемках «Тайной жизни» Терренса Малика: заодно можно узнать, как студентом Малик вычислил, где живет Хайдеггер, как снова решил использовать сценарии и почему «Вермеер» в его словаре — это глагол.
«„Иногда на съемках, или даже по пути, Терри может случайно застать идеальное освещение или мгновение — например, когда актер лежит в тенечке под деревом, а на его носу сидит муха — ну так вот, это он зовет „охотой на куропаток“. Осторожное мгновение, которое ему хочется ухватить“. Звезда „Тайной жизни“ Аугуст Диль, сыгравший Франца Егерштеттера — австрийского фермера, попавшего в заключение и казненного в период Второй мировой за отказ верно служить Гитлеру, — вспоминает один такой эпизод, произошедший в пасторальных декорациях Южного Тироля. „Я уснул на лугу, поскольку очень устал, а когда проснулся, камера была прямо тут“, — говорит он, держа руку в нескольких дюймах от лица. — „Они снимают буквально всё!“»
● ● ●
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/01/102-sunrise.jpg)
В NYT устная история создания «Перед рассветом».
«Ричард Линклейтер: Я ждал, пока моя сестра [закончит с покупками], и со мной стала флиртовать девушка, так что я отдал ей записку типа „Эй, эту ночь я в городе, можем пересечься“. А уже ночью я сказал: „Я хочу снять об этом фильм. О самом ощущении“. Его я и хотел запечатлеть — восторг от знакомства, едва уловимые флирт и увлечение».
● ● ●
А вот история съемок, которая написана по горячим следам (и сама по себе могла бы служить комментарием к тексту об экс-министре Мединском). Кирилл Серебренников ставит «Петровых в гриппе», приезжая на площадку прямо с судебных заседаний.
«Такой параллельный монтаж. День/ночь. Ночью в кино на краю Москвы — все, как в жизни. Днем в центре в зале суда — все, как в кино. Одним словом, абсурд пишет сценарий этой двойной высокотемпературной жизни. В этот день Кириллу повезло — успел к началу подготовки съемки благодаря очередной эвакуации в суде».
● ● ●
Ричард Броди считает, что Киноакадемии пора вводить ценз на оскаровском голосовании: оставить право голоса только за академиками, которые продолжают работать в индустрии, или работали еще пять лет назад. Иначе, говорит, какой-то Reddit получается.
● ● ●
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/01/102-feat.jpg)
На этой неделе исполнилось сто лет со дня рождения Федерико Феллини, и журнал «Искусство кино» по поводу подготовил гид по Риму. Осторожно, Рим уже не тот.
«Раз уж речь зашла о „Сладкой жизни“ (1960), придется заглянуть на via Veneto, гламурную улицу, воспетую в этом фильме — и с тех пор в немалой степени поменявшую свое обличье. Увы, никаких принцев и принцесс вы в близлежащих кафе не отыщете, как и жадных до новостей папарацци, — а голливудские звезды если и селятся в отелях на этой улице (по-прежнему безумно дорогих), то благоразумно не кажут носа на улицу. Так что вашим скудным уловом будет табличка Largo Federico Fellini у самого начала via Veneto, да сомнительный ресторан под названием La Dolce Vita: зато буквы огромные и светятся!»
● ● ●
Режиссер Рики Д’Амброуз («Заметки о видимом») взял интервью у Хэла Хартли. О том, как формировались вкусы Хартли:
«Думаю, произошло столкновение разных вещей, это был 1982-й, второй семестр на втором курсе. С одной стороны, это были фильмы Вима Вендерса — мироощущение Вима устроено так, что нужно отойти и понаблюдать, как все идет своим чередом — и выстроенное на диалогах веселье Престона Стерджеса и других. Сочетание нового немецкого кино 1970-х и механики диалоговых фильмов вроде „Воспитания крошки“. Таких классических американских комедий, где быстро говорят. К тому же, тогда я узнал про Брехта. Я видел студенческие постановки, а у нас было отличное театральное отделение, звали интересных режиссеров ставить пьесы. Я не был таким уж активным читателем, но пытался наверстать упущенное. Мне нравились идеи. И Годар, разумеется. Я много писал, ставил короткометражки, и наконец начал по-настоящему понимать Брехта через Годара. Годар прояснил для меня разницу между натурализмом и искусственностью. Вот такое столкновение различных влияний случилось на раннем этапе».
● ● ●
Сандэнс-1995 мог бы проходить под девизом «окей, бумер»: здесь показали «Деток», «Поколение игры Doom» и «Дневники баскетболиста». Журнал Film Comment открыл свободный доступ к репортажу с того фестиваля.
● ● ●
Новый номер Senses of Cinema! По традиции, журнал публикует итоги грандиозного, хотя и мало кому потребного голосования кинокритиков.
● ● ●
Пять лет назад Вальтер Саллес («В дороге», «Центральный вокзал») снял документалку о Цзя Чжанкэ. Для самого Чжанкэ съемки стали чем-то вроде сентиментального путешествия на родину: режиссер вернулся туда, где не был уже много лет. Смотрите в ближайшие дни здесь.
● ● ●
Когда-то Джеффри Катценберг помог выйти из кризиса «Диснею». Теперь он полагает, что будущее за короткими и преимущественно вертикальными видео, которые живут в ваших телефонах. Посмотрите рекламу его сервиса Quibi — хотя бы ради голливудских режиссеров, которые старательно изображают энтузиазм, и комментариев на Ютубе. Запустится это дело весной.
● ● ●
Максим Заговора [признан Минюстом РФ иностранным агентом — примеч.ред] пообщался с Сэмом Мендесом насчет «1917».
● ● ●
Илья Хржановский [признан Минюстом РФ иностранным агентом — примеч.ред.] внезапно принял предложение Светланы Алексиевич, и поговорил о «ДАУ» — а также поделился несколькими минутами из «материнского» фильма, который собирается смонтировать к следующему году.
● ● ●
Всего минута, ну и черт с ним: Алекс Росс Перри снимает Пола Шредера, но нам показывают только тизер.
● ● ●
К старту Роттердамского кинофестиваля на платформе «Пилигрим» выложили «Восемь картин из жизни Насти Соколовой» Алины Котовой и Владлены Санду — короткого метра, который принял участие в смотре двухгодичной давности.
Читайте также
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева
-
Кукарача-синефилия — Советы музыкального подполья
-
Не время для... — 2023 в российском кино