хроника

Сеанс-дайджест №132

«Довод» убедил не всех. — Кодекс Хейса снова актуален. — Сергей Сельянов и сказки. — Хон Сан-су и джалло. — Кинофестивали сегодня. — «Дикие сердцем» Линча как психотерапия. — Мюзикл Джонни То. — Gucci Gang Ридли Скотта. — Лучшие боевики по мнению RZA.

В американский прокат наконец вышел «Довод» (нынешняя дата российской премьеры — 3 сентября). Фильм, который больше всех ждали владельцы кинотеатров, не слишком воодушевил привыкшую к домашним просмотрам англоязычную прессу. «Пресный», «безэмоциональный», «с недостаточно проработанными героями» фильм, «эксплуатирующий привычные трюки постановщика» вызывает ровно те же претензии и вопросы, что и любая другая работа Кристофера Нолана. Но многие почему-то особенно приуныли именно на «Доводе». Особенно лютует обозревательница The Guardian, сравнившая картину с мультипликационной треш-пародией «Отряд „Америка“: Всемирная полиция» от авторов «Южного парка».

«Довод» — не тот фильм, ради которого стоило бы переживать и идти к большому экрану, сколь безопасным бы он ни был. Я даже не уверена, что через пять лет стоит не ложиться спать, чтобы посмотреть его по ТВ.

● ● ●

Так получилось, что золотая эпоха немого кино совпала с его смертью. С 1926-го по 1930-й, когда к зрителю шел звук, были сняты важнейшие немые картины: от «Восхода солнца» Мурнау до «Третьей Мещанской» Роома. Об этих и еще тринадцати шедеврах со всего света рассказывают на сайте британского киноинститута.

● ● ●

В пятницу Сергею Сельянову исполнилось 65 лет. Для «Коммерсантъ-Weekend» c юбиляром поговорил Константин Шавловский. Легендарный продюсер рассказывает, почему кинотеатры могут стать филармониями, как он отнесся к одиозному показу второго «Брата» по Первому каналу и что хорошего можно найти в «Тайне печати дракона».

Как-то я услышал от Владимира Наумова выражение: «Лучший фестиваль — это время». Я бы сказал, что фильмы Балабанова на этом фестивале занимают призовые места.

● ● ●

Британский профсоюз режиссеров советует пересмотреть отношение к голливудским фильмам, снятым во времена кодекса Хейса. Никакого секса, минимум поцелуев и физической близости. Почему бы не попробовать снова? На сей раз это не цензура, а забота о безопасности на съемочной площадке во время продолжающейся пандемии.

Нужно ли показывать физический акт? Если работаешь в формате сериала, можно ли отложить близость?

● ● ●

В Москве идет фестиваль экспериментального кино MIEFF. На нашем сайте опубликовано интервью с куратором программы «Фейерверки», а на сайте «Искусства кино» Евгений Майзель рассказывает о Барбаре Хаммер — американской постановщице экспериметального кино, открытой лесбиянке и умнейшем человеке. Ее ретроспектива — одно из главных событий фестиваля.

Кинематограф, каким мы его знаем, создан мужчинами для мужчин, а кинематограф, который можно было бы назвать женским, делает разве что самые первые шаги, если не пребывает в эмбриональной стадии. Неудивительно, размышляет Хаммер, что в официальной истории кино женщины практически отсутствуют.

● ● ●

Призраки, индейцы и свадьбы — Дебюты в Новой Голландии Призраки, индейцы и свадьбы — Дебюты в Новой Голландии

В Петербурге подходит к концу фестиваль дебютного кино в Новой Голландии. Фильмы конкурсных программ можно посмотреть онлайн (все собранные деньги идут на благотворительность). Colta пишет о «Жирафе» Анны Софи Хартманн — симпатичном напоминании о том, что «берлинская школа» все еще выпускает талантливых учеников.

● ● ●

Cinephilia & Beyond напоминает, что у классика британского нуара Кэрола Рида есть и другие фильмы помимо «Третьего человека». Например, великолепный «Выбывший из игры», рассказывающий об ирландском национально-освободительном движении сороковых.

● ● ●

Если в вашем фильме актер оказался не в фокусе или в кадр попало что-то лишнее, то не расстраивайтесь — любую техническую шероховатость можно объяснить с помощью французской философии и сказать, что так и было задумано. Инна Кушнарева в новом номере Cineticle разбирает классическую статью Жана-Франсуа Лиотара «L’acinéma» и находит нечто общее между джалло и фильмами Хон Сан-су.

«Плохие» кадры могут оказаться даже более ценными. Они «запороты» (неправильно выстроены, смазаны, засвечены и т. д.), потому что через них прошла интенсивность, то есть они подверглись действию силы, которая больше их самих и уж точно никак не зависит от намерений автора-режиссёра.

● ● ●

The Guardian рассуждает о недавнем решении китайских властей всячески поддерживать производство научно-фантастических фильмов. У компартии КНР сложные отношения с фантастикой: долгое время в местном кино она считалась неприемлемой и едва ли не запрещенной. Отношение китайских коммунистов к потенциально крамольному жанру изменил выход недавнего суперхита «Блуждающая земля» (удивительного микса из «Армагеддона», «Пекла» и более-менее всех голливудских фильмов-катастроф 90-х). Оруэлл оруэллом, но касса сама себя не сделает.

● ● ●

Первоклассный гонконгский режиссер Джонни То, оказывается, снимает и мюзиклы. На Mubi можно посмотреть его «Офис» — драмеди об ипотечном кризисе 2008 года, который затронул и китайскую экономику. Чарли Чаплин, Басби Беркли и Чоу Юньфат в одном кадре.

● ● ●

Долгожданная феминистская ревизия «Диких сердцем» Дэвида Линча: Лилиан Кроуфорд рассказывает о когнитивно-поведенческой терапии, сравнивает себя с героиней Лоры Дерн и находит много общего.

Я не замечала связи между «Волшебником страны Оз» и своим посттравматическим стрессовым расстройством, пока не посмотрела «Диких сердцем» Дэвида Линча. Хоть он был выпущен в 1990 году, это был один из тех редких моментов, когда фильм протянул мне руку, взял ее и сказал, что знает, что я чувствую.

● ● ●

Variety вспоминает «Добейся успеха» — презабавнейшую комедию про чирлидерш, подарившую фразу «Это не демократия, это чирократия!» За двадцать лет, прошедших с премьеры, фильм стал только острее: культурная апроприация, внутренняя мизогиния, неравные права, сексизм и т. д. и т. п.

● ● ●

И еще один двадцатилетний юбилей не менее важной кинокартины — «Клетки» Тарсема Сингха. В свое время триллер о попытках проникнуть в разум маньяка не очень оценили во время выхода, хотя сегодня с учетом любви режиссеров и зрителей к броским визуальным решениям это был бы хит.

● ● ●

Султан Усувалиев в вк-паблике своего журнала «Film Sense» рассказывает о сериале «Убойный отдел» — пробе пера и камеры создателей великой «Прослушки». Настоятельно рекомендуем.

● ● ●

Что на туалетном столике Бэби Джейн? Мини-исследование парфюмерии, присутствующей в грустных сказках о Голливуде.

● ● ●

Ридли Скотт собирает Гуччи Гэнг. Леди Гага, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Адам Драйвер и Джаред Лето могут сыграть в биографическом триллере об убийстве Маурицио Гуччи. В 1995 году его застрелили на пороге собственного дома по заказу бывшей жены, не простившей супругу измену и женитьбу на другой. Ревнивицу и сыграет Гага.

● ● ●

Друг Тарантино и Джармуша, рэпер, синефил и режиссер RZA рассказывает о любимых боевых сценах в кино. «Выход дракона», «Убить Билла» (к которому он записал пару музыкальных тем), «Чужие среди нас», «Рейд-2» и прочие произведения высокой кинематографической культуры, которые не стыдно показать пацанам с района.

● ● ●

Пользователи твиттера умеют добиваться своего. Тизер четырехчасовой режиссерской версии «Лиги справедливости» Зака Снайдера, сделанной спустя три года по многочисленным просьбам трудящихся.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: