Сеанс-дайджест №126
Эннио Морриконе — аристократ-авангардист. — Дени Вильнев и Роджер Дикинс сидят на кухне. — Как не стоит писать письма кумирам. — Почему Quibi не выстрелил? — Как обескровить Уэса Крейвена? — Новый короткий Глейзер. — Почему киноведам важно смотреть гонконгские боевики?
Прошлая неделя началась с известия о смерти Эннио Морриконе. Великий кинокомпозитор прожил долгую жизнь и оставил огромное наследие. Об извилистом пути от авангардиста до заслуженного классика рассказывают на страницах «Коммерсанта».
Неутомимый труженик — 520 фильмов за 56 лет — Морриконе не пренебрегал ни «Кровавыми автостопами», ни истинно итальянским жанром giallo о подвигах маньяков, вооруженных колюще-режущими предметами, ни бесконечными сиквелами «Спрута», ни прочими «Гуманоидами». Зачастую, как в том же «Профессионале», его музыка превосходила даже отнюдь не дурную режиссуру. Поденщина — не иначе как чудом — не развратила его. Морриконе был в высшем смысле слова аристократичным игроком, игравшим по режиссерским правилам, но, когда речь заходила о сотрудничестве с конгениальными ему авторами, игра шла всерьез — на разрыв зрительской аорты.
● ● ●
Газета The Telegraph извинилась перед Ильей Хржановским [в 2024 году признан Минюстом РФ иностранным агентом] за публикацию с заголовком «Украинская прокуратура расследует пытки детей на съемках фильмов проекта „Дау“». Редакция провела тщательный ресерч и выяснила, что состава преступления нет, а «господин Хржановский не вел себя так, как указано в нашей статье». Публикацию удалили с сайта, а режиссер получит денежную компенсацию, которую он собирается пожертвовать организации, борющейся с антисемитизмом.
● ● ●
Дени Вильнев зашел на чай к Роджеру Дикинсу, став гостем его подкаста «Команда Дикинса». Поговорили про эмиграцию из Канады, два финала «Пленниц» («продюсеров устраивали оба варианта, а я выбрал тот, что казался более странным и менее очевидным») и любимые сцены из совместных фильмов. Фаворит обоих — диалог между Бенисио Дель Торо и Эмили Блант в финальной части «Убийцы».
Интересно, что мы говорим о сцене, где два человека сидят на кухне и просто разговаривают. Она стоила где-то десять тысяч долларов.
● ● ●
На Cinephilia&Beyond вышел красочный материал про историю создания «Сталкера», его можно отправить англоязычным знакомым. Помимо многочисленных кусочков интервью, фотографий со съемок и разного рода интересных фактов там есть, например, и переведенный на английский сценарий.
● ● ●
На «Арттерритории» опубликовали доклад Виктории Смирновой-Майзель про живопись и роль произведений искусства в фильмах Андрея Тарковского (приобрести сборник можно на сайте «Порядка слов»). Если вам кажется, что многие кадры из фильмов Андрея Арсеньевича что-то смутно напоминают, то не упустите шанс ознакомиться с этим текстом. Он многое прояснит.
Несмотря на то, что среди повлиявших на Тарковского режиссеров редко возникает имя автора «В прошлом году в Мариенбаде» (скорее, речь идет об А. Куросаве и Л. Бунюэле, Ф. Феллини, Р. Брессоне и И. Бергмане), мы можем увидеть сходство между песками Зоны и фантастической комнатой-мозгом, в которую помещен герой «Люблю тебя, люблю» (в анкете любимых фильмов Тарковский указывает именно эту ленту А. Рене).
● ● ●
Ложь и видео
Вышел новый номер «Искусства кино», целиком посвященный сериалам. Отдельная радость — долгожданное (и, надеемся, не последнее) возвращение Романа Волобуева к кинокритике. Ценитель запятых и красиво подсвеченных актрис — об «Охотнике за разумом» и творческих методах Дэвида Финчера.
«Семь» был про схватку со злом, «Зодиак» — про его безрезультатный поиск. Этот сериал — про долгие подробные беседы с ним постфактум, жанр которых к тому же не допрос, а интервью, где следователь рано или поздно обязательно начинает звучать как искусствовед в штатском, почтительно расспрашивающий автора, что тот хотел сказать.
● ● ●
Редакция Colta очень озабочена так называемой «новой этикой» и пытается объяснить, что это вообще такое. Николай Эппле на примере сериала «Неортодоксальная» показывает, что изменилось в демонстрации жизни ортодоксальных еврейских общин.
Сейчас на глазах начинается что-то новое. Новое поколение больше не считает себя виноватым специально перед евреями, а верховенство прав человека, недопустимость абьюза, в том числе религиозно оправданного, и прочая приснопоминаемая «новая этика» стремительно выходят в мейнстрим.
● ● ●
В университете Южной Калифорнии (USC) от греха подальше закрыли выставку, посвященную Джону Уэйну. Студенты вуза, где в свое время по спортивной стипендии учился легендарный Дюк, припомнили расистские и гомофобные высказывания актера. Уэйн выступал за расовую сегрегацию, недолюбливал фильм «Полуночный ковбой», а еще убивал индейцев в кино. Экспозиция существует уже больше года, и вопросы к ней возникали с самого ее появления, но движение Black Lives Matter обострило их до предела.
● ● ●
Джейсон Райтман для платформы Quibi дистанционно режиссирует постановку «Принцессы невесты» Уильяма Голдмана и выкладывает по кусочкам в свой твиттер. В капустнике участвуют Брайан Крэнстон, Тайка Вайтити, Зои Дойч и еще десятки милейших людей. Есть совсем душераздирающий момент: заочный диалог Роба Райнера с его отцом, комиком Карлом Райнером, недавно ушедшим из жизни.
● ● ●
Кстати о Quibi. Vulture рассказывает, что происходит с многострадальным сервисом — кажется, первым крупным провалом среди недавно запущенных стримингов. Дорогостоящие (и нарезанные на 10-минутые эпизоды) сериалы с суперзвездами никто не смотрит, кинематографисты подхалтуривают («первоклассные авторы запускают здесь свои второсортные проекты»), а платить восемь долларов в месяц за мобильное приложение никто не хочет. То ли дело TikTok.
● ● ●
Не каждому удается достучаться до небес. На Cineticle опубликовали перевод бесконечно грустного письма андеграундного режиссера Роберта Крамера, адресованного Бобу Дилану. Письмо осталось без ответа. Они не были знакомы и так и не поработали вместе.
Всю мою жизнь ты был одним из голосов в моей голове. К счастью или к несчастью, всю эту историю мы прошли вместе. Мне очень нравится Time Out of Mind. Возможно, ты говоришь о ком-то конкретном, о ней, но в этой музыке я слышу (свою историю), что в любви что-то пошло не так или она совсем исчезла — Ам*рк*, американская мечта, мы просто пытаемся плыть по реке. Вымотанные любовью.
● ● ●
#ReleasetheCravenCut! На сайте Bloody Disgusting вспоминают поучительную историю создания «Оборотней» Уэса Крейвена, которая будет пострашнее самой картины. Съемки начались с незаконченным сценарием и вместо предполагаемых четырех недель продлились три месяца, бюджет вырос в несколько раз, труды легендарного художника по гриму Рика Бейкера продюсеры решили заменить трехмерной графикой, а на финальном монтаже от фильма не оставили живого места (буквально вырезав все «мясо»). В сети можно найти unrated-версию фильма, которая, впрочем, тоже далека от первой режиссерской сборки, как заверяют причастные к созданию.
● ● ●
Variety пересматривает «Незваных гостей». Комедии, в которой Оуэн Уилсон и Винс Вон очень любят свадьбы и подружек невест, только что исполнилось 15 лет. Рядовой летний релиз в свое время стал суперхитом проката, а с годами приобрел почти что культовый статус.
В какой дом бы я ни заходил, всегда смотрю на коллекцию DVD и, разумеется, нахожу там «Незваных гостей». Кажется, что он есть вообще у каждого.
● ● ●
«Блэйд», да не тот. На Mubi подробно разбирают грандиозную экшн-сцену из «Клинка» Цуи Харка, в которой классик гонконгского кино перепридумал клиповый монтаж.
● ● ●
Джонатан Глейзер: кино визуального беспокойства
Джонатан Глейзер за время карантина снял фильм. Короткометражку «Страсбург, 1518», созданную «в коллаборации с изоляцией» покажут 20 июля на BBC Two. Вдохновением для танцевального этюда под музыку Мики Леви стала историческая байка про «танцевальную чуму» на границе Франции и Германии: в результате безудержного и ничем не объяснимого веселья погибло от 50 до 400 человек (впрочем, некоторые историки считают, что умерших не было вовсе).
А вот и тизер.
● ● ●
Итан Хоук и красивые лампочки в трейлере фильма «Тесла» Майкла Алмерейды. Усердие, с которым создатели делают вид, что это не очередной тенденциозный байопик, как минимум, вызывает любопытство.
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте