Высшие формы — «Такой же день» Ульяны Сизых
Наш онлайн-фестиваль «Высшие формы» стартовал в то время, когда все только начинали закрываться по домам. В это же время зародился замысел мультфильма «Такой же день». Сегодня его уже можно посмотреть и почитать рассказ его создателей об удаленной работе над анимацией, способах пережить месяцы в заточении и творчестве как терапии.
Ульяна Сизых, режиссер
Мультфильм родился как бы в ответ на ситуацию карантина и сильно поменял отношение к среде, в которой нужно было существовать изо дня в день. Во время карантина у меня было несколько очень сильных перепадов настроения: сначала я не испытывала сильной грусти или тревоги, было ощущение, что можно спокойно сидеть дома и делать анимацию. Через месяц, в апреле, ощущение новизны сменилось более тревожными состояниями от долгого нахождения в одном и том же пространстве, в ситуации неопределенности. Появилось чувство обособленности и одиночества, стало очень не хватать совместной работы, и мы решили сделать вместе мультфильм.
Идея фильма появилась из еженедельной практики рисования набросков. Круг тем для них сузился до того, что есть дома. Мы придумывали себе задания для рисования — зарядка, танец, приготовление еды, какие-то бытовые сцены, созвоны по «зуму». На основе некоторых рисунков начали появляться короткие анимационные этюды, а вслед за этим — идея объединить их во что-то, например, в структуру суток — утро, день, вечер.
Это инструкция о том, чем заняться на карантине, пока сидишь в четырех стенах.
Эта работа очень сильно подбодрила. Положение карантина перестало казаться чем-то только плохим, стало материалом для фильма, появился интерес к тому, что в повседневной жизни казалось неважными.
В июне у меня умерла собака. Она занимала очень большое место в моей жизни, а потом вдруг ее резко не стало, и все, чем я могла заниматься — это прокручивать в голове сценарии, при которых этого бы не произошло. Я никак не могла признать, что это все же случилось. Я очень любила ее рисовать, поэтому осталось много набросков. Появилась идея сделать маленькую анимацию в память о ней. Я не ожидала, что эта крошечная сцена станет такой важной — у нее был какой-то отрезвляющий эффект, она помогла мне полнее прожить и осмыслить произошедшее, выразить свои чувства от смерти собаки.
В анимации на основе набросков очень много жизни. Чаще всего мы делаем рисованную анимацию в компьютере, у этого есть свои ограничения, например, пропадает элемент случайности, который возникает при рисовании на бумаге традиционными материалами. Набросок — это что-то очень быстрое, запечатлевающее момент. Сочетание наброска с органичной ему компьютерной анимацией привносит в фильм свежесть.
Думаю, фильм получился о том, что, даже находясь далеко друг от друга, люди могут проживать нечто вместе, а творчество дает возможность наполнить отрезок времени смыслом.
Дарья Веселова, аниматор
«Такой же день» — это инструкция о том, чем заняться на карантине, пока сидишь в четырех стенах. Самым интересным было искать, про что именно сделать сцену. Первые дни думаешь: «Обычная квартира, ничего особенного», и только через какое-то время замечаешь интересные композиции на столе, полном продуктов.
Мне было очень тяжело так долго сидеть дома. Большой радостью было на некоторое время выбраться за город. Смена обстановки очень вдохновила меня, поэтому я чуть ли не каждый день делала новые анимации. Когда я вернулась обратно, вернулось и чувство тоски по свободе и по возможности видеть людей вживую, а не на экране компьютера. Тем не менее, совместная работа над фильмом — это светлое пятно в тяжелое время. Созвоны придавали энергии, и было приятно видеть людей, по которым скучаешь.
Анна Абрамова, аниматор
Делая анимацию моментов, которые стали рутиной, ты наделяешь их значимостью. Это что-то вроде рефлексии в сам момент события. Рисунки отличаются непосредственностью и случайностью, их не сравнишь с рисунками на компьютере. Анимируя набросок, ты внимательнее изучаешь случившееся. Ритм работы помогал держаться, а в завершении фильма виделся и конец карантина.
Полина Вислова, аниматор
Когда оживляешь наброски, можно сказать, что занимаешься отчасти документальной анимацией. В наброске ты запечатлеваешь момент, отпечатываешь его на листе, сохраняешь, как энтомолог. А когда садишься его анимировать, ты снова даешь этому моменту жизнь, но не воспроизводишь его, а делаешь что-то новое. Момент раздваивается, а пространства реальности и творчества переплетаются.
Фильм очень помогал не рассыпаться в новых обстоятельствах карантина. Дни сливались, как это бывает, когда долго находишься дома, но были собраны благодаря участию в выращивании фильма. Идея появилась спонтанно и развивалась прямо на глазах. Видеть постепенность этого рождения было самым интересным. К тому же, сам процесс анимации помогал понять, что происходит со мной и с людьми вокруг.
Высшие формы — «Мы сегодня дома» Александры Харитоновой и Марии Сониной
Мне очень нравится, что в фильме уделяется внимание вещам, которые происходят повседневно в жизни каждого, но о которых мы не думаем и воспринимаем как должное. В условиях карантина все перевернулась с ног на голову, и рутинные дела стали жизнеобразующими. Фильм соткан из таких моментов, но каждая сцена личная и окрашена эмоциями другого человека. Он проживает похожие события, что и ты, но иначе. Я видела сцены других людей и понимала, через что они проходят. Это помогало не терять связь с реальностью и друг с другом.
Когда я увидела финальную версию фильма, этот период жизни собрался в нечто цельное, благодаря чему я могу оглянуться и лучше понять, что тогда со мной происходило. Для меня фильм получился про воспоминания и про творчество как способ получать опыт от каждого дня, как способ борьбы с рутиной и попытку нового взгляда на жизнь.