Портрет

«Мысль обрывается на важном» — Памяти Натальи Рязанцевой

Прошло уже два года, как умерла Наталья Борисовна Рязанцева. О классике кинодарамтургии, важнейшей героине шестидесятых и своем учителе вспоминает Любовь Аркус.

Мы были в бесконечных разъездах, когда пришла весть о том, что Наташи, Натальи Борисовны Рязанцевой, больше нет.

Для меня это личная утрата: в последние годы я редко звонила, еще реже приезжала к ней на Звездный бульвар, в маленькую квартирку, изобретательно и самолично ею перестроенную еще в незапамятные времена, когда она вернулась в Москву из Питера, расставшись с Авербахом. Как-то она умудрилась вместить туда и гостиную, и спальню, и кабинет, и крошечную открытую кухню. Все там было: и место для уединения, и диванчик для гостей, и возможность собираться компанией под самодельным огромным абажуром, столь же прекрасным, как и все обиталище классика.

Она была классиком, когда я впервые явилась к ней первокурсницей ВГИКа делать интервью для студенческой многотиражки «Путь к экрану». Она во ВГИКЕ тогда еще не преподавала, что ей я, и эта многотиражка? Но, подходя ко всему серьезно и вдумчиво, она гудела как шмель в мой старенький, кем-то подаренный диктофон, занимавший полстола. Потом я приезжала показать текст, и она опять, пританцовывая на цыпочках, колдовала на кухне, готовя мне чай с бутербродами, затем читала, что-то отчеркивая: «Вот тут мы с вами не договорили, тут мысль обрывается на важном…»

Наталья Рязанцева. Архив «Сеанса»
Она была первой любовью, вечной femme fatale

У нее к тому времени уже были «Крылья», «Долгие проводы», «Чужие письма» — великие фильмы советской эпохи, а два из них просто мои любимейшие, — а она возилась с двадцатилетней дурындой и интервью, которое и прочитать-то никто не прочитает. Потом предложение «заходить в гости» ни в коем случае не было мною воспринято как жест вежливости: уж раз в неделю «в гости» я отправлялась. О полузапрещенных «Долгих проводах» я написала свою первую курсовую работу, обожженная этим фильмом навсегда. Благо, наш либеральный мастер, Армен Николаевич Медведев, на эту крамолу посмотрел сквозь пальцы.

Я очень быстро поняла, что она не только кинодраматург-автор, но и важнейший персонаж моих любимых шестидесятых. Не могу точнее сказать, но в мужском кругу этой эпохи она была в роли хемингуэевской Брет Эшли из «Фиесты» («— Ах, Джейк, как хорошо нам могло бы быть вместе! — Да, этим можно утешаться»). Для многих из них, блестящих и неповторимых искателей бескомпромиссного счастья, она была первой любовью, вечной femme fatale. Достаточно назвать общеизвестных ее спутников жизни: Геннадий Шпаликов, Илья Авербах, Мераб Мамардашвили. В пору моего раннего студенчества она писала сценарий фильма «Голос» для Авербаха. Уже не будучи мужем и женой, они продолжали дружить и работать вместе. Приходя, я смотрела сразу смотрела в левый угол комнаты, где было кресло с торшером: кто там сидит с трубкой в зубах и с книжкой на коленях — Авербах или Мамардашвили?

Конфликты лежат в самой основе «внутреннего человека», для которого главный счет — это счет к самому себе

Наташа была очень тонким человеком, я бы сказала, маниакально тонким. Эта тонкость, непременность ее, безжалостное неприятие жирных акцентов и проговоренных смыслов отпугивали режиссеров следующего за ней поколения. Выдающийся драматург Анатолий Гребнев («Июльский дождь», «Дневник директора школы» и многие другие), не календарно, а сущностно ее ровесник, писал в 1975 году: «Скучно писать сюжет. Как люди пишут сюжетные вещи? Я всегда страдаю оттого, что — плоско. Плоско, белые ниточки на виду…». В том и проблема, что эти «белые ниточки» им были неведомы в жизни, в отношениях, в самих себе — как же сшить ими сценарий? «Белые ниточки», которым сейчас обучают на всех курсах, для них были чистым пораженчеством, отказом от глубины, от сложности жизни, от сложного человека.

Илья Авербах и Наталья Рязанцева. Архив «Сеанса»

Чтобы понять Наташу чуть лучше, надо читать ее эссеистику. Она писала не только о Шепитько, Соловьеве, Шпаликове, Галиче, Авербахе, Мамардашвили — вот, например, фрагмент про бабушку, Наталию Сергеевну: «<…> только много-много лет спустя я осознаю те „четыреста ударов“, что мы ей наносили с ребяческой жестокостью. Не государство, отобравшее все, не жестокий двадцатый век, а мы — самые близкие и любимые. Я не то, что часто ее вспоминаю, а помню всегда, постоянно, вместе со своей не объявленной войной между любовью, жалостью, долгом и невыносимой ее правоты»… В этой «невыносимой правоте» — она, Наташа. Невыносимо правы — и простые истины в «Чужих письмах», и сын в «Долгих проводах», и смерть перед жизнью в «Голосе», и жизнь вместо смерти в «Крыльях».

Photo Сеанс. Лица. Лариса Шепитько купить

Последние десятилетия она очень много преподавала. Фильмов больше не было. Когда-то она обронила, что в прозе и кинодраматургии ее занимает не фабула, а конфликт. Определить этот конфликт довольно трудно, не забудем, что Н. Б. относилась к поколению «дедраматизации», а значит, и конфликты лежат в самой основе «внутреннего человека», для которого главный счет —это счет к самому себе. Социальные нормы общества и кодекс чести Рязанцевой не совпадали. А если и совпадали, то исключительно в интеллигентской части, никогда и никем не проговоренные и в Основном Законе не прописанные — например, нельзя читать чужие письма. Нельзя — и точка.

В основе «Чужих писем» конфликт между интеллигенткой и пригретой ею юной хабалкой? Нет, конечно. Рязанцева страдала, когда читала критику, вот так истолковавшую ее с Авербахом картину — в самом деле, разве так бывает, чтобы все сводилось к доказательствам того, что дважды два четыре? Во-первых, не четыре, а пять, или десять, или скорее всего неисчислимое множество. Все конфликты — и сословный, конечно, и возрастной, и конфликт здравого смысла с непредсказуемой множественностью бытия, и бог знает сколько еще всего — дополнительно вступают в конфликт друг с другом… Видимостью не заменить сущности.

Наталья Рязанцева. Архив «Сеанса»
Помимо и поверх этих норм и лежит человеческая жизнь

У Надежды Петрухиной, героини «Крыльев», героя войны, ветерана, война отняла все — и любовь, и молодость, но и в мирной жизни продолжает дожирать. Мирное небо ее, военную летчицу, не умиротворяет, не защищает ее от полнейшего одиночества, от вакуума, в котором она оказалась. Ей не хватает воздуха. С кем или чем она в конфликте? Разве что, с устройством этого мира, в котором так бывает — жизнь прошла, а смерть еще не знает об этом.

Официозные почести лишь усугубляют ее одиночество; она всей поверхностью своей израненной души ощущает их формальность, бездушность; они лишь подтверждения ее ощущению ненужности и чуждости в окружающем мире. Помимо и поверх этих норм и лежит человеческая жизнь, как будто говорит Рязанцева. Опасный поворот драматургической мысли! Ведь, все же есть незыблемые нормы, изложенные еще в самой Главной Книге, но Рязанцева убеждена в том, что пока эти простые истины не пережиты лично тобою и не стали твоими собственными, они остаются мертвыми и потому так легко нарушаются в самой своей сути, сохраняющей при этом подобающую форму.

Ее фирменный знак препинания — это многоточие

Последовательность и верность себе, принимающая порою даже комические формы, как в случае с Зинаидой Шарко в «Долгих проводах», могут делать человека совсем не красивым, а даже и жалким… Но в этом упрямом стоицизме есть такая щемящая нота, которая заставит вас увидеть в немолодой нелепой кокетке, в матери, которая не боится унижений и пытается противостоять естественному ходу вещей, то самое прекрасное человеческое существо, который и есть предмет искусства Рязанцевой. Рязанцева знает не понаслышке, что все твердые структуры, у которых нет необходимой для жизни способности к компромиссам — либо ломаются, либо стачиваются. Этот факт обычно становится очевидным в открытом финале, который Рязанцева чтит. У нее нет ни одного «закрытого» финала. Возможно потому, что Рязанцева слишком умна и не видит предела для достижения глубины характера. Ее фирменный знак препинания — это многоточие.

Наталья Рязанцева. Архив «Сеанса»

Она была интеллигенткой во всем, а ведь слово «интеллигент», «интеллигентность» очень трудно поддается расшифровке. Это какое-то сугубо русское явление. Любое определение интеллигентности грешит тем, что оно всегда будет недостаточно и избыточно одновременно. Но благодаря знанию именно Рязанцевой в течение многих лет, я могу назвать еще одно, в ряду других, определение интеллигентности: это постоянное сомнение в своей правоте. Это бесконечное количество придаточных предложений, которые никогда не завершаются в осознании человеком своих свойств и меры своих поступков.

Еще она была воплощением того, что мы называем Автором. Она не хотела или не могла — писать проходные сценарии, отвечать на заказ студии или режиссера. Думаю, что и не хотела, и не могла. Потому при всех дарах, которыми наделил ее Господь, фильмов у нее совсем мало. А научить тому, как писать сценарии по ее кинопрозе невозможно, это значило бы научить быть Рязанцевой. В киношном просторечии ее жизнь более трех десятков лет, именуется «творческим простоем». Сама она это так не ощущала.

Наталья Рязанцева. Архив «Сеанса»

Четыре великих фильма — не так уж мало. Но в историю она вошла не только этими фильмами, а самой судьбою своей. Неповторимым тоном своей речи. Возьму на себя смелость назвать ее истинной шестидесятницей, не скомпрометировавшей себя ни в 1968-м, ни в 1991 году. Свое одиночество в последние десятилетия она принимала не как благо, и не как несчастье, а как данность. Вокруг нее были ученики, но это мало что меняло в ее самоощущении забытой временем и оставленной по естественным причинам девочки.

Любимая Наташа, Царствия небесного.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: