Рецензии
Фестивали

Венеция-2015: «Аномализа», короткий фильм об однообразии мира


Аномализа. Реж. Чарли Кауфман, 2015

Майкл Стоун, отец семейства и автор мотивирующих бестселлеров для менеджеров низшего звена, прилетает в Цинциннати (а слышится Цинциннат и приглашение на казнь), чтобы выступить перед местной аудиторией, и проводит вечер в гостинице, сперва назначая (неудачную) встречу давней возлюбленной, а потом натыкаясь на пару фанаток, одна из которых — болтливая от стеснительности Лиза — оказывается особенной. За пару минут до эротической сцены (едва ли не единственной на этом Венецианском фестивале и при том разыгранной куклами) он придумывает ей прозвище: Аномализа.

Фильм Кауфмана и его соавтора Дюка Джонсона (нащупавшего свой путь в кинематографе после «Вечного сияния чистого разума») — герметичный анекдот об одном адюльтере, показательный эпизод масштабного личного кризиса, с репрезентацией которого куклы справляются значительно лучше, чем справились бы актеры.

Головы всех персонажей, как у андроидов, составлены из трех неплотно прилегающих частей, отчего в одной из сцен герою доводится в буквальном смысле слова потерять лицо; и более того — у всех, кто окружает Стоуна, включая жену и сына, одна и та же внешность и один голос, только Лиза отличается (до поры до времени). То, что в «Быть Джоном Малковичем» казалось сновидческим кошмаром (Малкович в голове Малковича наблюдает одних Малковичей) в мультипликационном фильме оказывается лаконичным убийственным высказыванием об однообразии мира, увиденного глазами стареющего, сходящего с ума мужчины.

Кауфман снова заставляет нас жить в чужой голове, но новая — анимационная — форма не отстраняет зрителя от вымышленной, рукотворной, поражающей отдельными деталями, созданной при помощи «Кикстартера» вселенной; напротив, она парадоксальным образом делает этот мир еще более реальным.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: