Рецензии

«Апгрейд»: Обновление не туда


 

Грей Трейс (Логан Маршалл-Грин) целыми днями торчит в гараже — приводит в чувство винтажные масл-кары. В мире, где поденщиной занимается искусственный интеллект, Грей любит делать вещи собственными руками. Дома у него — шутливые перепалки с женой, которую прогресс вот-вот поглотит без остатка. Когда она все же уговаривает мужа на один вечер променять ревущий мотор на электрокар с автопилотом, сверхсовременная машина самовольно поворачивает не туда, и Грей лишается всего: жены, возможности управлять конечностями, а значит и дела жизни. Альтернативой, а заодно и орудием мести обидчикам, станет экспериментальный чип Стэм, который приводит организм Грея в чувство. На исходе первого дня у Стэма обнаружится свой голос, а следом и воля.

Мы все проходили через это: с телефоном, при установке новой «операционки» или обновлении «фотошопа». Апгрейд таит в себе надежду на окончательные удобство, «функциональность» и «интуитивность», но на поверку оборачивается набором багов, сомнительных и невозвратных решений, мучительным отвыканием от всего понятного. Тем, кого называют «опытный пользователь ПК», полегче. Остальные просят Дурова «вернуть стену» и выглядят как Логан Маршалл-Грин, который полтора часа блестяще изображает бессилие «чайника» перед незнакомым интерфейсом.

 

 

Сценарист и режиссер Ли Уоннелл когда-то придумал фильм-пуант «Пила», но сюжетные повороты «Апгрейда» совершенно ожидаемы — по жизни и по другим образцам жанра — и даже больше: их предвкушаешь. Бесценный момент, когда герой обнаруживает режим «автопилота» — одна из самых смешных сцен этого года. Во многом благодаря игре Маршалл-Грина, который под стать картине выглядит как ГМО-версия Тома Харди.

Его внутренний голос Стэм — это оммаж HAL 9000 из «Космической одиссеи», с тем важным отличием, что этот HAL уже неотделим от человека. Так что куда вернее вспомнить «Алису» от «Яндекса» или Siri, которые прямо сейчас живут в вашем кармане, идут с вами в душ и шутят примерно те же шутки. Со временем Грей все чаще отдает свое тело на откуп искусственному интеллекту, посреди всякой потасовки или перестрелки словно бы говоря «сыграй это еще раз, Стэм». Физика искусственному разуму не указ: свежо выглядит использование стедикама, который намертво фиксируется на герое, в какой бы плоскости тот ни находился. Здесь Уоннелл нашел простор для жанрового апгрейда: чтобы добиться упомянутого эффекта, к актеру приматывали айфон со специальным приложением, с помощью которого камера автоматически на нем фиксировалась.

 

 

«Апгрейд» знаком и старомоден, но не демонстративно, как «Мэнди», а где-то в самой прошивке. На его предсказуемость можно положиться, прогноз относительно будущего все такой же мрачный, как и тридцать пять лет назад у Кроненберга или Ридли Скотта. Вот только говорить об этом сегодня без улыбки уже неловко — и Уоннелл насмешливо выстраивает фильм как диалог человека, который не читает инструкции, с новым предметом техники. Это кино о том, что наши цифровые привязанности ничуть не менее важны прочих жизненных, можно было бы обставить, как Спайк Джонс в картине «Она», а можно так: улюлюкая, пересмешничая и разбрызгивая людей по стенам. Хорошо, когда есть обе версии.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: