18+
// Рецензии

Вдогонку

В субботу по каналу «Россия-2» пройдет телевизионный показ экранизации романа Бориса Акунина «Шпион», собравшей несколько престижных кинопремий. Во время кинопроката «Сеанс» публиковал рецензию Дениса Горелова. Теперь слово берет Олег Кашин, который написал свой текст специально для готовящегося сборника «Сеанс-guide 2012».

«Шпион». Реж. Алексей Андрианов, 2012

Я нарочно не стал пересматривать «Шпиона» перед тем, как сесть за этот текст — если впечатления нуждаются в том, чтобы их освежить, значит, ну их, эти впечатления. Из запомнившегося — это, конечно, Федор Бондарчук с усами (да даже если бы и без усов — он же хороший актер на самом деле, зря вы его все не любите) и советский стимпанк, о котором писали рецензенты. Писали, видимо, слишком много и слишком доброжелательно; я, посмотревший фильм уже после выхода рецензий, даже готов списать половину своего разочарования на завышенные ожидания. Обещали как минимум «Небесного капитана и мир будущего», а в итоге — невыразительная финальная сцена во «Дворце советов», несколько нарисованных видов фантастической сталинской Москвы общей протяженностью, дай бог, если минута, а все остальное — узнаваемые (слишком часто там сталинскую Москву снимают) проспекты Минска и примкнувшая к ним ВДНХ, которой у Акунина в романе, кажется, вообще не было. Еще двухэтажный троллейбус красиво падал в реку, но тоже как-то не очень выразительно.

«Шпион». Реж. Алексей Андрианов, 2012

Наверное, у меня действительно были завышенные ожидания, и допустим, стимпанк получился. Сделали из сталинской Москвы Готэм-сити, превратили предвоенную советскую историю в «Город грехов», исправили ошибку Солженицына, называвшего комиксами советские романы из «Библиотечки военных приключений» — сделали из романа комикс. Сделаем еще одно допущение: деятельность бериевского ведомства в 1941 году заслуживает того, чтобы пересказывать ее языком комикса. Представьте, как тоскливо звучит морализаторская нотация по поводу того, что как-то не комильфо рисовать в графических 3D-редакторах ампирные башни поверх гулаговских вышек. Но оставим это на совести авторов, тем более, что это далеко не первая реставрация НКВД на российском экране. Все уже привыкли к тому, что в нашем кино человек в фуражке с синим околышем чаще оказывается если не положительным героем, то как минимум хорошим парнем.

«Шпион». Реж. Алексей Андрианов, 2012

С такими допущениями «Шпион» — стандартный боевик на стандартном (герой Бондарчука Октябрьский — это же постаревший и переименованный Алеша Романов из акунинской серии книг «роман-кино») акунинском материале, игра в Голливуд, правила которой стараниями «эрнстовских» режиссеров за нулевые годы сложились вполне определенно. Когда-то, еще до раскрытия Григорием Чхартишвили своего псевдонима Лев Данилкин фантазировал, что автор фандоринских романов — это хитрая программа «Kuprin 2.0», созданная каким-нибудь компьютерным гением. Так и сейчас: легко можно представить, что все российские блокбастеры спродюсированы каким-нибудь iOS-приложением, старательно повторяющим трюки десятилетней давности из «Ночного» и «Дневного дозора». В дни первых митингов на Болотной какие-то особенно принципиальные протестующие или, напротив, тролли, упрекали Акунина: «Вот вы такой оппозиционер, а у вас при этом весной при поддержке государственного телеканала кино выходит!» И Акунин отшучивался, или даже серьезно отвечал, что до весны еще долго, и вполне может быть, что фильм выйдет в совсем другой стране. Увы, страна та же, в которой среди прочего незыблемым остается главный закон существования госканалов: чем жестче пропаганда, чем агрессивнее новости — тем богаче очередной блокбастер, продюсируемый начальниками тех же новостей. Собственно, «Шпион» — это эпизод из истории не столько российского кино, сколько российского телевидения.

«Шпион». Реж. Алексей Андрианов, 2012

Если бы «Шпион» был вторичен по отношению к Голливуду, это было бы даже неплохо — примерно то же герой финальной сцены «Шпиона» говорил разработчикам «ЗиСа», пытавшимся улучшить опытную модель «Паккарда»: не надо лучше, сделайте так же. Один мой знакомый издатель, над которым все смеются, потому что все его издания нагло и без спроса скопированы с западных аналогов, считает, что прежде чем делать что-то свое, необходимо научиться копировать удачные образцы. Но «Шпиону», как ни крути, далеко до «Города грехов».

«Шпион». Реж. Алексей Андрианов, 2012

«Шпион» вторичен даже не по отношению к Голливуду, а к эрнстовской игре в Голливуд, начатой «Дозорами» и за неполные десять лет достигшей вершин в «Высоцком». Наверное, в этом был какой-то продюсерский смысл: ВГТРК всегда будет гоняться за Первым и, может быть, даже когда-нибудь его догонит. Я не слежу за телевизионными проектами, но даже мне очевидно, что «Шпион» был первым шагом в погоне одного государственного канала за другим. Может быть, с точки зрения межканальной конкуренции это и здорово, но какое до всего этого дело зрителю?

Клуб
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»