Интервью

«Придуманное слово стало нарицательным» — Бурятское кино в топе

19 мая в прокат (а 20 мая в 19:30 на «Ленфильме» состоится показ с обсуждением) выходит «Решала: Брат» — продолжение культовой серии криминальных драм, первый фильм которой взорвал YouTube больше десяти лет назад и стал громким примером регионального кино. О настоящем и будущем кинематографа Бурятии, непридуманных историях и суровой правде жизни с авторами проекта поговорил Павел Пугачев.

Участники разговора:

Дина Подпругина-Замалиева — продюсер, руководитель компании «Байкал-кино»

Александр Фролов — исполнитель главной роли, соавтор сценария «Решала: Брат»

Моисей Куртанидзе — исполнитель роли Завгара

Константин Озёров — исполнитель роли Кости

Александр Кузьминов — сценарист, один из авторов проекта

Съемочная группа фильма «Решала: Брат»

С чего начались «Решалы»? Чем вы занимались до кино?

Дина Подпругина-Замалиева: До кино мы играли в КВН, а после завершения карьеры открыли компанию «Байкал-кино». В 2010-м сняли комедию «Чайник» — она стала успешной в Улан-Удэ. И, вдохновившись этим опытом, был написан сценарий криминальной драмы «Решала». Мы ее показали в кинотеатрах Улан-Удэ и Иркутска, но настоящий успех пришел с релизом в Сети. Не прошло и месяца, как фильм стал вируситься невероятным образом, на нас свалился шквал восторженных отзывов от самых разных людей, увидевших в этих героях и ситуациях что-то близкое им. Вторую часть, снятую в 2015-м, выпускали уже в широкий прокат по России, самостоятельно договариваясь с кинотеатрами. Залов и сеансов было немного, но наработка на каждую копию — сумасшедшая, сравнимая с вышедшей тогда же пятой частью «Миссия невыполнима». В 2019-м сделали третий фильм, и вот 19 мая выходит «Решала: Брат», своего рода спин-офф. Все это было сделано силами моего супруга Евгения Замалиева. Он собрал вокруг себя команду энтузиастов, где каждый выполнял самую разную работу: от сценария и продюсирования до подбора реквизита. Никто не чурался ничего. Делали всё вместе, сообща. Настоящая банда.

Бум регионального кино случился, просто не всё доходит до зрителя.

Моисей Куртанидзе: Мое главное увлечение — хип-хоп музыка. С Евгением Замалиевым мы пересекались именно по этой творческой линии, клипы снимали. И как-то раз он позвал меня на пробы. Я не отказался и вскоре получил роль Завгара, одного из главных героев.

Александр Кузьминов: Я написал вместе с ребятами сценарий «Чайника» и работал над «Решалами». Сейчас я сценарист и креативный продюсер. Недавно вышел «Маньячелло» на ТНТ, а буквально на днях там же выпустили «Аферу», тоже созданную усилиями нашей компании «Байкал-кино». Сейчас работаем над еще тремя комедийными сериалами и одним большим полнометражным проектом.

Александр Фролов в фильме «Решала: Брат». Реж. Александр Амиров. 2022

А как столичные киношники реагируют на вашу банду?

Александр Фролов: Я сейчас учусь в московской школе кино, и мои сокурсники долго не могли поверить, что в Бурятии вообще снимается кино. В итоге они посмотрели все части, чтобы понять, как такое возможно. Им, кажется, понравилось, хоть и в хронологии немного путаются: у нас там и правда чуть-чуть не складывается, как сначала всех убили, а потом… Ну, есть такой момент, в общем. Тут думать не надо. Тут надо просто смотреть.

Первого «Решалу» я, как и многие, смотрел на YouTube, когда еще жил в Челябинске. Не сказать, что это был самый популярный фильм, но локальный культовый статус у него точно был. Особенно в моей околокиношной среде — мы с друзьями снимали полулюбительские фильмы, вдохновляясь во многом и тем, что какие-то пацаны из Бурятии сняли нестыдный боевик за две копейки. Тогда нам казалось, что вот-вот случится бум микробюджетного регионального кино, но все довольно быстро заглохло, не успев толком начаться. Как вам кажется, почему так произошло?

Дина Подпругина-Замалиева: Многие и правда удивляются, что региональное кино в принципе возможно. Но оно есть! Просто бурятское кино — один из немногих успешных и относительно нашумевших кейсов. Есть еще ребята из Пензы, Татарстана, а якуты вообще впереди планеты всей, но у них немного другая история и другие деньги. Якутское кино более фестивальное, артхаусное, а у нас, скажем так, массовое, народное.

Константин Озёров: Мне кажется, что бум регионального кино случился, просто не всё доходит до зрителя. Многие ребята в разных уголках страны поверили в себя и начали снимать. Например, на волне успеха «Решалы» Юра Яшников из Иркутской КВН-команды «Байкал», игравшей в Высшей лиге, сделал народную комедию «Похабовск. Обратная сторона Сибири». В интернете ее, кажется, нет, но она шла в прокате. Я там тоже снялся вместе с Александром Гудковым, Александром Демидовым и Александром Башировым. Это был очень ценный для меня опыт и кино хорошее получилось.

Константин Озёров в фильме «Решала: Брат». Реж. Александр Амиров. 2022

Кстати, а как вам кажется, почему КВН стал главной кузницей творческих кадров в современной России?

Александр Кузьминов: Я тоже играл в команде «Байкал» и многим этому обязан. КВН — хорошая школа. Учишься писать и переписывать, мобилизировать мозг в трудные минуты. Когда за ночь пишешь новый конкурс, то никакие горящие дедлайны в кинопроцессе уже не вызывают стресса.

Если говорить об аутентичности, то были ли какие-то отзывы от людей, скажем так, знакомых с миром криминала не понаслышке?

Моисей Куртанидзе: То была во многом моя забота, чтобы кино не выглядело «недокриминально». Я к криминалу никакого отношения не имел, но видел и запомнил многое.

Константин Озеров: Слова благодарности звучали и от выходивших на нас людей из той среды, и от сотрудников правопорядка. Фильмы получились правдивыми, насколько это возможно. Ко мне периодически обращаются наши фанаты и зрители, рассказывают истории из жизни и спрашивают: «Слушайте, это же настоящая история, да? Это на самом деле было?» Я вам больше скажу — до фильма не было такого слова «решала». Его придумал Женя Замалиев, а с годами оно вошло в массовый лексикон. Включаю как-то «Физрука», а там оно уже активно используется, на ТВ потом появилась передача с таким названием. Придуманное слово стало нарицательным.

Дина Подпругина-Замалиева: Помню, Женя пришел в 3 часа ночи, разбудил меня и говорит: «Все, придумали, дописали сценарий практически и придумали название — „Решало“!». «Что, какое решало?», — спросила я. Но потом «Решало» заменили на «Решала»

Константин Озеров: Это было рабочее название. До последнего момента все говорили, что фильм будет называться иначе. Например, «Любовь брата» и «Брат за брата». Мы перебирали варианты, пока не дали жизнь этому странному слову через кинематограф.

«Решала: Брат». Реж. Александр Амиров. 2022

А насколько это автобиографическая история?

Дина Подпругина-Замалиева: Женя всегда говорил, что все эти истории так или иначе случались в его жизни или в жизни его близких. Он хотел сделать жизненное и искреннее кино. Думаю, потому оно и понятно простым парням из Челябинска, Саратова и Владистовка, всем, кто знает про уличные и дворовые понятия чести. Девяностые закончились далеко не везде. Стоит выехать за пределы МКАД, и начинается совсем другая жизнь.

Константин Озёров: Мы как-то размышляли о том, почему жанр вестерна так популярен в США. Большая часть описанных там событий приходится на двадцатилетний период, когда ковбои с пистолетами отпугивали плохих парней на Диком Западе. Но эти два десятка лет — история Америки в миниатюре, ее основа. Вот и наши девяностые представляют собой нечто подобное. Нам не нравилось жить в то время, но сейчас мы многое оттуда вспоминаем с любовью. Но это и большая ответственность — надо быть точным в деталях, наш зритель внимателен к мелочам и мы всеми силами стараемся соответствовать.

Дина Подпругина-Замалиева: И самое главное, что мы не показываем криминал в чистом виде, это никакая не пропаганда, не романтизация. «Решалы» — поучительные истории, в которых мы хотим дать понять, что всегда нужно оставаться человеком. Мы знаем примеры того, как некоторые зрители решили круто поменять свою жизнь после просмотра, уйти с опасной тропы криминала.

Дина Подпругина-Замалиева на съемках фильма «Решала: Брат». Реж. Александр Амиров. 2022

Из-за слова «Брат» в названии многие сразу подумают об известной дилогии Алексея Балабанова. Не боитесь этого сравнения? Закладывали ли вы его?

Александр Фролов: Только сейчас об этом подумал, если честно. До этого даже в голову не приходила эта параллель.

Константин Озёров: А я думал!

Александр Кузьминов: Как Дина и говорила, мы снимаем массовое, а значит, коммерческое кино. И, мне кажется, этот элемент — маркетинговый ход.

Эту часть снял новый для вашей команды режиссер Александр Амиров. Вы работаете одной большой семьей, каково было принять в нее нового человека?

Дина Подпругина-Замалиева: Первым делом хочется сказать большое спасибо продюсерам Константину Ёлкину и Михаилу Расходникову за то, что поверили в нас. На этот раз снимать своими силами мы не решались. И вот Михаил рассказал, что Саша Амиров давно хотел попробовать себя в режиссуре полного метра. Мы это обсуждали и созванивались, вносили правки в сценарий, чтобы Саше было комфортнее работать. Переписывания продолжалась и во время съемок. Саша Кузьминов выезжал на площадку как консультант. Конечно, мы бы сами сняли все совсем по-другому, но это шаг вперед. Благодаря Саше Амирову история стала более лиричной. Думаю, для нас было полезно сойти с колеи брутальных криминальных драм, найти путь к новому зрителю. Кроме того, и время изменилось, и мы немного другие.

«Решала. Брат». Реж. Александр Амиров. 2022

Евгений Замалиев, начавший всю эту историю, скоропостижно ушел из жизни в 2019 году из-за тяжелой болезни. Когда его не стало, как вы нашли в себе силы продолжить его дело?

Дина Подпругина-Замалиева: Во-первых, «Байкал-кино» — это не только «Решала», но и много других проектов. А во-вторых, весь накопленный опыт нельзя просто так бросать. Женя ушел из жизни в ноябре 2019-го, а уже через месяц вышла третья часть «Решалы». Он работал до последнего и мы думали, что будет продолжать и дальше, минимум год. Для нас его смерть стала шоком. Вскоре мы собрались с парнями и обсуждали, что же делать дальше. Все однозначно решили, что «не продолжать работу — не вариант». И сейчас мы продолжаем заниматься кинопроизводством. Планы огромные: сделать кино Бурятии большим и хорошим, объединять местных киношников. Талантливых людей много, потенциал есть. Уверена, что впереди у бурятского кино будут и победы на фестивалях, и кинонаграды. И мы будем всячески поддерживать творческих ребят из нашего края.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: