Высшие формы — «Прощайте, люди!» Анны Климановой
В «Высших формах» сегодня высшие Существа. Смотрим фильм Анны Климановой «Прощайте, люди!» — о создании этой ностальгической фантазии Юрию Михайлину рассказывает автор.
Эта картина была сделана в рамках режиссерских курсов «Союзмультфильма», в мастерской Игоря Ковалева. В самом начале обучения, примерно в феврале 2021, нам дали задание создать одноминутную историю. Я очень долго перебирала идеи, а потом случайно услышала песню Алексея Вдовина «Примавера», она начинается со слов: «Прощайте, люди, прощайте, лица…» Он так протяжно поет «люююди», «лииица», в этом есть какое-то очень скрытое и тихое чувство. У меня было ощущение, что мы застали уже состояние после бури, в момент смирения и принятого решения. И обращение «люди» будто отделяет автора ото всех в мире: есть люди и все вокруг, такое громадное, необъятное, а есть он. И он один. Сразу представился маленький мальчик, решившийся уйти из дома. Подумалось, что в детстве мы часто используем такие «громкие» фразы.

Я принесла идею на обсуждение в мастерскую и была удивлена, как много тех, у кого подобная история произошла в жизни на самом деле. Даже моя мама рассказала, что уходила из дома, и поделилась своим давним стишком:
Ищу всегда я одиночества,
Найдя, все жду, придет ли кто?
Мне так одной остаться хочется,
Чтоб кто-нибудь меня нашел.
Это стихотворение так попало в меня, в эту историю, что я даже думала поставить его в конец фильма.
Во время одного из обсуждений поднялся вопрос: «А почему он уходит из дома?» С этого момента фильм сильно удлинился и разделился на две части: доме и остановка.
Первая часть сейчас кажется мне несколько вымученной и слишком просчитанной. Мы с группой на занятиях Игоря сидели над ней очень долго, будто составляли и решали уравнение. У меня было несколько пунктов, которые очень хотелось либо избежать, либо, напротив, показать.

По задумке мальчик уходит из дома, думая, что его место займет новый малыш. И одной из задач стало показать: недавно в доме появился младенец от другого отца. Не хотелось делить персонажей на хороших и плохих, фигура отца не должна была получиться отрицательной. Я пыталась сформировать ситуацию таким образом, чтобы показать простых живых людей, у которых свои обстоятельства и причины.
Образ похож на смесь котобуса и Тоторо, но тогда я об этом не думала
Сейчас уже с теплом отношусь к этой половине фильма. Мне нравится, что она наполнена камерными, тактильными моментами: например, когда мальчик проводит ручкой по лапам медведя; как перебирает свои сокровища; или как у него электризуются волосы.
Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой
История с тем, что мальчика забирает Существо, была почти с самого начала. Тема «ребенок на руках большого существа» еще со школьных времен живет в моих рисунках. Во время курсов я ходила с блокнотом, где был нарисован один такой персонаж, тогда все и сложилось. Чтобы переплести и связать вместе две части фильма и немного стереть границу между вымыслом и реальностью, я вышила Существо на свитере мальчика. На один мой день рождения подруга, которая тоже училась на курсах, подарила куклу Существа, у которого в руках был автобусный билетик. На нем были написаны цифры 1542. Было решено и в фильме сделать такие же. Сейчас понимаю, что образ похож на смесь котобуса и Тоторо, но тогда я об этом не думала, это вышло неосознанно.

Долгое время у меня никак не выходило нарисовать фоны, не удавалось подружить с ними стиль персонажей. Не было никакого конкретного образа. Игорь предложил попросить помощи у мультипликатора Юры Пронина. Также с фонами мне помогала моя сестра. В отличие от меня, она окончила художественную школу. Мне кажется, мы хорошо дополняем друг друга — там, где не получается у меня, она справляется на раз-два, и наоборот. В сам фильм эти версии фонов не вошли, но они стали для меня хорошей отправной точкой — по сути, где-то я просто максимально их упрощала.
В фильме много тепло-желтых тонов, особенно во второй части. У меня страсть к этому цвету. В тот период я даже наброски рисовала им. Когда вижу этот цвет, становится очень хорошо внутри, будто смотрю на костер.
Когда мальчик обнимается с мишкой, становится слышен стук сердца
На тот момент я не знала никаких программ для анимации, поэтому рисовала и анимировала весь фильм от начала и до конца в Photoshop. Только на этапе заливки благодаря подругам, с которыми мы учились на курсах, пара сцен были сделаны в TVPaint. Когда на него перешла, была в восторге, насколько все может быть продумано и легко. Было ощущение, что о тебе позаботились. Контур в моем фильме не замкнут, поэтому заливка превратилась скорее в раскраску. Это был непростой этап, который местами превращался в процесс анимации — надо было многое дорисовывать.
Работая с Игорем, поняла, как важно наполнять анимацию живыми движениями, они не должны двигать сюжет, но раскрывают и оживляют персонажа. Сцену, где Существо в финале чешет ногу, предложил Игорь. Правда, по-моему, он предлагал, чтобы тот почесал себе попу, но я решила, что с ребенком на руках это будет проблематично.

Пожалуй, самым трудным было написать диалог. Я пыталась за ограниченное время, отведенное под разговор по телефону, исключительно с помощью реплик мамы рассказать целую историю двух людей. Надо было, чтобы это выглядело естественно. Было классно сидеть ночью на балконе и разговаривать по зуму с девочками с курсов, вместе пытаясь сочинить, каким этот диалог должен быть.
На записи голосов всегда был Игорь. Именно он договаривался с актерами и по большей части руководил процессом, давал комментарии. Для меня это все было очень новым. Помимо записи, которая вошла в фильм, у нас было еще два варианта — с Юлей Евдокимовой и с еще одной актрисой. В процессе работы текст поменялся, и вариант с Юлей перестал быть актуальным, а на второй записи я поняла, что голос и подача новой актрисы не подходят. Тогда Игорь предложил записать Ларису Брохман. Мне очень понравилось с ней работать. Кажется, в основном, я просто сидела, любовалась и сильно волновалась.
Существо — олицетворение теплоты и уюта
Звук мы делали в самый последний момент, за пару дней, поэтому мудрить с ним не было ни времени, ни сил. Это был мой первый опыт работы со звукорежиссером. Было интересно и сложно собирать при монтаже реплики мамы, выбирать из многочисленных вариантов лучший, иногда менять местами, что-то вырезать, собирать все как мозаику.
Было всего несколько моментов, которые мне было важно сделать так, как они звучали в моей голове. Еще на стадии аниматика я заложила, что когда мальчик обнимается с мишкой, становится слышен стук сердца. Там должны были заглушаться все посторонние звуки, но я за этим не уследила. Звук хлопка, удара на стыке двух частей фильма, получился не таким. Сейчас там звук, похожий на зажигающийся уличный фонарь.
Высшие формы — «Жизнь маленьких зверей» Игоря Маломуда и Константина Бриллиантова
На сценах с Существом был поставлен звук огня. Для меня Существо — олицетворение теплоты и уюта. В детстве я часто засыпала на руках у взрослых в лесу у костра и очень не хотела, чтобы меня относили спать одну в холодную палатку. Видимо, тут соединились эти две вещи — руки и костер. Шум ветра и осенних листьев на титрах. Мне хотелось воссоздать то ощущение, когда ты ночью в глуши, все спит, и только ветер завывает. Меня очень цепляет это чувство.
Интересно наблюдать, как фильм меняется от зала к залу — он все время разный, будто живой
Музыку к картине написал мой друг Кирилл Кочетков. Сначала у нас случилось недопонимание, и он сочинил музыку на все четыре минуты фильма. Зато было из чего выбирать. Еще попросила его записать несколько одиночных нот, чтобы плавно ввести зрителя в музыку, и раскидала их по действиям, как колокольчики. С Кириллом очень легко работать.

В самом начале работы у меня был настрой придумать и сделать очень радостный фильм. Но он вызывает много разных чувств. Надеюсь, когда-нибудь моя сестра будет смеяться, а не плакать над моими работами.
Фильм был закончен в декабре 2022 — январе 2023. В общей сложности работа заняла около полутора лет. Интересно наблюдать, как фильм меняется от зала к залу — он все время разный, будто живой. Не могу сказать, от чего это зависит. Как рамка для картины — иногда подчеркивает сильные стороны, а иногда — слабые.
Читайте также
-
Высшие формы — «Город золотой» Рима Шарафутдинова
-
Назад в будущее — Разговор с командой видеосалона
-
Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой
-
Высшие формы — «Жизнь маленьких зверей» Игоря Маломуда и Константина Бриллиантова
-
Взгляд сквозь годы — «Шукшин» Александра Расторгуева
-
Как мы смотрим: мифы, страхи, «Дыры»