Видео

Высшие формы — «Прощайте, люди!» Анны Климановой

В «Высших формах» сегодня высшие Существа. Смотрим фильм Анны Климановой «Прощайте, люди!» — о создании этой ностальгической фантазии Юрию Михайлину рассказывает автор.

Эта картина была сделана в рамках режиссерских курсов «Союзмультфильма», в мастерской Игоря Ковалева. В самом начале обучения, примерно в феврале 2021, нам дали задание создать одноминутную историю. Я очень долго перебирала идеи, а потом случайно услышала песню Алексея Вдовина «Примавера», она начинается со слов: «Прощайте, люди, прощайте, лица…» Он так протяжно поет «люююди», «лииица», в этом есть какое-то очень скрытое и тихое чувство. У меня было ощущение, что мы застали уже состояние после бури, в момент смирения и принятого решения. И обращение «люди» будто отделяет автора ото всех в мире: есть люди и все вокруг, такое громадное, необъятное, а есть он. И он один. Сразу представился маленький мальчик, решившийся уйти из дома. Подумалось, что в детстве мы часто используем такие «громкие» фразы.

Эскиз. «Прощайте, люди». Реж. Анна Климанова. 2023

Я принесла идею на обсуждение в мастерскую и была удивлена, как много тех, у кого подобная история произошла в жизни на самом деле. Даже моя мама рассказала, что уходила из дома, и поделилась своим давним стишком:

Ищу всегда я одиночества,
Найдя, все жду, придет ли кто?
Мне так одной остаться хочется,
Чтоб кто-нибудь меня нашел.

Это стихотворение так попало в меня, в эту историю, что я даже думала поставить его в конец фильма.

Во время одного из обсуждений поднялся вопрос: «А почему он уходит из дома?» С этого момента фильм сильно удлинился и разделился на две части: доме и остановка.

Первая часть сейчас кажется мне несколько вымученной и слишком просчитанной. Мы с группой на занятиях Игоря сидели над ней очень долго, будто составляли и решали уравнение. У меня было несколько пунктов, которые очень хотелось либо избежать, либо, напротив, показать.

«Прощайте, люди». Реж. Анна Климанова. 2023

По задумке мальчик уходит из дома, думая, что его место займет новый малыш. И одной из задач стало показать: недавно в доме появился младенец от другого отца. Не хотелось делить персонажей на хороших и плохих, фигура отца не должна была получиться отрицательной. Я пыталась сформировать ситуацию таким образом, чтобы показать простых живых людей, у которых свои обстоятельства и причины.

Образ похож на смесь котобуса и Тоторо, но тогда я об этом не думала

Сейчас уже с теплом отношусь к этой половине фильма. Мне нравится, что она наполнена камерными, тактильными моментами: например, когда мальчик проводит ручкой по лапам медведя; как перебирает свои сокровища; или как у него электризуются волосы.

Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой

История с тем, что мальчика забирает Существо, была почти с самого начала. Тема «ребенок на руках большого существа» еще со школьных времен живет в моих рисунках. Во время курсов я ходила с блокнотом, где был нарисован один такой персонаж, тогда все и сложилось. Чтобы переплести и связать вместе две части фильма и немного стереть границу между вымыслом и реальностью, я вышила Существо на свитере мальчика. На один мой день рождения подруга, которая тоже училась на курсах, подарила куклу Существа, у которого в руках был автобусный билетик. На нем были написаны цифры 1542. Было решено и в фильме сделать такие же. Сейчас понимаю, что образ похож на смесь котобуса и Тоторо, но тогда я об этом не думала, это вышло неосознанно.

Существо. Рисунок в блокноте

Долгое время у меня никак не выходило нарисовать фоны, не удавалось подружить с ними стиль персонажей. Не было никакого конкретного образа. Игорь предложил попросить помощи у мультипликатора Юры Пронина. Также с фонами мне помогала моя сестра. В отличие от меня, она окончила художественную школу. Мне кажется, мы хорошо дополняем друг друга — там, где не получается у меня, она справляется на раз-два, и наоборот. В сам фильм эти версии фонов не вошли, но они стали для меня хорошей отправной точкой — по сути, где-то я просто максимально их упрощала.

В фильме много тепло-желтых тонов, особенно во второй части. У меня страсть к этому цвету. В тот период я даже наброски рисовала им. Когда вижу этот цвет, становится очень хорошо внутри, будто смотрю на костер.

Когда мальчик обнимается с мишкой, становится слышен стук сердца

На тот момент я не знала никаких программ для анимации, поэтому рисовала и анимировала весь фильм от начала и до конца в Photoshop. Только на этапе заливки благодаря подругам, с которыми мы учились на курсах, пара сцен были сделаны в TVPaint. Когда на него перешла,  была в восторге, насколько все может быть продумано и легко. Было ощущение, что о тебе позаботились. Контур в моем фильме не замкнут, поэтому заливка превратилась скорее в раскраску. Это был непростой этап, который местами превращался в процесс анимации — надо было многое дорисовывать.

Работая с Игорем,  поняла, как важно наполнять анимацию живыми движениями, они не должны двигать сюжет, но раскрывают и оживляют персонажа. Сцену, где Существо в финале чешет ногу, предложил Игорь. Правда, по-моему, он предлагал, чтобы тот почесал себе попу, но я решила, что с ребенком на руках это будет проблематично.

«Прощайте, люди». Реж. Анна Климанова. 2023

Пожалуй, самым трудным было написать диалог. Я пыталась за ограниченное время, отведенное под разговор по телефону, исключительно с помощью реплик мамы рассказать целую историю двух людей. Надо было, чтобы это выглядело естественно. Было классно сидеть ночью на балконе и разговаривать по зуму с девочками с курсов, вместе пытаясь сочинить, каким этот диалог должен быть.

На записи голосов всегда был Игорь. Именно он договаривался с актерами и по большей части руководил процессом, давал комментарии. Для меня это все было очень новым. Помимо записи, которая вошла в фильм, у нас было еще два варианта — с Юлей Евдокимовой и с еще одной актрисой. В процессе работы текст поменялся, и вариант с Юлей перестал быть актуальным, а на второй записи я поняла, что голос и подача новой актрисы не подходят. Тогда Игорь предложил записать Ларису Брохман. Мне очень понравилось с ней работать. Кажется, в основном, я просто сидела, любовалась и сильно волновалась.

Существо — олицетворение теплоты и уюта

Звук мы делали в самый последний момент, за пару дней, поэтому мудрить с ним не было ни времени, ни сил. Это был мой первый опыт работы со звукорежиссером. Было интересно и сложно собирать при монтаже реплики мамы, выбирать из многочисленных вариантов лучший, иногда менять местами, что-то вырезать, собирать все как мозаику.

Было всего несколько моментов, которые мне было важно сделать так, как они звучали в моей голове. Еще на стадии аниматика я заложила, что когда мальчик обнимается с мишкой, становится слышен стук сердца. Там должны были заглушаться все посторонние звуки, но я за этим не уследила. Звук хлопка, удара на стыке двух частей фильма,  получился не таким. Сейчас там звук, похожий на зажигающийся уличный фонарь.

Высшие формы — «Жизнь маленьких зверей» Игоря Маломуда и Константина Бриллиантова Высшие формы — «Жизнь маленьких зверей» Игоря Маломуда и Константина Бриллиантова

На сценах с Существом был поставлен звук огня. Для меня Существо — олицетворение теплоты и уюта. В детстве я часто засыпала на руках у взрослых в лесу у костра и очень не хотела, чтобы меня относили спать одну в холодную палатку. Видимо, тут соединились эти две вещи — руки и костер. Шум ветра и осенних листьев на титрах. Мне хотелось воссоздать то ощущение, когда ты ночью в глуши, все спит, и только ветер завывает. Меня очень цепляет это чувство.

Интересно наблюдать, как фильм меняется от зала к залу — он все время разный, будто живой

Музыку к картине написал мой друг Кирилл Кочетков. Сначала у нас случилось недопонимание, и он сочинил музыку на все четыре минуты фильма. Зато было из чего выбирать. Еще попросила его записать несколько одиночных нот, чтобы плавно ввести зрителя в музыку, и раскидала их по действиям, как колокольчики. С Кириллом очень легко работать.

Существо. Эскиз

В самом начале работы у меня был настрой придумать и сделать очень радостный фильм. Но он вызывает много разных чувств. Надеюсь, когда-нибудь моя сестра будет смеяться, а не плакать над моими работами.

Фильм был закончен в декабре 2022 — январе 2023. В общей сложности работа заняла около полутора лет. Интересно наблюдать, как фильм меняется от зала к залу — он все время разный, будто живой. Не могу сказать, от чего это зависит. Как рамка для картины — иногда подчеркивает сильные стороны, а иногда — слабые.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: