Даниэлла Рыбакьян: «Кто-то уходил с показа, хлопнув дверью»
Еще больше дебютов! В прокате — «Шум», первая большая работа выпускницы мастерской Константина Лопушанского в СПбГИКиТ. О фильме про рэп-баттлы, наркотики и петербургский андеграунд, снятом на деньги Минкульта и при содействии института, режиссер Даниэлла Рыбакьян рассказала Павлу Мальцеву.
Илья (Сергей Липовский) приезжает в шумный город из своей провинции. Он — баттл-рэпер, страдающий заиканием. В промозглом и напоминающем комикс Петербурге, снятом камерой Артема Емельянова («Теснота»), он сразу попадает в сомнительную компанию Кирилла (Дмитрий Бутеев) — тоже баттл-рэппера, но живущего под крылом влиятельного отца, контролирующего наркотрафик города. Днем Илья работает в порту, по ночам — оттачивает рэперские навыки и ввязывается в запутанные разборки. «Шум» — неровное, но дерзкое и драйвовое кино о неприглядной стороне современного российского мегаполиса.
О героях
Илья (главный герой) попадает в большой город, в мир, где нет правил и справедливости, где есть система, которая перемалывает и выбрасывает таких, как он. Илья — наивный дурачок, но он «горит», он способен на сильный поступок. У такой свободы цена очень высокая. И тут вопрос: как лучше быть? Сгореть или замерзнуть, заснуть, как другие герои картины?
Энергия Ильи высвобождается в критические моменты — моменты выбора, когда ему нужно либо прогнуться, либо пойти против и проявить себя. Он еще совсем молодой человек, не всегда понимает, как ему быть. Он делает выбор. В начале, после первого баттла, он пробует победу на вкус, его принимают, предлагают ему место в новом для него мире, но он видит его изнанку и не готов жить по таким правилам. К свету и счастью стремятся все. Просто кто-то может жить по заданным правилам, а кто-то — нет. Как девушка Вики, которая вроде и живет на бесконечном празднике жизни, в неоновом свете, но оказывается отчаянно несчастной. Или Кирилл, подавленный волей отца. В фильме нет плохих героев, как и в жизни нет плохих людей.
C правками было непросто, фильм еле приняли
Я сама из маленького города. Я прошла через эти тернии. Думаю, чтобы остаться собой, нужна сильная воля и цель. У меня, например, есть творчество. Оно и спасает в любой ситуации.
О замысле, финансировании и правках
Я хорошо училась на курсе у Константина Сергеевича Лопушанского. Правда, с первого курса он хотел меня выгнать, но я упрямая. В конце концов, после успешной дипломной работы «Ася», он предложил мне запустить полный метр от «СПбГИКиТ-Дебют». У дебютантов с поддержкой университета больше шансов получить деньги от Минкульта.
Я была не одна. Мы с Леной Кулеш писали сценарий, пятьдесят на пятьдесят. Мастера, конечно, влияли на нашу работу, давали хорошие и конструктивные советы. Были и конфликты, но конфликты — это замечательно, и многие вещи мне удалось отстоять. И именно благодаря им я получила бесценный опыт, повзрослела.
Рэп-баттл не может звучать как культурная беседа двух филологов
C правками было непросто, фильм еле приняли: пришлось «запикивать» мат на озвучании. Но кроме явно матерных слов, необходимо было убрать и прочие слова, похожие на них, с этим было уже сложнее. Рэп-баттл не может звучать как культурная беседа двух филологов. Затем были сложности с прокатным удостоверением — никто не ожидал, что фильм получится таким острым.
Мы вытворяли безумные вещи, были этюды, тренинги, чтобы погрузиться в роль
«Шум» понравился отборщикам, и мы попали на ММКФ. Очень тепло его встретили зрители на фестивале «Зеркало», где фильм участвовал в проекте «Кино на колесах». Суть проекта в том, что режиссер ездит с фильмом по Ивановской области и показывает картину обычным людям. Я не ожидала, что зрители его так оценят.
Недавно состоялся премьерный показ на «Ленфильме» — полный зал. Были негативные отзывы, кто-то уходил с показа, хлопнув дверью, но многим он понравился, мне говорили, что фильм откровенный, современный и своевременный, после показа осталось много эмоций.
О съемках и подборе артистов
Съемки заняли всего 24 дня, это не так уж много, но команда была хорошая, нам удалось сохранить атмосферу творческого процесса — я часто переписывала сцены прямо перед началом смены, иногда мы с актерами импровизировали. Возможность репетировать была не всегда. Артем, наш оператор, понимал меня, перестраивался, когда мы что-то меняли. Сложно было со съемкой сцены драки из-за большой массовки. У меня не было опыта таких сцен, пришлось учиться всему в процессе. В порту было нелегко снимать: все приходилось делать параллельно с докерами, мы снимали в касках, как требуют правила безопасности.
«Теснота», где Артем Емельянов был оператором-постановщиком, на «Шум» точно никак не повлияла, это совершенно другая картина, о другом. Но повлиял сам Артем. Он очень талантливый оператор, чутко чувствует историю, полностью погружается в процесс. С ним возможен настоящий творческий поиск, я очень ценю это, для меня это важно. Артем много предлагал, мы обсуждали, пробовали, и в итоге получилось что-то настоящее. Прямых референсов не было. Отовсюду брали по чуть-чуть, смотрели клипы, фотографии. Нан Голдин, например. В том, что касается кино, например, был «Дурак» Юрия Быкова. Я люблю брать идеи из жизни, собирать в своей копилке образов что-то от реальных людей. Идея фильма возникла после знакомства с шестнадцатилетним парнем, который писал рэп и выступал на школьных баттлах, меня поразил его взгляд на мир.
Культура рэп-баттлов, да и рэпа в целом, мне не очень близка, но в открытии и наблюдении суть моей профессии
Когда я писала сценарий, то примерно представляла, кто будет исполнять главные роли. Ребята, которые играют в фильме, в основном из СХТ — Социально-художественного театра. Сережа Липовский (Илья Лихой, главный герой), Настя Грибова (Вики) оттуда. Некоторых я увидела впервые на кастинге. Например, Дима Бутеев, который исполняет роль Кирилла, сразу зачитал мне рэп так, как будто я его оппонент. После он, конечно, извинился. Текст был очень жесткий, но он сразу попал. Надю Набиеву (Гули) я нашла, еще когда писала сценарий. Просто по фотографии. Уже после кастинга я убедилась в том, что она идеально подошла на роль. Камиль Хардин — замечательный артист. Его тоже нашли в процессе кастинга.
Я искала тех, кто готов к поиску, экспериментам и длительной работе до съемок. Мы вытворяли безумные вещи, были этюды, тренинги, чтобы погрузиться в роль. Это был настоящий путь к созданию реальных людей, и ребята отлично справились.
О рэпе и протесте
Да, сейчас рэп-баттлы не так актуальны. Взяли тему баттлов, потому что «рэп — это музыка протеста». Рэп — язык главного героя, так он выражает свои мысли. Мы долго искали, как именно должен звучать его текст. Решили, что он фристайлер: мгновенно транслирует сразу же свои мысли, это очень подходит герою. Мне жаль, что в фильме мало фристайла. Фристайлеры меня восхищают, это настоящее мастерство.
Меня не пугает, что рэп-баттлы в прошлом. Рэп ведь не в прошлом. Мне нужна была именно эта ситуация, битва словами. Сейчас есть много поэтических баттлов. Мы вместе со сценаристом искали язык, которым мог бы говорить герой современности. Илья, человек с обостренным чувством справедливости, он борется со злом не оружием, а словом.
Мы не только быстро передвигаемся по городу, но и чувствуем мимолетно
Баттл-площадка была необходимым нам фоном. Мы снимали в бывшем бомбоубежище, рядом с клубом RAF25. Место особенное, атмосферное. Думаю, бункер дал актерам во время съемки нужное ощущение, да и клетка, где у нас происходят баттлы, тоже.
Мы, кстати, сами не писали рэп, его писал Лев Киселев, он же RE-pac. Он фристайлер, пишет быстро. У него была сложная задача: написать текст без мата. Мы думали над образом, который должен транслироваться через текст: референсами для Ильи (Сергей Липовский) стали Бабангида и Гнойный. Все говорят, что внешне Серега напоминает Гнойного. Может, и самого Серегу скоро ждет популярность, он же сам рэпер и фристайлер изначально, сейчас вот снимает свой клип.
Культура рэп-баттлов, да и рэпа в целом, мне не очень близка, но в открытии и наблюдении суть моей профессии. В то же время, я знаю изнанку тусовок, так как некоторое время жила в сквоте, наблюдала за тем, как молодые и талантливые люди теряют себя, растрачивают свой огромный потенциал на совершенно пустые вещи… Вот именно это меня задевает.
О действительности и поисках света в русской тьме
Я вижу действительность так, как она показана в фильме. Зло здесь чуть утрированно. В мире вообще много света, просто время сейчас очень сложное. Но многие уже задаются вопросом: «а что можно сделать?» — я вижу, что у молодых ребят, тех, кто моложе меня, много энергии, им есть что сказать. И в стране, и в мире сейчас идут сложные, но важные, необходимые, процессы. Важно не спать, анализировать без страха происходящее, быть критичным и беречь близких людей. Я так ощущаю это время.
По моим ощущениям, ритм жизни ускорился. Все пришло в движение. Мы не только быстро передвигаемся по городу, но и чувствуем мимолетно. Наша внутренняя жизнь тоже становится скоротечной, будто нет возможности остановиться, задуматься.
О планах
У меня есть написанный сценарий о людях с физическим изъяном. Это история о зыбкости стандартов и несоответствиях в мире. Об этом не любят говорить, но я считаю, что мы все имеем право быть другими.
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»