Русский «оскар»: краткая история выдвижений
Найти полный состав «Российского оскаровского комитета» в интернете практически невозможно. У комитета нет сайта, а периодические известия об обновлениях в списке голосующих связаны обычно со скандалами на предыдущих голосованиях. Регламент голосования не публичен, и уже поэтому к нему есть вопросы — по крайней мере на сайте Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, которая вручает премию «Золотой орел» и курирует российских номинантов на «оскар», найти информацию о комитете и принципах его работы, кажется, невозможно. Бессменным его председателем, кажется, является Владимир Меньшов, кроме того в комитет входят Никита Михалков, Алексей Учитель, Карен Шахназаров, Павел Чухрай, Владимир Наумов. Был в составе и Андрей Кончаловский (до 2008 года) — с историей его выхода был связан конфуз 2011 года, когда комитет выдвинул на премию «Утомленные солнцем-2. Цитадель». Чтобы прояснить свое неучастие в делах таинственной институции, Кончаловскому пришлось опубликовать открытое письмо. Скандал с «Цитаделью», которую многие сочли не лучшим вариантом для «оскара», привел к тому, что комитет значительно расширился: в него вошли лауреаты крупных международных фестивалей, включая Александра Сокурова, Андрея Звягинцева и важных представителей продюсерского цеха.
Ниже — краткий обзор пятнадцати лет интриг и противостояний вокруг номинации на «лучший фильм на иностранном языке» от России.
2001
Выдвинут: «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Сестры» Сергея Бодрова-младшего, «Нежный возраст» Сергея Соловьева, «Приходи на меня посмотреть» Олега Янковского и Михаила Аграновича.
Начавшийся с нулевыми бум кино в России подогревает интерес и к тому, кого страна посылает бороться за самую раскрученную кинематографическую награду. Тем более, что и 90-е для России в этом смысле были более чем успешными. В 1994 награду получили «Утомленные солнцем», а в 1996-97 номинаций удостоились «Вор» Павла Чухрая и «Кавказский пленник» Сергея Бодрова. В 1998 «Сибирский цирюльник» Михалкова был дисквалифицирован за нарушение правил проката. В 2001 комитет идет по понятному пути — выдвигает дорогую картину на историческом материале, сделанную классиком Глебом Панфиловым как послесловие к канонизации царской семьи. Однако в сердцах американских академиков эта история отклика не находит.
2002
Выдвинут: «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Кукушка» Александра Рогожкина, «Война» Алексея Балабанова и «Олигарх» Павла Лунгина.
Одно из первых по-настоящему спорных решений. СМИ пишут о том, что Никита Михалков набрал в состав комитета «лояльных людей», которые не дали шанса антивоенной драме «Кукушка». Действительно, камерный проект с русскими и финскими актерами имеет зрительский и фестивальный успех в России и за рубежом. Межэтническая драматургия картины кажется универсальной, а военная эпоха, в которой разворачиваются события фильма, абсолютно «оскаровской». Но «российский оскаровский комитет» полагается на узнаваемость Кончаловского в США.
2003
Выдвинут: «Возвращение» Андрея Звягинцева. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Русский ковчег» Александра Сокурова, «Прогулка» Алексея Учителя, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского.
Несмотря на венецианскую награду, выдвижение фильма на «оскар» кажется большим авансом дебютанту Андрею Звягинцеву. Фильму Сокурова не помогает ни феноменальный успех на фестивалях, ни отзывы американских кинематографистов вроде Мартина Скорсезе, ни даже успешный в прокате США, где «Русский ковчег» до сих пор является одним их самых узнаваемых российских фильмов новейшего времени. Отечественная пресса, впрочем, об этом не пишет. Вспоминают неуспех «Молоха» тремя годами ранее: якобы темы и эстетика Сокурова не вызывают у академиков отклика. Для Звягинцева решение комитета становится пропуском в «оскаровскую» гонку следующих десяти лет.
2004
Выдвинут: «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Игры мотыльков» Андрея Прошкина, «Всадник по имени смерть» Карена Шахназарова.
«Дозор» продвигают как «первый русский блокбастер» и «наш ответ Америке», поэтому выдвижение на американскую премию кажется принципиальным. Единственного серьезного конкурента бившему рекорды проката «Дозору» можно при желании разглядеть в «Водителе для Веры» Павла Чухрая. Этот снятый в Крыму фильм выдвигают на «оскар» от Украины, где «оскаровский комитет» появился двумя годами ранее.
2005
Выдвинут: «Итальянец» Андрея Кравчука. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, «Свои» Дмитрия Месхиева.
Разочарованием для многих стала невозможность выдвинуть «9 роту» Федора Бондарчука, которая не успевает выйти в кинотеатрах. Но «Итальянца» — мелодраму о детдомовском мальчике из Петербурга, который не хочет быть приемным ребенком итальянской пары — хвалил глава «оскаровского комитета» Владимир Меньшов. Работу Кравчука сравнивали с кино неореалистов, упирая на то, что «там» нравятся фильмы о проблемах детства. Через несколько лет данная парадигма выдвижения фильмов из России претерпит сильные изменения, а Андрей Кравчук вместо фильмов про детей начнет режиссировать крупнобюджетные исторические постановки.
2006
Выдвинут: «9 рота» Федора Бондарчука. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Остров» Павла Лунгина, «Живой» Александра Велединского.
Бондарчука выдвигают на премию практически через год после выхода фильма. На его стороне был в том числе феноменальный прокатный успех. Однако было объявлено, что по результатам голосования комитета «Рота» обошла конкурентов на один голос, что дает повод для интригующих размышлений: кто же был вторым?
2007
Выдвинут: «12» Никиты Михалкова. Номинирован на «Оскар».
Возможные конкуренты: «Груз 200» Алексея Балабанова, «Изгнание» Андрея Звягинцева.
Очевидно сильные конкуренты, Но на стороне Михалкова два известных имени — свое собственное и Сидни Люмета, ремейк фильма которого он сделал. Победителей не судят, и Михалков, уже получавший золотую статуэтку, стал первым номинантом от России за девять лет — и еще на семь лет вперед. Любопытно, что в том же году номинации удостоился и Сергей Бодров, «Монгол» которого выдвинут на соискание «оскара» от Казахстана.
2008
Выдвинут: «Русалка» Анны Меликян. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Александра» Александра Сокурова и «Пленный» Алексея Учителя.
Смешливая драма с элементами фантастики, от режиссера-новичка — выдвижение казалось неожиданным, но за него были успешные показы на фестивале «Сандэнс». Уложиться в отведенное американской академией прокатное окно в тот год не смог «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, Сокурова проигнорировали, несмотря даже на премьеру в Каннах и гуманитарную тематику фильма.
2009
Выдвинут: «Палата № 6» Карена Шахназарова и Александра Горновского. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Анна Каренина» Сергея Соловьева, «Поп» Владимира Хотиненко
Интересно было бы понять, почему Академии в итоге предложили Чехова, а не Толстого. Но надежда на русскую классику (при отсутствии у «Палаты» особого зрительского или критического успеха) вещь понятная. «Попа» Хотиненко или «Чудо» Прошкина, очевидно, сочли малопонятной за рубежом экзотикой.
2010
Выдвинут: «Край» Алексея Учителя. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Овсянки» Александра Федорченко, «Царь» Павла Лунгина, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.
Алексей Учитель, постоянный фигурант комитетских баталий, выдвинут впервые за десять лет. Высокобюджетный ретробоевик с Машковым, влюбленным в ссыльную немку в послевоенной таежной России, показался комитету интереснее более камерных, но имевших фестивальных успех работ. В том же году Михалков отказывается участвовать в выдвижении с первой частью «Утомленных солнцем-2».
2011
Выдвинут: «Утомленные солнцем-2. Цитадель». Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Фауст» Александра Сокурова, «Елена» Андрея Звягинцева.
Никита Михалков последователен и предлагает номинировать финал своей эпопеи, провалившейся, впрочем, в прокате. Выдвижение оборачивается большим скандалом. Руководитель комитета Владимир Меньшов отказывается подписывать протокол голосования, обвинив членов комитета в предвзятости. Голосовавшие в большинстве своем аффилированы с Союзом кинематографистом и академией «Золотой орел». Методы работы комитета критикует пресса и профессионалы индустрии, включая Сергея Сельянова и Александра Роднянского. В ответ на критику Михалков предлагает реформировать структуру: избавиться от окружающей комитет секретности и расширить его за счет победителей крупных фестивалей.
2012
Выдвинут: «Белый тигр» Карена Шахназарова. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Фауст» Александра Сокурова, «Елена» Андрея Звягинцева.
Также среди конкурентов Шахназарова «Кококо» Авдотьи Смирновой и «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Однако главные кандидаты, Сокуров и Звягинцев, претендуют на выдвижение уже не первый раз, и решения реформированного комитета в пользу одного из них могло бы исправить абсурд прошлого года. По воспоминаниям Роднянского, все решили голоса тех, кто не смог прийти на заседание лично, которые Меньшов достал из конвертов.
2013
Выдвинут: «Сталинград» Федора Бондарчука. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, «Легенда № 17» Николая Лебедева.
Помня о проблеме «9 роты», прокат фильма Бондарчука запускают раньше, чтобы соответствовать регламенту «Оскара». Комитету фильм кажется идеальным продолжением линии с «Цитаделью» и «Белым тигром». Больше никаких обаятельных детдомовцев и мечтательниц с зелеными волосами, только война до победного конца.
2014 год
Выдвинут: «Левиафан» Андрея Звягинцева. Номинирован на «Оскар».
Возможные конкуренты: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Горько!» Жоры Крыжовникова.
Неожиданный поворот: камерное кино на острую тему теснит масштабно-наступательное в год крымской весны. В жизни «Левиафан» раскалывает общество, критиков, кинематографистов на два лагеря, однако в голосовании комитета побеждает с существенным перевесом: 14 голосов против восьми. Если создатели разухабистой комедии «Горько!» (успешной в прокате) оказались этим активно недовольны, то Кончаловский просто взял самоотвод, мотивируя это протестом против «голливудизации» российского кино. Первые полузакрытые показы «Левиафана» в кинотеатрах устраивают так, чтобы успеть к номинациям (эта тактика тайных предпоказов потенциально «оскаровского» кино в будущем укрепится). В широкий прокат фильм выйдет только в 2015 году.
2015 год
Выдвинут: «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Дурак» Юрия Быкова, «Арвентур» Ирины Евтеевой.
Фантастическая история по мотивам Александра Грина и притча о госмашине и маленьком человеке пролетели, а экранизировавший Бунина Михалков только разводил руками и говорил о выдвижении как о приятном сюрпризе.
2016
Выдвинут: «Рай» Андрея Кончаловского. Номинирован не был.
Возможные конкуренты: «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе.
Кончаловский поменял свое мнение об участии в «оскаровской» гонке, мотивируя это стремлением защитить облик России и представление о ее роли во Второй Мировой войне. Фильм Миндадзе также затрагивал тему войны через призму взаимоотношений людей, и также как у Кончаловского был международным проектом, но прошел мимо радаров как прокатчиков и зрителей, так и номинаторов. А фильм, как и «Ученик», тяготеющий к большим социальным обобщениям, стал нашим посланцем на «оскар» в текущем году. Это «Нелюбовь» Андрея Звягинцева.