Обыкновенный героизм — «Одна жизнь» Джеймса Хоуза
До российских кинотеатров добралась основанная на реальных событиях «Одна жизнь» с Энтони Хопкинсом и Хеленой Бонэм Картер. О драме про человека, спасшего во время Второй мировой сотни детей и скрывавшего этот факт, рассказывает Ная Гусева.
Вы могли видеть недавно завирусившийся в сети отрывок телевизионного ток-шоу, в котором вокруг седовласого джентльмена поднимаются люди — и хлопают. Это был выпуск британской программы That’s Life от 1988 года: редакция позвала в студию Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от лагерей смерти. Аплодирующие люди — те, кому Уинтон подарил жизнь. Трогательного публичного воссоединения могло и не случиться, ведь 49 лет операция спасения была засекречена: Уинтон хранил ее в тайне.
В 1938-1939 годах Николас Уинтон уехал из Англии в Прагу, когда Чехословакия готовилась ко вторжению нацистов, а на ее территории укрывались тысячи беженцев, в большинстве своем — семьи с детьми. Британский филантроп организовал «Чешский Киндертранспорт» — такое название получила операция по спасению беженцев в возрасте от двух до семнадцати лет. Если бы не жена Уинтона, нашедшая архивы с именами спасенных детей, операция навсегда могла бы остаться тайной: Николас не хотел, чтобы дифирамбы пели только ему, а не единомышленникам, погибшим задолго до эфира в 1988 году. Какое-то время он работал в Красном кресте, и до огласки получил Орден Британской империи за организацию приюта для престарелых в Сент-Олбанс — одним словом, всегда был бойцом сопротивления и гуманистом.
Основанные на реальных событиях драмы про гуманитарные подвиги во время Второй мировой трудно чем-то испортить
Действие «Одной жизни» разворачивается сразу в двух временных пластах: непосредственно в предвоенной Чехословакии (тут главного героя играет Джонни Флинн), и во второй половине восьмидесятых, когда Уинтон все-таки решает придать архивы и истории детей огласке (тут уже его роль исполняет Энтони Хопкинс). Основанные на реальных событиях драмы про гуманитарные подвиги во время Второй мировой трудно чем-то испортить, даже если формальные решения кажутся совсем очевидными, а постановка слегка отдает запахом пластмассы. Опытный сериальный режиссер Джеймс Хоуз работает широкими мазками и с первых минут настраивает на успокаивающий лад «простого кино о страшных событиях». Титры с исторической справкой в начале картины, хоть и не самый кинематографичный, но рабочий способ погрузить зрителя в контекст. Хочется поворчать из-за такого упрощения задачи, но «Одна жизнь» и не претендует быть «Списком Шиндлера» — точно как и Уинтон не осознавал своего героизма.
Скромность и на уровне актерской игры. Несмотря на звучные имена в титрах, это точно не «актерское кино». Никто из маститых исполнителей не тянет на себя одеяло, включая великого Энтони Хопкинса, играющего здесь настоящего героя, не считающего себя таковым.
Но ведь и «Список Шиндлера» некоторые считают «историей успеха»
В «Одной жизни» большинство фактов узнается из архива самого Уинтон (он много перелистывает страницы), или из карточек детей (их лица на желтоватых фотографиях отпечатываются в памяти отчетливее главных героев). Такой подход отражает идеологию самого Уинтона — он не считал себя героем, разделяя заслуги с коллегами по операции и скорее планируя узнать о судьбах спасенных детей, чем вписать свое имя в историю. Но получилось и то, и другое: после выпуска That’s Life с ним связались сотни «детей Ники», как называли себя спасенные им дети из Чехословакии.
Уинтон совсем не так прост, как кажется на первый взгляд. Поначалу флер скромника кажется то ли наигранным, то ли неподобающим для человека, взявшего на себя ответственность за тысячи жизней. Сцена, когда четверо коллег чокаются кружками и говорят: «Неужели мы это делаем?» — принимая решение о подготовке документов на две с половиной тысячи детей в кратчайшие сроки, подходит скорее для бизнес-байопика — что-то похожее мы видели в «Кто убил Blackberry» или даже в «Волке с Уолл-Стрит». Но ведь и «Список Шиндлера» некоторые считают «историей успеха».
«Армия обычных людей» — так назвали себя коллеги Уинтона, взявшиеся вместе с ним за спасение тысяч жизней. Фильм Хоуза избегает героической риторики, это не ЖЗЛ. Вместо этого Уинтон представляется простым джентльменом, который никак не может расстаться со старыми архивами и любит поплавать в бассейне на заднем дворе. «Одна жизнь» рассказывает историю спасения, которая могла бы навсегда остаться тайной одного человека. Героизм может быть обыденностью.