Фестивали

Дебюты на Новой Голландии — Что смотреть на фестивале?

С 6 по 13 октября в Петербурге проводится Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии (в этом году показы проходят также в «Родине» и «Доме кино», не теряйтесь). Рассказываем, на какие фильмы помимо гала-премьер стоит обратить особое внимание.

Основной конкурс

«Поэма о любви» (Love Poem), реж. Уильям Вон

Муж и жена с маленьким ребенком едут навестить умирающего родственника. По пути между супругами завязывается ссора, сын старается на обращать на их распри внимания. Непросто и зрителю — этот эпизод снят непрерывным дублем, продолжительностью в полчаса. Разумеется, тут есть подвох, и не один. Фильм собран из трех огромных сцен, заранее придуманных, подробно и не без остроумия прописанных. Местами это забавно и трогательно, местами — до ужаса неловко. Из машины, где большую часть времени проводят герои, хочется выпрыгнуть на ходу. То же желание, впрочем, испытывают и персонажи, по сюжету снимающие кино о своей поездке. Что может выйти из подобной затеи? Разумеется, ничего хорошего.

Билеты

«Поэма о любви». Реж. Уильям Вон. 2020

«Друзья и незнакомцы» (Friends and Strangers), реж. Джеймс Вон

Интеллигентная австралийская мелодрама о запутанных отношениях двух миллениалов, между которыми очень много непроговоренного. Это без пяти минут мамблкор (с парой жанровых сюрпризов), только бесподобно снятый — этому лаконичному, скромному и слегка чудаковатому фильму, вдохновленному одновременно Линчем, Антониони и Алленом, очень нужен большой экран. Отдельно хочется отметить красивейшую артистку Эмму Диаз в одной из главных ролей, для нее это тоже дебют. Хочется верить, что увидим мы ее еще не раз.

Билеты

«Друзья и незнакомцы». Реж. Джеймс Вон. 2021

«Файя дайи» (Faya Dayi), реж. Джессика Бешир

Неприлично красивое черно-белое кино об эфиопском селе. Современность наступает на пятки, но жизнь от этого легче не становится. Бедность, недоедание, нехватка базовых вещей — вечные беды. Тут бы уже зевнуть, но в известной степени на то и расчет: взамен социальной проблематики постановщица предлагает медитацию. Залезть с пост-колониальной оптикой в шалаш может любой, а вот погрузить в транс еще надо уметь. У Джессики Бешир это получается, виден большой кинематографический потенциал. Фильм получил гран-при жюри ФИПРЕССИ на Visions du Réel.

Билеты

«Файя дайи». Реж. Джессика Бешир. 2021

«Сент-Анн» (Ste. Anne), реж. Рейне Верметт

«Сент-Анн» — пример визуального чистописания. Пленка, зерно, царапинки, теплые, охристые тона, съемка при керосиновых лампах. Тот случай, когда даже изъяны проявки воспринимаются как художественное откровение. Целлулоид для кино, с одной стороны, как выезд за город, назад к природе, из душной цифровой современности. С другой стороны, аналоговый носитель — все еще идеальное для кино тело, это не файл, туда еще могут вселиться недремлющие духи прошлого. Премьера «Сент-Анн» прошла в рамках берлинского «Форума», где собирают экспериментальные работы, но его корни в канадской Манитобе (Сент-Анн — местечко неподалеку от Виннипега), в озерах и лесах паувау.

Билеты

«Сент-Анн». Реж. Рейне Верметт. 2021

Программа «Сделано в России»

«Лето», реж. Вадим Костров

Фильм, который мог снять каждый, но никто почему-то не снял. 23-летний вундеркинд из Нижнего Тагила разыгрывает воспоминания из детства со своими знакомыми подростками. Прочерченный пунктиром сюжет (маленький мальчик влюбляется в старшую сводную сестру), полулюбительская съемка (так используют зум только в первые часы после покупки камеры), минимальная монтажная редактура (кажется, фильм собран вообще из всего отснятого материала), и редкая, совершенно поразительная киногения каждого кадра. Кино, буквально сотканное из воздуха.

Билеты

«Лето». Реж. Вадим Костров. 2021
Катя Селенкина: «Иногда полезно посмотреть фильм на телефоне» Катя Селенкина: «Иногда полезно посмотреть фильм на телефоне»

«Обходные пути», реж. Екатерина Селенкина

Только что участвовавший в венецианской программе «Дни авторов» фильм Екатерины Селенкиной и Алексея Курбатова завораживает своей поразительной, избавленной от суеты, отмороженной интонацией. Формально «Обходные пути» — рассказ о трудах и днях человека печальной судьбы, «закладчика», который вечно ждет, что его вот-вот поймают, но, кажется, судьба главного героя, Дениса, волнует авторов далеко не в первую очередь. Перед зрителем — отстраненный портрет большого города, современности, запечатленной на пленку статичной камерой, выверенный, непротиворечивый, несуетливый, вбирающий в себя самые разные аспекты жизни и пугающий. На большом экране «Обходные пути» гипнотизируют.

Билеты

«Обходные пути». Реж. Екатерина Селенкина. 2021

Программа «Как жить вместе»

Банальность золотой середины Банальность золотой середины

«Мэрия» (City Hall), реж. Фредерик Уайзмен

Эти четыре с половиной часа точно стоят того, чтобы провести их в кинотеатре. Никакой это, конечно, не дебют, а новый и совершенно заслуженно обласканный критикой фильм великого классика документального кино Фредерика Уайзмена. Чтобы эпитеты не казались излишними, сошлемся на коллег из «Кайе дю Синема», назвавших «Мэрию» лучшим фильмом 2020-го года. На примере мэрии Бостона он детально и наглядно показывает, как работают политические институты, что такое демократия, к чему могут привести коллективные усилия и умение договариваться. Вместо сотен часов уроков обществознания.

Билеты

«Мэрия». Реж. Фредерик Уайзмен. 2020

«Повсюду свет» (All Light Everywhere), реж. Тео Энтони

Образцовое научно-популярное кино. Документалист Тео Энтони рассуждает о мании человека фиксировать все на камеру: от первых фото- и киноаппаратов до нательных видеорегитраторов у полицейских. Много ссылок на научные исследования и разного рода гуманитарные изыскания: от Мишеля Фуко до Харуна Фароки. Смотреть все это, впрочем, нисколько не скучно. Этот в равной мере умиротворяюший и тревожный, увлекательный и медитативный фильм, отлично бы смотрелся как в фильмотеке «Леннаучфильма», так и на бонус-диске к страшно недооцененному «Дежа вю» Тони Скотта.

Билеты

«Повсюду свет». Реж. Тео Энтони. 2021.

«Дом режиссера» (The Filmmaker’s House), реж. Марк Айзекс

Находящийся в поисках сюжета (и — что немаловажно — финансирования) для нового фильма режиссер впускает в свой лондонский дом знакомого бездомного родом из Восточной Европы. Домработница-испанка в недоумении, очумеет скоро и зритель. Картина, поначалу прикидывающаяся документальной, постепенно сворачивает в сторону абсурдистской комедии. Жилище наполняется все новыми гостями, среди которых: соседка-пакистанка в парандже, рабочий-румын в предынфарктном состоянии и так далее. Скоро с домой должна вернуться жена, которая не особо обрадуется этому теремку. В чем здесь загвоздка, понять несложно (каждый из героев — доведенный до предела штамп документалистики, и да, это актеры), но это гомерически смешное и по-хорошему злое кино достаточно красочно показывает изнанку индустрии документального кино и тот бардак, что творится в голове у любого творческого человека.

Билеты

«Дом режиссера». Реж. Марк Айзекс. 2020
Тимур Бекмамбетов: «Зрителями будут боты» Тимур Бекмамбетов: «Зрителями будут боты»

«Песни в бутылках 1-4» (Bottled Songs 1-4), реж. Хлоя Галибер-Лайне, Кевин Б. Ли

Совсем недавно Тимур Бекмамбетов выпустил книгу о «скринлайфе», но вряд ли он знает, что этот художественный метод уже вовсю используется для создания политически заряженной эссеистики. «Песни в бутылках» — чрезвычайно старомодная вещь, шутка ли эпистолярный жанр, переписка двух тонко чувствующих интеллектуалов, и, одновременно, ультрасовременное произведение, так как обмен мнениями ведется с помощью интернета. Соавторы шлют видеопослания с одного компьютера на другой, подкрепляя свои закадровые рассуждения окнами YouTube. Это лихой подход к видеоэссеистике — оказывается, с помощью технологии «захвата экрана» можно не только пугать людей призраками в скайпе (как когда-то было в «Убрать из друзей») или террористами в вотсаппе (как в бекмамбетовском «Профиле»), но и объяснять тайные технологии, благодаря которым работает пропаганда, как нацистская, так и фундаменталистская.

Билеты


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: