Период полураспада — «Гнездо» Шона Дуркина
Четвертого сентября на Strelka Film Festival by Okko состоится российская премьера «Гнезда» — долгожданного второго полнометражного фильма Шона Дуркина, который девять лет назад ярко дебютировал на «Сандэнсе» лентой «Марта Марси Мэй Марлен». В семейных взаимоотношениях героев Джуда Лоу и Кэрри Кун разбирался Павел Пугачев.
Вроде бы все хорошо: вполне благополучная и, кажется, счастливая семья, большой загородный дом, лошадки. Но что-то не так: улыбчивый и подозрительно жизнерадостный отец семейства предлагает уехать из Америки в родную старушку Англию. Жена от такого предложения не в восторге, тем более, что все уже, кажется, решено. Есть новая работа, солидный особняк в окрестностях Лондона, будет даже лошадь. Что тут думать — перекурить и в путь.
Эта внешне образцово-показательная семья смутно напоминает другую, куда менее удачливую, показанную в «Дороге перемен».
Это не первый их переезд. За десять лет брака четырежды они отправлялись за новой жизнью, каждый раз ее находили и… все начиналось снова. По воле, разумеется, мужа. Жажда странствий или преумноженности бытия? Что движет героем Джуда Лоу, станет понятно далеко не сразу. Не очень ясно это и ему самому. Рори по всем показателям успешный мужчина, более того — поднявшийся наверх чуть ли не с самых низов. Но сгореть в кострах амбиций не так уж сложно: в прах превращается все вокруг, и его самого тоже от себя подташнивает. Драма Рори в том, что сам он сомневается — а так ли хорошо он живет? Близким остается одуревать вместе с ним.
Если вслушаться в музыку, звучающую в кадре, можно догадаться, что на дворе середина восьмидесятых (ретро тут на редкость ненавязчивое). Выбор именно этого временного отрезка помогает объяснить, почему героиня Кэрри Кун, сильная, но пока еще не независимая женщина, еще не отправила героя Джуда Лоу куда подальше. Эта внешне образцово-показательная семья смутно напоминает другую, куда менее удачливую, показанную в «Дороге перемен» Сэма Мендеса, герои которой жили в другом десятилетии, не знавшем такого обилия форм кредитования. В отличие от Мендеса, Шон Дуркин не собирается выкачивать из зрителя слезы, его интересуют куда более сложные эмоциональные реакции. Это без пяти минут хоррор, из которого вырезали все условно пугающее, оставив самое страшное — ожидание. Где-то здесь должна прозвучать банальность про ружье, висящее на стене, но оно, как и у Чехова, все никак не выстрелит. Не ждите драм и трагедий, отстрочить можно все, даже неотвратимый финал.
Некуда бежать. Не тот фильм назвали «Теснотой».
«Марта Марси Мэй Марлен» — Девочки три-четыре
Сам Дуркин, девять лет назад выстреливший на «Сандэнсе» трепетно-стекольным дебютным триллером «Марта Марси Мэй Марлен», один из тех режиссеров, кто понимает, что кино не исчерпывается лишь формулой и трезвым расчетом (что называется «драматургией»), а оживает благодаря куда более сложным химическим реакциям — благодаря тому, что едва ли можно спрогнозировать. При этом Дуркин превосходно владеет именно профессией и ее формулами. Режиссер, который умет удивить монтажными склейками — не часто такое сегодня встречается. Хотя получить удовольствие от формы в случае «Гнезда» не так уж просто. Из снятых оператором «Сына Саула» Матьяшем Эрдеем и озвученных джазом от участника Arcade Fire Ричардом Перри мизансцен некуда бежать. Не тот фильм назвали «Теснотой». Выражаясь гастрономическими терминами, послевкусие не из приятных. «Гнезду» нужен воздух и передышка, зрительский катарсис может случиться и через несколько дней после выхода из зала.
Кажется, герои, превосходно сыгранные Джудом Лоу и Кэрри Кун, выходят из фильма вместе со зрителями. Они — живые люди. Приклеенные сценарным текстом ярлыки от них отваливаются. «Гнездо» — редкий фильм, который действительно хотелось бы превратить в сериал. Не ради развязки (вполне, впрочем, очевидной), а ради возможности ее отсрочить. Кто не узнает в них хоть частичку себя, тот счастливый человек, можно ему позавидовать. От себя далеко не уедешь — режиссер, всю жизнь мечущийся между Канадой, Британией и Америкой, знает, о чем говорит.