«Само кино важнее темы» — Разговор о фестивале «Мир знаний»
Организованный киностудией им. Горького фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний» проходит в Петербурге уже который год, и в этот раз мы его, увы, пропустили. О том, к кому фестиваль обращается, с кем конкурирует и почему можно говорить о новом витке популярности научпопа, Павлу Пугачеву рассказала программный директор «Мира знаний» Саша Лаврова.
Поскольку в дни проведения «Мира знаний» существенная часть нашей редакции была в отъезде, и мы всё пропустили, хочу спросить, какими были твои самые главные впечатления от фестиваля?
У меня на фестивалях и просто программах, которые я делаю, обычно главное впечатление — это публика. Всегда интересно, кто придет, как будет реагировать. И в этом году рекордное количество молодежи, много людей, которые прям каждый день последовательно ходили, я много лиц успела запомнить. Когда зритель возвращается снова и снова, то появляется ощущение, что ты на правильном пути. Порадовало, что мнение жюри и зрителей относительно лучшей работы сошлись. На фильм Насти Зверьковой «Музыка звезд» была какая-то зашкаливающая позитивная реакция, люди на протяжении всего фестиваля подходили и благодарили за этот фильм, и он же в итоге получил Гран-при. Расстроило, что мой личный фаворит «Общую цепочку» жюри никак не отметило. Возможно, он оказался слишком экспериментальным. Но фильм однозначно вызвал самые бурные дискуссии.
Мы в первую очередь про кино, а не про «обучающий контент»
Отдельный восторг от того, что удалось показать архивные фильмы лаборатории научно-исследовательской кинематографии Института физиологии им. И.П. Павлова в Колтушах. В советское время институт почти весь период своего существования не только занимался научной деятельностью, но и снимал о ней фильмы. Не так давно нынешние сотрудники института занялись оцифровкой этих архивов, и это, конечно, удивительные материалы. Надеюсь, они когда-нибудь станут доступны онлайн.
Любой фестиваль — живой организм. «Мир знаний» существует уже далеко не первый год, и за это время не раз менялся. Что концептуально нового было в этом году?
В этом году «Мир знаний» прошел уже в восемнадцатый раз! Фестиваль, конечно, пережил множество изменений и перезагрузок. Главное нововведение в этом году — все-все события стали бесплатны для зрителей. В том, что касается, программной части мы старались держаться формы, которую фестиваль обрел в последние годы. Нам она в целом кажется очень удачной: авторское зарубежное и российское кино на научные темы, кураторская спецпрограмма, немного архивных редкостей, зрелищный аттракцион в Планетарии и, конечно, встречи с авторами фильмов.
Куда важнее даже не наличие научного сюжета как такового, а то, как его излагают на экране
Каким жанровым термином лучше всего обозначить фильмы «Мира знаний»? Научно-популярное кино? Исследовательское кино? Документалистика? Недавно я еще наткнулся на термин «просветительская документалистика».
В официальной формулировке наша жанровая спецификация описывается так: «научно-популярные и исследовательские фильмы». Важно, что программа тяготеет именно к исследованию окружающего мира с помощью кинематографических средств. Безусловно, все наши фильмы относятся к документальному кино. Что до жанра, то в существующей типологии выбрать один для всей программы будет трудно. «Просветительская документалистика» — если я правильно понимаю, о том, чего мы всеми силами стараемся избегать. Мы в первую очередь про кино, а не про «обучающий контент». Для меня в первую очередь важны художественные достижения. Наши фильмы скорее предназначены для дальнейшего продолжительного осмысления за пределами зала. Хочется, чтобы программа поселилась в голове у зрителей надолго.
В чем для тебя главный принцип отбора? Если огрубить: важнее тема или само кино?
Само кино всегда важнее темы. Этому принципу я не изменила ни разу, хочется верить. Благодаря этому программа получилась неоднородной, разношерстной, в чем и была цель — представить будто бы маргинализированную тематику во всем ее разнообразии. По одному только международному конкурсу можно увидеть цельную задумку: от вызывающе экспериментальной и при этом научно-философской «Общей цепочки» до новой романтической работы Анастасии Зверьковой «Музыка звезд». Эко-тема, без которой актуального научного кино просто не бывает в 2023 году, тоже была представлена широко: в «Больше света» домашние растения говорят по-человечьи, в «Великом походе китайских крабов» европейцы пытаются понять инстинктивную психологию захватнического вида, и так далее. Словом, куда важнее даже не наличие научного сюжета как такового, а то, как его излагают на экране. Иногда это вызывало вопросы, нас даже обвиняли в «ненаучности», но наш принцип как раз в том, что при обилии «контента» объясняющего научные явления в интернете, на большом экране нужно показывать именно кино с большой буквы.
Близко по датам с «Миром знаний» проходит Фестиваль актуального научного кино (ФАНК), которые, будем честны, аудитория и даже пресса часто путают друг с другом. Понятно, что вы конкуренты, но всё же: в чем ваше главное отличие?
Наверное, ключевым отличием можно назвать место проведения: у нас фестиваль петербургский, у них московский. А так я не считаю ФАНК нашим конкурентом, я вообще против конкуренции, скорее они наши друзья. Мы, например, второй год показываем альманахи их лаборатории, в прошлом году создательница ФАНКа Ира Белых приезжала к нам в лабораторию, в этом году приехала их куратор Дарья Хренова. У нас есть какая-то цеховая солидарность, поделиться субтитрами, например, или еще чем-то помочь мы всегда рады. Если посмотреть на программу, то российская часть у нас во многом сходится, так как отечественных фильмов, связанных с наукой не так уж и много. Главное принципиальное отличие — наличие на «Мире знаний» конкурса, жюри, призов, так уж повелось с самого основания фестиваля.
Благодаря событийному эффекту, присущему как минимум региональным смотрам, к жанру привлекается дополнительное внимание
Помимо «Мира знаний» и ФАНКа, например, в Перми проходят Future.doc и «Форма жизни», а на Госфильмофондовском фестивале архивных фильмов есть целая программа советского научпопа. И это, думаю, не единственные фестивали и программы просветительской документалистики. А с чем, как тебе кажется, связан своеобразный бум фестивалей научно-популярного кино? При том, что само научпоп-кино — за редкими исключениями вроде фильмов Анастасии Зверьковой или Юлии Киселевой, добирающихся до стриминга и даже проката, — находится в зоне ненаходимости, если можно так выразиться.
Я думаю, дело в буме самообразования последних лет, который все еще усиливается в России. Это в общем плане. Значит, автоматически растет интерес к науке как таковой, следовательно, и к нашей, как ты верно говоришь, необнаруживаемой тематике. Но благодаря коллегам, работающим над похожими кинофестивалями в других городах, мы вместе делаем общее дело и выводим жанр на свет божий. Благодаря событийному эффекту, присущему как минимум региональным смотрам, к жанру привлекается дополнительное внимание.
А не было желания или возможности вывести фестиваль в онлайн? Мне кажется, документалистике не всегда прямо-таки необходим большой экран, а потенциальная аудитория, хоть и не слишком большая, но живет по всей стране.
Анастасия Зверькова: «Самая страшная встреча — с самим собой»
Да, классический научпоп, не претендующий на художественную составляющую, по ощущениям, весь ушел на YouTube и старорежимное кабельное телевидение — в виде познавательных сериалов условного Discovery и интервью с учеными, которые хорошо говорят на публику. Но это контент для тех, кто к данному жанру прибегает с целью самообразования, наверное, эту аудиторию и стараются покрыть коллеги. Даже несмотря на очевидный успех Анастасии Зверьковой в последние годы, хитом онлайн-кинотеатров ее «Свобода в квадрате», увы, не стала. «Мир знаний» по концепции куда ближе к классическому фестивалю: мало того, что эти фильмы имеют научную составляющую, они также будут интересны и киноманам, плюс вокруг фестиваля у нас прошли важные события, на удаленке неосуществимые.
В целом это любопытный «челлендж», когда нет возможности просто снять сливки с крупнейших кинофестивалей
Расскажи немного о Лаборатории экспериментального научного кино «Невидимая работа музеев». В чем ее сверхзадача? И, если не секрет, много ли поступило заявок на участие?
О, это наша отдельная гордость! Лаборатория проходит третий год уже, и на этот раз у нас большой фокус на музейной работе в целом. У проекта два направления: одно курирует Маша Черная, второе — Андрей Сильвестров. Вот буквально на днях у нас прошли внутренни питчинги, где ребята уже презентовали свои проекты, всё безумно интересно, и я очень надеюсь, что хотя бы часть из них будет реализована. Кстати, в нашей программе в этом году были два фильма, запущенные в самой первой лаборатории Science Film Lab, это «Пиблокто» и «Тонкие поля». По поводу заявок — их поступило более двухсот! При этом они все не абы какие, очень интересные буквально все. По итогу было отобрано 50 человек для дальнейшей работы.
На открытии в петербургском Планетарии показали полнокупольный фильм «Вечный странник на звездном пути». Во-первых, что значит «полнокупольный», во-вторых, много ли таких фильмов вообще сейчас снимаются?
Полнокупольное кино из-за своего очень специфического формата традиционно проходит ниже радаров, но в Минском планетарии даже нерегулярно проходил фестиваль этого жанра, существует аналогичный смотр «Кинокупол» в Новосибирске. Наверное, поэтому активных кинематографистов в этом жанре немного, тем более они ограничены тематикой — отечественные планетарии, разумеется, хотят показывать фильмы об астрономии, устройстве вселенной, в общем, то, что можно показать школьной группе, пришедшей на экскурсию. Да и о завсегдатаях планетариев лично я никогда не слышала. Значит, в данный момент кино, созданное для показа на куполе, легче отнести к категории того, что в английском называется educational film — или учебного кино, предназначенного для показа в педагогических целях. Но даже по одним синопсисам фильмов из программы прошлогоднего «Кинокупола» становится понятно, что жанр все равно развивается: можно найти несколько фильмов, посвященным не только астрономии или астрофизике, но и художественным визуально-психоделическим высказываниям. Так что новых фильмов пусть и немного, но они есть. «Вечный странник на звездном пути» по меркам полнокупольного кино — все еще премьера, хоть он и вышел в 2021 году. На западе существует разноплановое, в том числе экспериментальное, полнокупольное кино, но до нас это веяние пока не дошло, наверное, в первую очередь в силу дороговизны производства. В будущие годы очень хочется сделать масштабную международную полнокупольную программу, очень на это надеюсь.
Поскольку у фестиваля есть и международная программа, не могу не спросить: много ли было отказов от иностранных кинематографистов? Можно без конкретных имен и названий, разумеется.
В этом году мы уже как-то адаптировались. Вот в прошлом было жестко — без преувеличения в восьмидесяти процентах случаев я получала либо отказ, либо молчание. В этом году я уже запомнила, к каким дистрибьюторам можно не соваться, а с кем еще возможно сотрудничество, поэтому как-то проще шло. В целом это любопытный «челлендж», когда нет возможности просто снять сливки с крупнейших кинофестивалей. И я на самом деле крайне довольна тем, что получилось в итоге собрать. Надеюсь, зрители это оценили.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой