«Хорошо и еще лучше» — Гид по БФМ-2021. Часть 2
В Москве начались кинотеатральные показы Большого фестиваля мультфильмов. Они продлятся до 15 декабря. Юрий Михайлин рассказывает о приглянувшихся ему работах.
«10000 безобразных пятен», реж. Дмитрий Геллер, Россия, Китай
Международный конкурс. Программа 2. Билеты
Два художника едут навстречу друг другу и смотрят на мир вокруг — в общем-то, весь сюжет, но путешествие это незабываемо. Дмитрий Геллер славится рисунками тушью, из ниоткуда возникают линии и пейзажи; плавают рыбы, удивленно смотрят болотные птицы, пятна становятся листьями или зверушками, а в конце — радость встречи, спокойной, но очень веселой.
«Камень, похожий на кого-то», реж. Матисс Гонсалес, Мексика
Международный конкурс. Программа 4. Билеты
Забавный и немного грустный фильм, в котором астронавты начинают сомневаться в целесообразности их миссии. Своего рода мультипликационная вариация на тему «Соляриса», с почти прямыми ссылками (интересно, насколько случайными). Примитивность графики не настраивает ни на что серьезное, но внезапно герои и зрители оказываются перед неразрешимыми вопросами о цели, счастье, иллюзиях и одиночестве.
«Девочка-спутник и молочная корова», реж. Чан Хёнюн, Республика Корея
Программа полнометражных фильмов. Билеты
В анимации уже столько всего выдумывали, создавали самые причудливые образы, но некоторые мультфильмы все еще могут удивлять. В частности, этот. Лучше всего ничего не знать про его сюжет и героев. Все не то, чем кажется (даже туалетная бумага — это волшебник Мерлин), но, кажется, любовь победит.
Фестиваль «Ща, 5 сек». VII выпуск. Премьера с участием авторов — 5 ноября 19:00
Высшие формы — «Ща, 5 сек»
Для тех, кто хочет посмотреть около трехсот мультфильмов в течение часа — премьерный показ седьмого выпуска микрофестиваля суперкоротких анимационных фильмов (продолжительностью до семи секунд).
О фестивале мы подробно говорили с одним из его авторов и куратором.
«Слонение», реж. Никита Мещеряков
Российский конкурс. Программа 5. Билеты
Высшие формы — «Слонение» Никиты Мещерякова
Свободный и лихой фильм по мотивам картины Жоана Миро «Le Port» и стихотворению режиссера. Кажущийся абсурдным, к финалу становится чуть ли не злободневным, открывая возможность хотя бы частичного освобождения. Разговор с автором можно почитать здесь.
«Лютик», реж. Мария Пискунова
Российский конкурс. Программа 5. Билеты
Редкий сегодня пример научно-популярной анимации. Короткий мультфильм рассказывает о том, как устроен цветок лютик. Немного напоминает фильмы Владимира Кобрина — и способом съемки, и использованием движущейся методом пиксиляции фигуры человека, и тем, что рассказ о частных научных фактах становится (или пытается стать) фильмом об устройстве мира и человека.
«Мама-вертолет», реж. Хе-Вон Чон, США
Международный конкурс мультфильмов для детей. Программа 3. Билеты
Лаконичная и яркая история про гиперопеку.
«Мигранты», реж. Юго Каби, Антуан Дюприе, Обен Кубиак, Люка Лермитт, Зоэ Девиз, Франция
Международный конкурс мультфильмов для детей. Программа 3. Билеты
Два белых медведя вынуждены покинуть родной полюс и отправиться на поиски новой среды обитания. Красивый фильм с прекрасными куклами, который мог бы стать хорошим разговором о миграции (созданы убедительные мир и ситуация), если бы во второй половине не превратился в нравоучительный плакат.
«Маленькая сказка», реж. Сильвен Кювилье, Хлоя Бурдик, Теофиль Курсимо, Ноэми Альберстам, Мейлис Мосный, Цзыцзин Е, Франция
Международный конкурс мультфильмов для детей. Программа 3. Билеты
Рассказанная при помощи игрушек (с хорошей, характерной для них анимацией) история о брошенной собаке, велосипедистке и мальчике-любителе космоса. Очень увлекательно использованный полиэкран, интересная игра с масштабами, много света и фактур, яркий финал. Как и со многими фильмами этой программы, не очень понятно, почему фильм именно для детей — все это просто очень хорошие, качественные фильмы для человека любого возраста.
«Мальчик в аквариуме», реж. Новелла, Сингапур
Международный конкурс мультфильмов для детей. Программа 3. Билеты
Чуть скованная в плане анимации, но милая история о том, как важно бывает хорошенько поплакать.
«Ваниль», реж. Гийом Лоран, Франция, Швейцария
Международный конкурс мультфильмов для детей. Программа 3. Билеты
Маленькая Ваниль живет в Париже, у нее роскошные, но непослушные волосы. Папа отправляет ее на каникулы в Гваделупу, где живет ее тетя. Внезапно оказывается, что кто-то по ночам ворует волосы женщин острова. Очень хорошо и неторопливо рассказанная история. Редкий для анимации метраж — 30 минут. Довольно классическая, мягкая анимация здорово сочетается с фотографическими фонами и видеокадрами — природа Гваделупы настолько прекрасна, что ее не нужно рисовать. Ваниль погружается в мир мифологии острова, близко знакомится с его природой (ее даже щекочут колибри), находит новых друзей и взрослеет.
«Смарт-ы», реж. Фабиан Мозель, Италия
Международный конкурс анимационных сериалов. Программа 4. Билеты
Пять серий о мире близкого будущего, выполненных в жанре рекламных роликов нового двойника-помощника, который все делает за вас и лучше вас. Хотя бы одну из серий должен забанить фейсбук.
«Дух моей общаги. Не лезь, дебил!», реж. Лина Килевая, Россия
Международный конкурс анимационных сериалов. Программа 4. Билеты
Довольно хорошо рассказанная (что не так часто в российских сериалах) история о дружбе живущих в общежитии призрака и студента. Много сегодняшних реалий, узнаваемые места Москвы, забавная параллель с одним из крестражей, саундтрек «Комсомольска». Несмотря на фантастический сюжет, все в целом гораздо более убедительно, чем недавняя кинематографическая «Общага».
«Якоб, Мимми и говорящие собаки», реж. Эдмунд Янсон, Латвия, Польша
Программа полнометражных фильмов. Билеты
Очень свежий и живой фильм, затрагивающий болезненную для многих тему. Якоб хочет стать архитектором. Пригород, в котором он проводит неделю вместе с кузиной Мимми, в опасности — всеми любимый парк должны застроить. Вместе с говорящими собаками они противостоят стройке и в финале поют восхитительную собачью песню.
«Кровь генеалогического древа», реж. Кристин Панушка, США
Программа полнометражных фильмов. Билеты
Бессюжетные полнометражные мультфильмы сложны для восприятия, но в данном случае опыт может быть интересным. Фильм состоит из четырнадцати зарисовок, объединенных, судя по названию, темой генеалогии, хотя мотив рода выражен в фильме не так сильно, как темы крови, костей и прочего телесного (по большей части, в разобранном виде). Странность в том, что генеалогическое древо рассказчицы почему-то состоит только из женщин. Но, при всей диковинности, музыкальные, ритмичные эпизоды о крови и костях иногда оказываются увлекательными. Многое нарисовано вручную, «живыми» красками, и это как минимум очень красиво. Бесконечное течение красного завораживает. Смотреть на это в течение часа — слишком странно (фильм можно легко сократить минимум вдвое). Но наблюдение за пульсацией сосудов и частичками крови меняет взгляд на вещи, напоминает, что человек — в том числе скелет и кровеносная система, причем эта кровь передана ему по наследству.
«Хорошо и еще лучше», реж. Гиль Алькабец, Израиль
Программа «Новая израильская анимация». Билеты
На протяжении фильма мы встречаем людей, с которыми что-то не так: у кого-то слишком длинные руки или пальцы, у кого-то переставлены части тела, запутаны ноги или чего-то не хватает. При этом все они двигаются и причудливо существуют. Неторопливая, грустная и светлая песня погружает в ритмичное движение вместе с этими людьми, и в какой-то момент к странностям привыкаешь. «У каждого свой опыт, который руководит его сердцем».
«Носки», реж. Гали Эдельбаум, Израиль
Программа «Новая израильская анимация». Билеты
У каждого когда-то была пара, предназначенная только для него. Счастье, когда близкие вместе, но иногда они теряются. Этот носок прошел с Шули израильскую армию. Но где его брат? А этот был куплен в дорогом магазине, но его близнец тоже пропал. Смогут ли такие разные одиночки ужиться вместе?
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой