Мнения
хроника

«Все будет хорошо, просто больно» — Кинотеатры во время и после пандемии

Смогут ли открыться кинотеатры? «Сеанс» поговорил с теми, кто работает в кинопрокате. Мы спрашивали о трудностях самоизоляции и о проблемах выхода из пандемии. Чего ждать в ближайшем будущем от кинопоказа?

Генри Форд, в 1913 году запустивший первый в мире конвейер, вряд ли собирался его останавливать. Пауза в движении машины капитала чревата катастрофой. Кино всегда было крайне рискованным бизнесом (хотя где нет риска?) и первые серьезные испытания пришлись уже на 1910-е: сначала была Первая мировая, перекроившая карту Европы и все мироустройство, а затем — эпидемия «испанки». Одним из ее неочевидных исходов стал последующий расцвет Голливуда: кинозалы, потерявшие зрителей, объединились в киносети, которые скупили кинопроизводители, собравшиеся вместе и ставшие большими студиями. Система, при которой у каждой крупной студии были свои кинотеатры по всей стране, процветала вплоть до второй половины 1940-х, пока в дело не вступила антимонопольная служба США. Долгие годы судов, компромиссные решения и несколько банкротств привели к цепочке «кинокомпания-дистрибьютор-кинотеатр», которую c незначительными изменениями переняли практически все мировые кинематографии. У России, как всегда, был свой путь. И все было почти хорошо, пока не кончилось.

Жители Сан-Франциско празднуют окончание Первой мировой войны. 11 ноября 1918
Что будет дальше, не знает, кажется, никто.

Больше двух месяцев мы живем без кинотеатров. Для рядовых зрителей это, может, и не самое большое упущение. Кинозалы и без эпидемий теряют место в культуре: поселившись в мультиплексах, они стали частью индустрии сервиса и предоставляют услуги развлекательного характера. Зачем дышать попкорном с кучей незнакомых людей, если почти любое кино можно посмотреть дома — хоть с «Нетфликсом», хоть онлайн без регистрации? Разве что экран побольше и есть некая аура коллективного участия.

Все крупные релизы весны и лета перенесены. Насчет осенних премьер оптимизма тоже немного. В прокатной сетке держится лишь «Довод» Кристофера Нолана, но надолго ли? Американские профильные СМИ уже трубят, что все очень плохо: у студий многомиллионные убытки, во всей киноиндустрии сокращения, многие кинотеатры просто не доживут до снятия карантина. Говорят, что возрождаются драйв-ины, кинотеатры под открытым небом, как в старые добрые времена. Но чем это, в сущности, отличается от домашнего просмотра? Разве что рядом бытовых неудобств. Что будет дальше, не знает, кажется, никто. Мы задаем вопросы о том, как живут кинозалы во время пандемии и как собираются из нее выходить, участникам индустрии.

Кинотеатр в Окленде (Калифорния), переоборудованный под госпиталь во время эпидемии «испанки». 1918

Софья Капкова

«Центр документального кино»

Мы были первым кинотеатром, который ушел на карантин 16 марта. Все эти месяцы команда работала над нашим онлайн-проектом — площадкой документального кино. Мы стали активнее в соцсетях, нарастили количество зрителей. Еще до карантина в ЦДК начался запланированный ремонт, который как раз должен закончиться к официальному открытию (надеемся, что в июле это случится). Две недели назад мы запустили продажу онлайн-сертификатов, которые можно будет активировать после открытия ЦДК. Здорово, что наш зритель готов нас поддержать. Вообще отмечу, что команда ЦДК очень быстро адаптировалась к новым условиям и сумела перевести в онлайн абсолютно все процессы.

Главный вопрос — что показывать?

В целом ситуация однозначно плохо скажется на рынке в дальнейшем. Тем более, что количество нового качественного контента сократилось. При этом стоит отметить, что коллекция Nonfiction все равно выросла примерно в полтора раза, благодаря четкой работе нашего программного директора.

Главный вопрос — что показывать? Крупные релизы сейчас придерживают или выпускают на онлайн-платформах. Но надеюсь, что дистрибьюторы вскоре представят новый график выхода фильмов, которые были приобретены еще до начала карантина. А ЦДК пора думать о премьере фильма «Woman» («Женщина»), нового проекта Яна Артюс-Бертрана и Анастасии Миковой. Это будет самый громкий релиз сезона.

Как только откроемся, устроим нон-стоп показы документального кино из нашей коллекции, чтобы зрители заново привыкали к коллективному просмотру фильмов на большом экране.

Кинотеатр в Нью-Йорке, принадлежащий студии Warner Bros. 1926

Светлана Максимченко

«Москино»

17 марта мы закрыли наши кинотеатры. И с этого момента начали переводить все спецпоказы и спецпроекты в онлайн. 23 марта мы запустили проект «Москино дома». Это не история про кинопоказ как таковой, ведь мы не онлайн-кинотеатр и не хотим им быть, а скорее история про кинопросвещение. Мы проводим лекции, даем рекомендации, советы, даже проводим экскурсии и онлайн-фестивали. Экспериментируем с разными онлайн-форматами того, что мы делали в офлайне: лекции кинокритиков и киноведов, кураторские проекты, встречи с режиссерами.

На одну трансляцию приходит больше человек, чем поместилось бы в один зал кинотеатра.

Мы, например, провели совместно с Московской школой нового кино онлайн-фестиваль неигрового кино, с кинопоказами и мастер-классами, в том числе и американских кинематографистов. Мы провели онлайн-фестиваль мобильного кино. 6 июня планируем провести Эхо фестиваля в Оберзаухене, а следом — неделю онлайн-премьер Международного фестиваля документального кино Doker с 11 по 18 июня.

Единственное преимущество в онлайне, которые мы нашли, в том, что доступ теперь есть у всех. На одну трансляцию приходит больше человек, чем поместилось бы в один зал кинотеатра. Еще один плюс — возможность привлекать зарубежных кинематографистов. Тех, которые не собирались приезжать в Россию, но теперь мы с ними можем провести онлайн-встречи, мастер-классы и обсуждения их фильмов.

Готовимся к открытию кинотеатров и надеемся, что это случится летом. Также собираемся открыть летние площадки и передвижной кинотеатр. Возможно, их разрешат даже раньше, чем обычные кинотеатры.

Кинотеатр «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Премьера фильма «Стромболи, земля Божья» Роберто Росселлини. 1950

Мэри Назари

«Пионер»

С кинотеатром «Пионер» ничего не происходит. Он сейчас закрыт, но скоро откроется. Как нам сообщили, с 14 июля кинотеатры будут открываться. И это очень хорошее решение. Потому что должен выйти «Довод» Кристофера Нолана. Хорошо, если кинотеатры откроются под фильм, на который придут люди. Так лучше, чем если бы они открылись в середине июня, когда нет никаких релизов. Разумное решение.

Снос здания кинотеатра «Фокс» в Сан-Франциско. 1963

Максим Горбов

«КАРО.Арт»

Вся наша деятельность была в режиме офлайн, поэтому все наши релизы перенеслись. За это время мы вынуждены были сделать онлайн-площадку «#КАРО.АртLIVE». Там мы проводим специальные показы с представлением и обсуждением картин. Преимущественно это классические, проверенные фильмы. А первого июня у нас была онлайн-премьера фильма «Приди ко мне» Малгожаты Шумовской, постановщица выходила в прямой эфир.

Мы не отчаиваемся, ведем работу, общаемся с нашими партнерами. Все переносят даты. Работа идет, не останавливается. У нас есть такое направление, как автокинотеатры: это тот вид кинопросмотра, при котором зрители максимально дистанцированы. Две недели назад мы сделали заявление и сейчас ведем переговоры. Планируем постройку площадок в Москве и Санкт-Петербурге. Ждем согласования от местных властей.

Заброшенный кинотеатр под открытым небом в Колорадо. 2018

Павел Поникаровский

«Люмен Фильм» (Калининград)

Всё очень просто: мы закрыты. Мы получили кредит на выплату заработной платы сотрудникам. И сейчас подались на второй кредит. Бьемся. У нас недавно был проект «Синемаски», который мы запустили. Сейчас и продажи масок упали. Теперь хотим добиться выкупа со стороны государства: у нас около 3-5 тысяч нереализованных масок лежат на складе.

Возможно, все будет трансформироваться под действием новых технологий.

Вопрос иерархии и предоставления фильмов в прокат, я думаю, останется таким, каким он был. Ничего всерьез не поменяется. Индустрия перезапустится. Как только у людей появится возможность ходить в кино, а в телевизоре начнут говорить, что это безопасно — кинотеатры откроются. Сначала в полуобморочном состоянии, а потом, когда студии начнут выпускать релизы (они вынуждены будут это делать, невозможно бесконечно все откладывать), на каких-то территориях фильмы будут выходить онлайн, а в более благополучных — оффлайн.

Маловероятно, что дистрибуция как-то сильно изменится. Возможно, все будет как-то трансформироваться под действием новых технологий. И это может создать почву для развития некой единой платформы, где кинотеатры смогут сами брать фильмы без посредников. Заключаешь один раз договор и берешь любой их контент на заранее оговоренных условиях.

Премьера «Звездных войн» в Лос-Анджелесе. 1977

Алексей Бажин

«Иноекино»

Сейчас наша главная проблема — сбои в цепочке ключевых процессов в кинопрокатной индустрии «студия-мировой дистрибьютор-локальный дистрибьютор-кинотеатр». Так уж сложилось, что кинотеатры в нашей стране привыкли выплачивать долю прокатчикам (как крупным, так и независимым, вроде нас) с довольно серьезной задержкой. Не все, но очень многие тянут по несколько месяцев. И сейчас ситуация следующая: как только кинотеатры закрылись, почти все они дружно перестали выплачивать накопившиеся долги. Даже за те фильмы, которые мы выпускали в ноябре-декабре прошлого года. При этом мировые дистрибьюторы или голливудские студии, у которых мы закупаем фильмы (а это MGM, Universal, Warner и т. п.), требуют с нас роялти (проценты) за прокат, которые мы обязаны им выплатить. Текущий кризис в киноиндустрии доказывает, что кинотеатрам нужно прекращать прокручивать деньги прокатчиков месяцами в своем бизнесе. Потому что в итоге возникает коллапс системы, когда одни не могут выплатить другим, а те — третьим, и так далее. Эффект домино. В итоге прокатчику, то есть нам, студии или мировые дистрибьюторы могут не разрешить выпустить ранее купленные фильмы, а это огромные потери, и кинотеатры тоже пострадают так или иначе. Мы пытаемся найти компромиссы между участниками цепочки, объясняем всем ситуацию. Сейчас, во время обвала экономики, всем нужно идти на компромиссы. Иначе будет слишком много никому не нужных проблем.

Это и так очень сложный релиз, рассчитанный на узкую аудиторию. И тут такая невезуха.

Даже во время простоя с нулевым доходом мы могли бы использовать заработанные нами деньги с каким-то положительным смыслом, но увы. У нас есть несколько новых закупленных фильмов, но еще не до конца оплаченных. В итоге мы не можем начать работу над материалами1. Работа сейчас практически полностью заморожена. Функционируют разве что социальные сети — там у нас традиционно жизнь кипит. Даже активнее, чем раньше. Ну и в очень спокойном режиме ведем некоторые переговоры на будущее. Сохраняем оптимизм и пробуем прощупать некоторые новые идеи на предмет их реализации.

1 Перевод, создание субтитров, копий, промо — прим. ред.

«Белый, белый день» — После смерти у себя дома «Белый, белый день» — После смерти у себя дома

Когда в кинотеатрах вышел наш последний на сегодня релиз — «Белый, белый день», кинотеатры уже начали закрываться. За неделю до этого была мощная волна вируса и люди начали опасаться ходить в кино. Поэтому фильм практически никто не увидел, к сожалению. Это и так очень сложный релиз, рассчитанный на узкую аудиторию. И тут такая невезуха. Но затем он вышел онлайн.

Кинотеатр под открытым небом в Лос-Анджелесе. 2020

Алексей Воронков

«Синема 5» (Йошкар-Ола)

Наши кинотеатры представлены в двадцати торговых центрах. На сегодняшний день более половины арендодателей пошли нам навстречу: кинотеатры платят только «коммуналку», часть торговых центров предоставила скидки 50-80%, в ряде городов ситуация остается не решенной, так как собственники зданий предлагают только воспользоваться правом переноса арендной платы на следующий год. Думаю, что восстановление кинорынка будет происходить не меньше года. И то, только в том случае, если мы не получим второй волны коронавируса осенью. Проблема кинотеатров также в выплате зарплаты сотрудникам. Это касается тех кинотеатров, которые рискнули сохранить свой персонал. Есть, конечно, государственная субсидия, но ее еще надо получить.

Открытие при старых условиях аренды — это работа в катастрофический минус.

Я могу ошибиться, но, по моим данным, субсидии смогли получить не более 30% кинотеатров. В нашей сети этот показатель — 60%. В основном это связано либо с несоответствием ОКВЭДов2, либо с тем, что у многих на 1 марта 2020 были долги по налогам, причем зачастую это незначительные суммы, суммы «технических ошибок» от 5 до 20 тысяч рублей, либо выставленные в последний момент пени. Крупные сети не вошли в эту льготу, так как они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. И если не попали в реестр системообразующих предприятий, тогда вообще остались без помощи.

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим. ред.

Еще одна глобальная проблема — выход из режима простоя. Если владельцы некоторых торговых центров пошли навстречу, то в других после снятия карантина аренда сразу будет «за полную фиксированную стоимость». Учитывая, что около 30% арендаторов торговых центров могут не открыться совсем после карантина, торговые центры станут полупустыми, а люди будут попросту долго бояться посещать публичные мероприятия — экономической целесообразности кинотеатрам открываться в июне или июле нет. Открытие при старых условиях аренды — это работа в катастрофический минус. Если есть финансовая подушка, тогда можно как-то выживать и копить убытки, оправдывая себя работой на имидж. Если нет подушки, то все это начинает напоминать утопию. Восстановление кинопоказа будет происходить очень долго.

Кинотеатр в Киото. Май 2020

Олег Березин

Ассоциация владельцев кинотеатров, «Невафильм»

Когда и кому открываться, решают региональные власти. И фантазия их безгранична. Если бы вышло постановление Правительства, в котором было бы написано: «Открыть кинотеатры 15 июля по всей стране!» — это был бы хороший сигнал всем. К сожалению, так не бывает, и это самая большая проблема рынка. Открываться надо вовремя, а не как можно раньше. Если мы даже откроемся 15 июля, но американский рынок к тому моменту не запустится, то мы останемся без «Довода», без «Мулан» и так далее. Какие планы у отечественных продюсеров — мы пока не знаем. Зарубежные хоть что-то рассказывают, а наши — вообще ничего. Понятно, что у нас есть сотня хороших маленьких независимых фильмов, но зрителя в зал они не приведут. Чтобы он вернулся, нужно будет еще месяц рассказывать, что в кино сейчас хорошо, интересно и безопасно. Также нужно учитывать требования Роспотребнадзора и все законотворчество на местах.

Они зарабатывают не на продаже билетов, а на напитках, закусках и рекламе.

Например, можно взять петербургский кинотеатр «Аврора». Мы подсчитали, что расстояние между креслами и рядами там меньше одного метра. И если соблюдать социальную дистанцию, то они могут рассчитывать максимум на 22% заполняемости. Вы можете сказать: «Конечно, но ведь и так средняя заполняемость кинозалов — 20%». Но надо понимать, что кинотеатр зарабатывает как раз на полных залах. И никто в восемь утра в кино ходить не будет.

…Кинотеатры под открытым небом, так называемые автокинотеатры — это не имеет отношения к кинотеатрам. Это некая форма кинопоказа, досуга и времяпрепровождения. Это национальная американская традиция, рожденная бескрайними просторами аризонщины, где было место развернуть такую штуку (самый крупный такой кинотеатр находился под Нью-Йорком — его площадь составляла 100 тысяч квадратных метров). В Америке с 16 лет дают водительские права, поколениями старшеклассники на машинах так проводят время, ездят на свидания. Это другая культура, понимаете? Для нас это просто фан-движение. От безысходности, скажем так. И не забывайте, что в Петербурге есть белые ночи, а крупные российские города гораздо севернее американских.

Кинотеатр под открытым небом в Калифорнии. 1956

Кинотеатр — это самый дорогой способ дистрибуции фильмов. И то, что в последние годы у нас выходило больше тысячи фильмов в год — это большая проблема для рынка. Нет стольких зрителей и экранов, чтобы фильмы выходили и не толкались. В итоге фильмы недособирают, а зритель не понимает, на что ему идти. От изобилия у потребителей мешанина в головах. А потребителей мало. Регулярно ходящих в кино людей в 140-миллионной России не больше шести миллионов.

Скорее всего, рынок будет крениться в сторону больших релизов. Это удел массовых кинотеатров, стоящих в торговых центрах. Они работают в режиме «Макдональдса» (в хорошем смысле). Им все равно что показывать: «Холопа», «Мстителей»… Главное, чтобы народ шел. Они зарабатывают не на продаже билетов, а на напитках, закусках и рекламе. Деньгами за билеты они оплачивают затраты на киномехаников, кассиров и аренду площадей. Но для независимого рынка остается поле художественных кинотеатров. И вот этот сегмент будет развиваться. Не в каждом городе, но очевидно, что в Петербурге такие арт-плексы, синематеки, где в любое время показывали бы авторское и неординарное кино, могли бы существовать. То, что пытались и пытаются делать «Дом кино» и «Аврора», пока не стали показывать более массовое кино. Это сложный зритель, сложный рынок, но ниша есть.

Кризис все равно бы случился. Вирус его просто ускорил.

Очевидно, что в ближайшие годы будет тенденция студийных кинотеатров. Скорее всего, в этом году американский Верховный суд разрешит киностудиям владеть кинотеатрами (то есть отменит так называемый «акт Парамаунт» 1948 года). Netflix купит свои кинотеатры, дело сдвинется. Появятся кинотеатры, принадлежащие конкретным студиям. И студии скажут: «Окей, мы выпускаем свои фильмы на своих эксклюзивных площадках, телеканалах, социальных сетях». И фильмы Marvel будут идти в диснеевских кинотеатрах, которые будут оформлены как Disney Store: с игрушками, музыкой и т.д. Я в это верю. Так сегодня происходит, например, с сериалами, когда каждый онлайн-сервис борется за своего эксклюзивного зрителя. Логично, что эта модель перейдет и на кинотеатры.

Кинотеатр в Праге. Май 2020
В движении — письмо из карантина В движении — письмо из карантина

Вторая часть этой истории в том, что часть кинотеатров станет частью платформ. То, что пока не получилось у okko, но должно получиться у Amazon и Netflix. Представьте, например, кинотеатры, принадлежащие условной «Национальной медиа-группе». У них есть свои кинотеатры, свои платформы, свои телеканалы и медиа-структуры. И вы не покупаете билет в кинотеатры, а через эту же платформу, будучи подписчиком, просто нажимаете, что хотите пойти в кино. Рынок будет интересно меняться.

И еще один сегмент, который может получить большое развитие — это районные кинотеатры, расположенные в местах компактного проживания людей. Это могут быть городские районы, пригороды, у которых появится свой местный дом культуры, в котором может быть также кафе, бар, ресторан, библиотека, и куда можно прийти в тапочках вечером и хорошо провести время со своими соседями. И не надо никуда далеко ездить. А учитывая, что дистанционной работы становится все больше, такие форматы получат свое развитие. Поэтому все будет хорошо, просто больно. Кризис все равно бы случился. Через 3-4 года. Вирус его просто ускорил. Может, все будет не так быстро, но когда вы через десять лет будете вспоминать наши разговоры, то удивитесь, насколько мир изменился.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: