Высшие формы — «У неба нет края» студентов stop motion резиденции в Тарусе
Сегодня в «Высших формах» смотрим «У неба нет края» — редкий пример мозаичной анимации. О коллективной работе и уникальной технике Юрию Михайлину рассказал режиссер Юрий Богуславский, курировавший проект. Мультфильм доступен до следующих выходных.
Юра Богуславский
Режиссер, преподаватель анимации
Мы в Цехе анимации давно хотели сделать выездную резиденцию — короткий интенсив со студентами — и даже мечтали о международной выездной школе, но с карантином эти планы отложились на неизвестно когда, и для начала мы решили провести резиденцию где-то рядом с Москвой. Выбор пал на Тарусу.
В Тарусе живет меценат Исмаил Ахметов, с которым мы довольно давно знакомы и который время от времени нам помогает. Таруса исторически является таким культурным городом, где очень много чего происходит, и Исмаил тоже очень активно работает в этом направлении — привозит туда музыкантов, танцоров, циркачей, современных художников. Он занимается поддержкой больших культурных проектов и, в первую очередь, интересуется мозаикой — покровительствует большому количеству художников, которые работают в этой области.
Однажды по его приглашению я участвовал в мастер-классе по мозаике, который вел его друг из Италии. Меня тогда очень впечатлили возможности мозаики, а энергия этого процесса показалась в чем-то похожей на создание анимации — тоже очень кропотливый, вдумчивый, медитативный труд. Мы немного обговорили, что можно было бы попробовать сделать мультфильм в такой необычной технике, в которой, кажется, еще никто не работал — совместить анимацию и мозаику, сделать мозаичный мультфильм. Он сказал: «Да, замечательно, было бы очень интересно». Мы договорились, что он готов нас принять.
За месяц до поездки Исмаил сказал, что освобождается огромная прекрасная мозаичная мастерская, которая принадлежит известному итальянскому мозаичисту Марко Бравуро. Последние годы он большую часть времени живет и работает в Тарусе, где Исмаил построил для него большую мастерскую. Каждый год он на какое-то время уезжает домой, и очень любезно разрешил нам пользоваться мастерской и всеми материалами, которые там есть.
Мы не подготовили никакой жесткой структуры занятий, только выбрали тему — «небо».
Мы написали объявление в фейсбуке, что будет такая резиденция. Желающих участвовать мы просили прислать портфолио, которое могло состоять из десяти любых творческих работ, и мотивационное письмо. Мы не были уверены, насколько это окажется востребованным: во-первых, каникулы (резиденция была намечена на август), во-вторых, это было хоть и достаточно дешевое, но все-таки платное мероприятие. Мы получили где-то семьдесят заявок. Планировали взять двадцать человек, но пришлось чуть расширить состав — взяли двадцать шесть.
В итоге собралась очень мощная, прокачанная группа: выпускники УралГАХА, студенты ШАРа, ВГИКа, Цеха анимации и разных московских колледжей. Были и ребята из смежных профессий: девушка из театра кукол, актриса, иллюстратор и художница. По большей части мы брали тех, у кого есть анимационный опыт, потому что техника, которую мы собирались применить — очень непредсказуемая, сложная, и обучать анимации с нуля было бы уже слишком. Но те несколько человек, которые до этого не делали анимацию, очень хорошо справились.
Резиденция длилась десять дней. Ребята жили в частной школе, где заканчивался ремонт. Исмаил строит ее для того, чтобы туда ходили местные дети, и она вся тоже состоит из мозаик.
В Тарусе есть несколько мест, которые Исмаил отстроил и подарил городу или которые он содержит. Одно из таких мест — Дом литераторов. Это замечательное здание, наверное, начала двадцатого века, которое было в запустении, Исмаил его восстановил практически из руин и превратил в культурный центр. Именно там он и построил мастерскую Марко Бравуро, где и проходила большая часть наших занятий.
За Домом литераторов присматривает сын Исмаила Алексей, он его, что ли, администратор, смотритель. И еще он ассистент и подмастерье Марко Бравуро. Он прекрасно знает всю технологию и устроил для нас мастер-класс. Каждый попробовал сам сделать законченную мозаику на отвлеченную тему. И дальше Алексей все время нас сопровождал, очень сильно помогал. Без него бы мы, конечно, не справились.
Когда незнакомые люди собираются вместе, творческий диалог не всегда складывается легко.
В Доме литераторов все мозаичное. От этого ближе к концу резиденции мозг немножко уплывал. Прямо до смешного: ты делаешь мозаику, сидя в доме из мозаики, умываешься в мозаичной раковине, ешь из мозаичной тарелки. Кругом мозаика. Но это погружение, мне кажется, способствовало тому, чтобы получился соответствующий результат.
Вся работа очень забавным образом напомнила создание мозаики: пришло много людей, каждый со своими способностями, талантами, они как-то скомпоновались в группки.
Зная, что к нам приедут опытные люди, мы решили довольно многое в работе отвести на волю случая, чтобы оставить много места для импровизации. Мы не подготовили никакой жесткой структуры занятий, только выбрали тему — «небо». Во-первых, она совершенно универсальна и может зацепить кого угодно. Мне кажется, каждому есть что сказать на эту тему. Да и летом много неба, мы часто на него смотрим.
Первое, что мы попросили сделать — написать тексты про небо. Это могли быть эссе, хокку, верлибры — что угодно. Ребята написали, и мы сразу увидели, что какие-то темы перекликаются. Например, о том, что, смотря на небо, люди думают друг о друге и о тех, кто находится далеко и тоже, может быть, смотрит на это небо. Во многих текстах это звучало. Мы обнаружили пять таких явных тем, порезали тексты на строчки, распределили на пять фрагментов, и из этого, как ни странно, получилось что-то внятное — ребята одобрили и сказали, что в таком сценарии, кажется, прозвучало все, что они хотели сказать. Так что получилась мозаика из текстов.
НЕБО
Я думала
Где начинается небо?
Трудно по-настоящему увидеть то,
Что каждый день перед глазами
Сон
Бодрость
Дела
Заботы
Так сильно зависят от цвета неба
Случился дождь,
Сменился цвет
На мокрый
____________
Живое,
Потому что в нем есть жизнь
Насекомые, птицы
порой птицы летают — такие-вжух-как-салют-вспорхнули с линий электропередач и летят
Зачем нужен салют?
В панике от грохота бежит собака
В детстве мне говорили
Что если нёбо собаки чёрное
То собака вырастет злой
Небо слоеный театр
Занавес ночью раскрывается и выступают звезды
____________
При слове небо многие вспоминают людей
Наверное, самое простое вспомнить
Кого-то, кто далеко
Потому что небо вроде общей сети
Каждому свой кусочек над головой
Но оно одно на всех –
Такие забеги зеркальных нейронов
Беги беги беги беги
Виляющий хвост собаки в свете фонарика. — Далеко тут до моря?
Или это лес шумит? Стой! Посвети-ка сюда. Ветка? Точно ветка?!
Просто отойдём…
____________
Облака его выдох
Шарадами пускает облака
Иногда на нем бутерброды с маслом
Иногда ничего
Уже запрокинул голову так
Что думаешь — упадешь
— ну и пусть упаду
Подходит испуганная собака и говорит
— Гульнара, у тебя все в порядке?
____________
Ловить небо можно по-разному
Легче увидеть небо внизу
в предметах на земле
ямку выроешь,
туда затекает воздух
в ямке теперь
поселился кусочек неба
Текст, который у нас получился, не мог звучать в фильме целиком, но он фактически стал сценарием, т. е. в нем были заложены образы, которые появляются в мультфильме.
Следующим шагом была раскадровка. Ее делали также. Ребята разбились на пять групп. В основном, человек шел в ту группу, тема которой соответствовала его эссе.
Группы были более-менее равномерными, хотя в процессе и происходили какие-то перетасовки. В целом атмосфера была очень дружная и классная, но когда незнакомые люди собираются вместе, творческий диалог не всегда складывается легко. Во многом то, что это в принципе получается — тоже довольно удивительно. Не совсем понятно, как получается, что все достаточно быстро проникаются доверием друг к другу и готовы вместе работать. Во многом это заслуга Саши Чиркова, который вносит в наши выездные мероприятия много такого, что разрушает границы между людьми. С самого начала и каждый день он дает всякие интересные практики по работе со звуком, эти практики сильно объединяют и делают так, что люди, которые вчера друг друга не знали, могут продуктивно общаться на какие-то довольно тонкие темы и делать общее творческое дело.
Задача была придумать возможные в анимации приемы, чтобы не умереть, делая миллион мозаичных изображений
В группах студенты нарисовали разные варианты раскадровок. Эти раскадровки мы тоже вырезали из листа, перетасовывали и смотрели, какие фрагменты лучше соединяются. В итоге раскадровка для каждого фрагмента была создана на основе нескольких разных раскадровок, поделенных и собранных по принципу мозаики.
В раскадровках были найдены конкретные образы, и дальше задача была придумать возможные в анимации приемы, чтобы не умереть, делая миллион мозаичных изображений, а как-то интересно и изящно решить это в новой технике.
К тому моменту студенты уже пощупали материал, сделали свои мозаики. У всех уже были какие-то мысли насчет того, что возможно, а что невозможно воплотить. Мы смотрели, у кого что получилось, обсуждали, как это можно применить в анимации, или что точно лучше не использовать.
Довольно большая часть работы заключалась в том, чтобы предварительно, еще до съемки собрать изображение — сделать все заготовки, сменные фазы и т. д. Был еще один существенный момент. Обычно мозаику делают на века и закрепляют в цемент. Цемент тоже является частью изображения, это тоже художественный элемент — у него есть фактура, иногда его можно подкрасить, сделать в нем какие-то отпечатки. Но нам цемент не подходил, и надо было придумать что-то внешне очень похожее, но что бы не застывало, и мы могли доставать и перемещать кусочки смальты. Илья Юдович много занимается кукольной мультипликацией и архитектурой на макетах и за время своей работы стал специалистом по всяким пластилиновым смесям, по работе с архитектурными и строительными материалами. Он разработал и придумал, как намешать пластилин с песком и с какими-то химическими элементами, чтобы, с одной стороны, это было внешне похоже на цемент, а с другой — не застывало. И мы сидели, варили в кастрюльках эту смесь.
Затем начались съемки. Со всеми этими текстами, раскадровками, подготовкой мы потратили довольно много времени, и, кажется, самая первая группа начала снимать только на четвертый день. В итоге именно съемочных дней было четыре-пять.
Несколько съемочных мест было в самой мастерской, несколько — в школе, где ребята жили. Мы там все оккупировали, везде заклеили окна и установили кучу таких маленьких анимационных станочков — в самой активной фазе, наверное, семь или восемь. Приходилось постоянно бегать между Домом литераторов и школой и смотреть, у кого что получается.
На многих этапах казалось, что все рассыпается, а потом как-то собиралось.
Анимация была очень трудоемкой. Использовались довольно разные приемы. Где-то процесс анимации был похож на перекладку, т. е. была большая, изначально заготовленная мозаичная картинка, которую двигали под камерой, чуть-чуть меняя. А иногда это была довольно замороченная работа со всей картинкой в целом, прямо фазовка из мозаики — на крупных планах или переходах через дым, или когда самолет сшивает облака. Там была очень кропотливая работа с тем, чтобы каждую картинку собрать почти заново.
Почти весь звук был собран на основе того, что ребята записывали вместе с Сашей Чирковым. Мозаика — очень условное изображение, поэтому и звуки должны быть условными. У нас было несколько звуковых зум-рекордеров, была пушка, и ребята записывали музыку, например, из звучащих блинов смальты, которые были там в мастерской и от которых мы, собственно, и откалывали цветные кусочки. Они придумывали очень много разного — стекло, камень, какие-то звуки природы. Для многих этот процесс был совершенно в новинку. Даже те, кто давно работает с мультипликацией, часто относятся к звуку не так внимательно и не умеют делать его сами. Саша настраивает уши участников на то, чтобы они внимательно слышали, придумывали. Мне кажется, это тоже очень сильно способствует тому, что в итоге все готовы друг друга слышать.
Монтаж тоже был устроен мозаичным образом — мы пересобирали, перепридумывали структуру фильма из каких-то фрагментиков.
Когда мы проходили очередной круг монтажа, мы поняли, что все выглядит слишком дробно. Сами фрагменты получились более ли менее цельными, но это не было похоже на один мультфильм. Тогда мы решили соединить фрагменты словесными вставками-переходами, для чего хорошо подошел текст Саши Гарайс, одной из участниц. Это была вынужденная мера, но, с другой стороны, у нас было много вынужденных мер, которые были продиктованы тем, как нелинейно и непредсказуемо мы строили работу. На многих этапах казалось, что все рассыпается, а потом как-то собиралось.
В последний день был показ в Доме литераторов. Формат резиденций часто подразумевает, что люди что-то попробовали, вдохновились, напитались, и потом какое-то время самостоятельно заканчивают начатое. Это может длиться довольно долго. Мы точно решили, что хотим результат сразу, поэтому анонсировали показ, что тоже очень подогревало.
Собралось довольно много публики: приехали друзья, знакомые, мультипликаторы и любители мультипликации из Москвы, было какое-то количество местных. Естественно, флешку с фильмом принесли за пять минут до начала показа — бежали, только что закончился рендер. Но, в общем-то, успели. Это была немножко не та версия, которая получилась в итоге — гораздо более сырой звук и чуть другой монтаж, но в целом это уже смотрелось.
Помимо нашего трехминутного мультфильма, мы показали и работы всех студентов, которые участвовали в его создании. Показ тоже стал таким мозаичным калейдоскопом: собралось много ребят, вот чем они занимаются по отдельности, а вот что у них получилось вместе. Для меня самого все увиденное стало приятным сюрпризом. Мультфильмы были очень разные, некоторые сделаны самоучками.
В Доме литераторов живут разные деятели культуры, писатели, музыканты. Некоторые случайно забрели на наш показ и потом говорили, что их впечатлило.
Это был очень витиеватый и сложный путь к результату, но он более-менее адекватен тому, с каким материалом мы работали. За десять дней с людьми, которые никогда раньше не работали в этой технике (правда, видимо, в ней вообще никто раньше не работал) нам удалось придумать саму технологию, разработать какие-то ее нюансы и сделать трехминутный мультфильм. Это было здорово. Десять дней как целая отдельная жизнь.