Голос из чулана — «Охотник на монстров»
Главное развлечение этих выходных в кино — новый фильм великого дуэта Милы Йовович и Пола У.С. Андерсона. Очередная экранизация компьютерной игры, бесшабашная и эффектная. Об «Охотнике на монстров» рассказывает Павел Пугачев.
Выбери своего бойца: есть девушка-морпех Артемис, способная прижечь себе рану с помощью пули и двух камней, есть просто Охотник — шустрый парень с огромной железякой в руках, напоминающей гребень. Другие игроки могут появиться только спустя несколько уровней. Какие правила игры? Очень простые: надо удирать от огромных чудищ и сражаться с ними всеми возможными средствами. Есть большие монстры, готовые сожрать тебя в любое время, есть монстры поменьше, они побаиваются света, но кушать тоже хотят, есть и безобидные зверушки, которые могут нечаянно затоптать зазевавшегося охотника. Некогда объяснять — пора бежать!
Как наши герои тут оказались? Основанный на популярной серии видеоигр «Охотник на монстров» хоть и порой суетится без надобности, но экспозицией не пренебрегает. Все довольно просто: боевая дива Йовович Мила заблудилась со своим отрядом на безымянной высоте — ехали-ехали, и вдруг все потемнело. Воины скоротечно погибают смертью храбрых, а Мила остается наедине с песчаными дюнами и бродящей в округе агрессивной живностью.
Посмотреть есть на что: покрывшийся пылью и песком парусник в забытом богом месте, словно изваянные из камня динозавры, огнедышащие драконы, Мила Йовович, да те же песчаные дюны, в конце-то концов.
Но в этих краях, оказывается, обитает и другой товарищ — легенда тайских боевиков Тони Джа, говорящий на непонятном Миле языке, размахивающий железякой над головой и знающий премудрости борьбы с местной фауной. Он был членом экипажа пиратского корабля, плавающего по пескам (чего только не бывает в параллельном измерении), но волею судеб выпал за борт и застрял в пустыне.
Они нашли друг друга, но любви не ждите. Надо сначала разобраться с угрозой, раздобыть нормальной еды (на двоих только шоколадка да алкоголь), перевести дух и придумать, что делать дальше — вместо фронтовой романтики здесь солдатский юморок: то разыграют друг друга, то песню споют, то про китайцев неловко пошутят; граждане Поднебесной юмор не оценили и изъяли фильм после пары дней проката (в российской же прокатной версии этого фрагмента нет вовсе). Комедийный дуэт из Йовович и Джа отличный, жаль только, что как и многое в этом фильме, толком не использован. Это большая проблема серийного производства и франшизного мышления: грядущих развлечений обещают много, но всё потом, а наступит ли это «потом»?
Свиной трип
Пол У. С. Андерсон — вечный подросток и большой художник, раз за разом пытающийся совместить высокое искусство с низовым развлечением. Иногда успешно, иногда не очень. Чувство прекрасного у него специфическое, а перфекционизм не входит в число его прегрешений, но увлекательности фильмам не занимать. «Охотник на монстров» не исключение. Заводится не с первой попытки (на старте откровенно буксует), но как рванет — не угонишься. Многие фильмы по видеоиграм страдают тем, что неизбежно напоминают кат-сцены, те самые, что сами геймеры первым делом пытаются перемотать и сразу приступить к действию. Андерсон начинал голливудскую карьеру с адаптации «Смертельной битвы» и за долгие годы, проведенные на совместном с женой предприятии «Обитель зла» кое-что понял про видеоигры. Он почти отказался от лишних интермедий. Не то чтобы тут безостановочные стрелялки-догонялки, но выяснять отношения и уточнять важные вопросы герои предпочитают на бегу.
Пустыня не терпит суетливых.
Порой даже кажется, что «Охотнику» не помешало бы сбавить обороты — фильм теряет обаяние из-за лишней монтажной суматохи. Авторы пытаются поддать газа, скрывая бюджетный дефицит, и очень хочется угомонить подпрыгивающего от восторга оператора, вытащить тесак из рук взбеленившегося монтажера и пристально вглядеться во всю эту красоту. Посмотреть есть на что: покрывшийся пылью и песком парусник в забытом богом месте, словно изваянные из камня динозавры, огнедышащие драконы, Мила Йовович, да те же песчаные дюны, в конце-то концов. Пустыня не терпит суетливых. Но Андерсон, кажется, до сих пор тяжело переживает кассовый провал «Солдата» — самого амбициозного, неторопливого и масштабного его фильма, рожденного еще в 1990-е, и с тех пор он старается, чтобы смена кадров происходила быстрее, чем зритель успеет моргнуть. Во многом из-за этого его кино многое теряет при кинотеатральном просмотре: да, масштабно, но в залах не предусмотрены кнопки с паузой и перемоткой назад. А в данном случае недостает еще и джойстика.
«Охотник на монстров» вообще подразумевает некий интерактив, требует смешных и не очень комментариев по ходу действия, чудаковатых ценителей, умеющих отыскивать золото в грязи. Пожалуй, это не очень хорошее кино, но очень милая безделица, требующая своего зрителя и своего настроя. Как покрывшаяся пылью игровая приставка, о которой вспоминаешь только в подходящей компании. Как комиксы и детские энциклопедии про динозавров и древние миры, в которые погружаешься, просто открыв полистать. Как диски с поп-музыкой, которую слушал в 11 лет, но досконально помнишь и сейчас. Вещи зачастую дурацкие, без них прожить можно, а вот остаться собой не получится.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой