Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко
Хотя бы иногда разговаривайте с незнакомцами. О фильме, сотканном из встреч со случайными прохожими и ставшем личным спасением для его автора, рассказывает студентка мастерской Железникова в СПбГИКиТ. Читайте и смотрите «Мой французский фильм».
Всю сознательную жизнь я провела в театральной студии Народного театра юного зрителя в ДК «Выборгский» и параллельно вела юмористический блог. С детства мечтала быть актрисой, но папа сказал, что денег там не будет, и отправил на режиссуру. Я поступала в СПбГИКиТ на игровое и неигровое кино. На игровом собеседовании мне показали портрет Льва Толстого и спросили, кто это, а я не знала, как он выглядит. Меня не взяли. Тогда казалось — к сожалению, а нынче — к большому счастью! На неигровом собеседовании задавали совершенно другие вопросы. Уже не помню, какие, но они были живые, настоящие, про жизнь и мироощущение! Поставили сто баллов из ста.
Так я оказалась в мастерской М. Г. Железникова. На момент поступления я не знала, кто он такой, а документальное кино представляла фильмами про пластик в океане. Только со временем я поняла, насколько сильно мне повезло.
Учеба в мастерской была шикарной. Мы смотрели кино, пили чай с печеньем и обсуждали просмотренное. Одним из первых фильмов, который меня впечатлил и приблизил к «моему» кино, был «WanTee» Лор Пруво. Он зацепил меня по форме, весь такой беспорядочный, странный, еле уловимый, но его и не надо улавливать — просто наблюдаешь и чувствуешь. И закадровый голос девушки тоже вдохновил. Это был шепот, повторяющиеся слова «want tea?», какие-то странные вздохи. Люблю все живое и несуразное.
Просто моменты жизни — что-то подвижное, настоящее и уникальное
На первом курсе у меня появилась камера Panasonic Lumix g-80 (и до сих пор остается она же), и я начала снимать все подряд. Просто моменты жизни — что-то подвижное, настоящее и уникальное.
Что бы ни случалось, все мне хочется сделать полезным и интересным для себя
Во время карантина нам дали задание снять маленькое видео на тему «кино». Я переживала карантин в Самарской деревне. Вокруг была природа и умиротворение — меня такое очень вдохновляет, будто соединяет с твоим нутром, с самой сутью. К тому моменту у меня уже накопился личный видеоархив, я его отсмотрела и собрала из каких-то кадров — интуитивно, как чувствовала — фильм-эссе о кино. При его просмотре у меня были мурашки, и я поняла, что это — мое!
Я очень люблю жизнь — ее разнообразие, с которым я сталкиваюсь; все, что со мной происходит. Как «хорошее», так и «плохое» (кавычки, потому что разделение узкое). Что бы ни случалось, все мне хочется сделать полезным и интересным для себя. Например, из тяжелых периодов можно извлечь новое знание о себе или мире, или сублимировать в творчество.
Если и сегодня не смогу выйти на улицу и поговорить с прохожим, завтрашний день будет провален
Впервые я столкнулась с потерей себя и тяжелым душевным самочувствием летом после первого курса. Первый раз увидела мир серым, бесполезным, тупым, страшным, никаким. Себя я чувствовала также. Я не понимала, что со мной произошло. Период длился месяца три-четыре. Полагаю, нервная система устала. Потерялась. Возникли первые мысли о нежелании жить и боль от того, что я до такой мысли дошла.
Начался второй курс, время придумывать идею фильма. Мне хотелось рассказать о своем чувстве одиночества, потому что единственное, что на тот момент мне реально помогало — это знание о том, что «я — не один, нас много тут». Мастер предложил поговорить с людьми на улице.
Теперь я знаю, что мы на самом деле все очень-очень близки и похожи
Это был мой первый фильм, в котором я взаимодействовала с другими людьми. Мне было страшно выходить на улицу и подходить к незнакомцам. Ничего не могла с собой поделать. Бездействие меня мучило. Шли недели. Вдруг остался один день до моего дня рождения, и я знала, что если и сегодня не смогу выйти на улицу и поговорить с прохожим, завтрашний день будет провален — я буду себя ненавидеть. А день рождения я люблю. Это и стало моей мотивацией.
Опухшая от слез, со страхом в груди, с потными ладошками я подошла к первому герою. Им был парень в оранжевой куртке, которому от одиночества помогают французские фильмы. Он дал мне понять, что люди не такие уж и страшные, как мне казалось.
Я выбирала, к кому подойти, по интуиции, но, если анализировать, то, скорее всего, я подходила к людям, которые на меня не похожи — они интереснее для изучения. Иногда я буквально чувствую, что мне нужно пообщаться именно с этим человеком. Особо сильное притяжение я чувствовала к Андрюхе, который поругался с девушкой, и к женщине, которой не хватает «его».
С каждым новым героем я чувствовала все больше и больше свободы. Сейчас я уже спокойно, что с камерой, что без, подхожу к людям на улице, знакомлюсь или просто общаюсь: женщины, мужчины, парни, бабушки, бездомные, таксисты, кассиры, люди в метро, в автобусе, дети и далее. Такой эксперимент изменил мой взгляд на мир в отношении людей и мое ощущение себя среди них. Теперь я знаю, что мы на самом деле все очень-очень близки и похожи. Как будто с каждым можно найти хоть и маленькую, но общую, родную, связывающую нас нить.
Я посмотрела свой фильм и почувствовала любовь
Как только поняла, что героев достаточно, я приступила к монтажу. Начало уже было готово, и я просто сложила героев друг за дружкой, следуя чутью, как я люблю. Потом посмотрела от начала до конца и расплакалась — потому что не почувствовала ничего, кроме отвращения. Какая-то мешанина, порядок героев рандомный, повествование и мысль соответствующие — непонятно о чем, к чему и зачем. В моменте это было страшно и больно. Я написала мастеру, что вырежу всех героев и сделаю другой фильм.
Он тут же мне позвонил, поговорил со мной, успокоил и просто предложил поменять порядок. Я выстроила героев так, как он сказал, и фильм заработал, а я его почувствовала и полюбила. Спасибо, Михаил Гарьевич!
Я поняла, что самое сложное в монтаже для меня — выстраивание драматургии. Здесь нужно не только чувствовать, но и понимать героя, мысль, видеть, что стоит за словами и картинкой, копать и шевелить мозгами. Этому я все еще учусь.
Один из героев говорит, что от чувства одиночества его спасает просмотр какого-нибудь французского фильма. После завершения монтажа я посмотрела свой фильм и почувствовала любовь. После просмотра «Моего французского фильма» мне становится легче.