Фестивали

ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.6

Московский фестиваль изобилует всевозможным кино, не только эстетским и изощренным. Гомеостаз фестиваля достигается широтой панорамы фильмов, отличающихся в тематическом, эстетическом и жанровом смысле. Владислав Шувалов рассказывает о двух семейных драмах с когнитивными особенностями.

Выразительный герой фильма «Ноктюрн» из конкурсной программы документального кино — Сон Хо, 34-летний пианист, страдающий расстройством аутического спектра. Развитие его музыкальных способностей стало возможным благодаря матери, посвятившей жизнь своему необычному ребенку. Но чем дальше, тем больше тревожит ее судьба сына: кто поможет человеку, не способному обходиться без посторонней помощи, когда матери не станет? У Сон Хо есть родной брат, но его отношения с семьей были основательно испорчены.

«Ноктюрн». Реж. Чон Гван-чо. 2019
В жизни с аутистом оценивают обычно не его, а его окружение, считающееся дееспособным.

Идея режиссерского полнометражного дебюта Чон Гван-чо вроде предполагает мотив сближения братьев на фоне милосердия одного героя и гениальности другого. Но не все так просто. Брат конфликтен, ведет себя подчеркнуто цинично и наотрез отказывается питать надежды относительно себя в роли сиделки. По ходу выясняется, что юноша всегда был один, а мать окружала заботой только гениального брата. При этом ее второй, нейротипичный сын жил как придется. Он не мог совмещать работу и учебу, платить за нее было некому и пришлось оставить институт. С тех пор главными в его жизни стали деньги — понятный инструмент конкуренции и преуспевания в ординарном мире. Кто не желает знать, что творится в душе обычных людей, не претендующих на априорное понимание общества? Необычный ракурс взгляда на сложные отношения переворачивает, казалось бы, понятный базис сюжета. В то время как талантливый брат играет не только на фортепиано, но и обучается игре на флейте, а затем дает первые концерты, младший служит в армии и живет сам по себе. В конце концов, мать находит форму сотрудничества: брат, страдающий синдромом саванта, дает концерты и может приносить немалые деньги, тем самым, мотивируя второго сына на участие в его судьбе. В качестве пробного теста совместного общежития мать отправляет обоих сыновей за границу в … Санкт-Петербург. Так сюжет сюжет обогащается элементами комедии.

В чем заключается понятие «нормы» и можно ли требовать от человека, чтобы он подвижнически посвятил свою жизнь ближнему, нуждающемуся в уходе, пусть даже родственнику? Подобно тому, как расстройства аутического спектра не являются в чистом виде «отклонением от нормы», так и желание жить комфортно, не может быть признано заведомым дефектом нормы социальной.

«Ноктюрн». Реж. Чон Гван-чо. 2019

В жизни с аутистом оценивают обычно не его, а его окружение, считающееся дееспособным. И отношения между необыкновенным меньшинством и типичным большинством могут быть тяжелыми, если придерживаться того, что между ними нет никакой разницы.

Болезнь брата угнетает женщину, и пружина нервов в любой момент готова сорваться, ранив любимых людей.

Тему служения продолжила швейцарская лента «Сестренка», сюжет которой, казалось бы, тиражирует самые расхожие штампы слезливой мелодрамы: гей, страдающий лейкемией; его сестра, готовая к самопожертвованию; затхлая атмосфера быта, где герои разрываются между прекрасными сиюминутными порывами и вечными обязательствами. Фильм же оказался неожиданно проницательным, зрелым и напряженным.

«Сестренка». Реж. Стефани Шуа, Вероника Реймонд. 2020

Лиза, берлинский драматург (в блистательном исполнении актрисы Нины Хосс) переехала в Швейцарию вслед за мужем и двумя детьми. Ее муж (Йенс Альбинус) возглавляет престижную американскую школу для отпрысков международной элиты на оздоровительном курорте в Лезене. После диагноза, поставленного брату, Лиза решает повременить с осуществлением творческих амбиций и посвятить себя если не выздоровлению брата, то хотя бы облегчению его страданий. Брат-близнец Свен (Ларс Айдингер) — актер легендарного берлинского театра «Шаубюне».

Способность к эмпатии определяет меру достоинства.

Женщина разрывается между странами, которые выглядят как два полюса старой Европы. Стерильно-фешенебельная деревушка в Швейцарии и очаг творческих амбиций в столице Германии. И там и там живут ее близкие. В Швейцарии — внимательный и надежный муж, счастливые дети. В Берлине — капризная и своенравная мать, бывшая актриса (Марте Келлер); друг и бывший любовник — режиссер театра (в исполнении худрука «Шаубюне» Томаса Остермайера). Болезнь брата угнетает женщину, и пружина нервов в любой момент готова сорваться, ранив любимых людей. Между близнецами существует будто метафизическая связь, скрепленная не только кровными узами, но природой искусства, творческим единомыслием. Лиза стоически поддерживает брата, репетирующего роль Гамлета, хотя понятно, что актеру не суждено выйти на сцену. Она умоляет руководство театра сохранить ему место в труппе, но усилия тщетны усилий, после отказа она сама пишет пьесу для двух исполнителей на основе сюжета «Гензель и Гретель».

«Сестренка». Реж. Стефани Шуа, Вероника Реймонд. 2020
ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.5 ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.5

Драма, поставленная режиссерским дуэтом Стефани Шуа и Вероник Реймонд, убедительна в психологических описаниях героев. Намерения авторов подкупают серьезностью с первого кадра, в котором у героини Нины Хосс берут кровь (кажется чуть ли не взаправду) для брата. Толково подобрана и музыка, начиная с песни Брамса «Сестренка, сестренка, когда же мы пойдем домой?» из цикла «49 народных немецких песен» (между прочим, в идеальном исполнении Дитера Фишер-Дискау и Элизабет Шварцкопф) и кончая баховской хоральной прелюдией «Восстаните! Зовет нас голос». Приглашение же в игровой фильм худрука «Шаубюне», который до сих пор снимался кажется только в «Матильде» Алексея Учителя, добавляет сюжету ощущения подлинности. «Гамлет» — действительный спектакль в постановке Остермайера. Сюжет развивается не только в берлинских декорациях (квартиры, зоопарк, крыша театра), но и в восхитительных окрестностях швейцарских мест, подобранных не только со вкусом, но с топографическими подробностями. Фильм снят на трех языках: в больницах Лозанны говорят на французском, бизнес функционирует на английском, а культура изъясняется на немецком. В этом смешении климатов, декоров, языков и психотипов раскрывается цивилизационное состояние Европы, вобравшей в себя противоречия семьи и индивидуальности, карьеры и культуры, традиции и новизны, чувства долга и сердечного порыва. Способность к эмпатии определяет меру достоинства. Внимание к моральной самооценке в трудной ситуации настраивает на вывод, что нет и не может быть для современного европейца простого выхода из кризиса отношений и совокупности тревог, обусловленных сплетением прихотливых социальных контактов.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: