ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.4
8 сентября, в День памяти жертв блокады Ленинграда, «КАРО.Арт» покажет в Москве и Петербурге «Блокадный дневник» Андрея Зайцева. О картине, вызвавшей самые полярные отклики, пишет Владислав Шувалов.
В том первом ролике «Блокадного дневника» была сцена, в которой санки с хлебом, предназначенным детскому дому, переворачиваются перед изможденными и обезумевшими от голода жителями блокадного города. Люди кидаются к случайной добыче в готовности растерзать друг друга, травмируя зрителей видеосервиса расчеловеченным образом города-героя.
«Блокадный дневник» снят по собственному сценарию режиссера, опиравшегося на воспоминания Ольги Берггольц и фрагменты из «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. По сюжету живущая в обледенелом Ленинграде Ольга собирается с силами, чтобы отправиться через весь город на поиски отца.
На пресс-конференции выяснилось, что создатели картины верят в нравоучительный посыл «Блокадного дневника», как мантру повторяя, что детальные иллюстрации воспоминаний известных блокадников подходят для воспитания подрастающего поколения. Руководствуясь этой целью, авторы стремятся выйти за рамки любых известных изображений жизни и смерти блокадного Ленинграда, но едва ли им это удается.
Как ему объяснить, что не всякое слово нуждается в визуальной метке, даже если тотальности изображения взыскует сама природа человеческого восприятия youtube-эпохи.
Современное кино часто стремится перекричать рынок, обогнать конкурентов по короткой траектории, задействуя экстремальную образность. Для привлечения внимания иные авторы скребут дно ямы в поисках новой порции эффектов. Сложно это объяснить поколению эры визуального стрима, но — как это ни парадоксально звучит, — есть такие книги, которые не следует спешить экранизировать. Отваживаясь переводить радикальный текст на язык экрана, делать это надлежит, вероятно, с деликатностью Александра Сокурова, предложившего уникальную форму в картине «Читая Блокадную книгу», вручив текст Гранина-Адамовича петербуржцам — от известных актеров до обычных прохожих. Чтецы выступали спасительным буфером, защищающим изнеженное нынешнее время от обжигающей правды минувшего. Лобовая иллюстрация текста в «Блокадном дневнике», озвученного самим режиссером Зайцевым, не добавляет концепции глубины. Однако критиковать авторов не хочется: мир современного кино взывает к вниманию зрителя через мужественное препарирование всякого сюжета. Визионер часто приватизирует документальную реальность, выступая от ее имени. Как ему объяснить, что не всякое слово нуждается в визуальной метке, даже если тотальности изображения взыскует сама природа человеческого восприятия youtube-эпохи. Слова из блокадных исповедей дышат смертью, и нужно обладать исключительной смелостью, чтобы эти слова еще и дополнительно декорировать нестандартными, но вполне предсказуемыми визуальными решениями. Вирированный черно-белый экран с поволокой словно из фильмов Александра Сокурова, а физиологическая прямота — от Алексея Германа. Погружение в это блокадное запределье можно было бы счесть актом чисто реконструкторским, если бы не участие в фильме Сергея Дрейдена, который оживляет последнюю часть фильма.
ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.3
Бесполезно соотносить перфекционизм реконструкции с действительным историческим опытом. Искусство творит не иллюстрация, а художественная дистанция, остранение образа, порыв артистического несовершенства, пробивающегося сквозь асфальт пусть во многом решительного, но эксплуатационного профиля. Человеческая беда ленинградской блокады объединяет людей из разных социально-политических, возрастных и эстетических сообществ. Несомненно, «Блокадный дневник» будет принят зрителем неоднозначно, но со временем встроится в образный и моральный ряд, тем самым, лишь подчеркнув неспособность оприходовать цену гуманитарной жертвы и постичь всю глубину катастрофы.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой