Будущее с разбитыми сердцами — «Марс Экспресс» Жереми Перена
Один из самых занятных анимационных фильмов последнего времени — «Марс Экспресс» — вышел на стримингах. О киберпанк-нуаре рассказывает Юрий Михайлин.
2200 год. Земля превратилась в совсем уж мрачное место — оставшиеся тут люди заняты уничтожением роботов, которых не то чтобы необоснованно боятся. Привилегированная часть человечества переселилась на Марс, где к роботам относятся спокойнее — хотя бы потому, что они эффективная рабочая сила. Есть и так называемые дополненные — андроиды, в которых переносят копии сознания умерших людей.
Машины бесправны, статус дополненных не вполне понятен: наличие у них сознания признается, но свобода воли ограничена — они не могут причинить вред человеку. Главы корпораций плетут свои интриги, а хакеры-анархисты взламывают роботов, чтобы освободить их (тем самым даруя и возможность давать людям отпор), поскольку считают сложившееся положение вещей несправедливым. Их самая смелая мечта — написать «освобождающий» код, который сможет как вирус передаваться от андроида к андроиду.
Потерянность, непреодоленные травмы становятся движущей силой сюжета
«Марс Экспресс» — полнометражный дебют Жереми Перена, прежде работавшего над мультсериалом «Последний человек» — кажется сложенным из кубиков, с которыми до этого уже поиграли Филип Дик, Уильям Гибсон и другие основоположники киберпанка. Тут многое знакомо: ситуации, герои, вопросы. Может ли робот обрести сознание? Могут ли сосуществовать человек и разумная машина? Чем вообще сущностно различаются человек и искусственный интеллект? Возможно, фильму не хватает действительно оригинальной идеи — отдельные интересные мысли и придумки (вроде органиков — искусственного интеллекта в биологической форме, или мозговых ферм, где люди сдают в аренду свою память для машинных вычислений) фрагментарно разбросаны по сюжету, но для авторов картины динамика действия приоритетнее развития концепций. Сюжет столь лихо закручен, что не успеваешь подмечать кажущиеся незначительными детали, раскрывающиеся в следующих эпизодах. Созданный мир убедителен, анимация восхищает (очень качественное сочетание 2D и 3D с проработкой пространств), а персонажи очень живые, к ним быстро проникаешься сочувствием.
Главные герои, частные детективы Алин и Карлос, в прошлом пережили восстание машин, где потеряли друзей и частички самих себя. Алин — алкоголичка в завязке, она не может выстроить отношений ни с кем кроме Карлоса и искусственного интеллекта Берил (что-то вроде усовершенствованной «Алисы»). У Карлоса долгое время были проблемы с гневом, из-за чего он был убит, а копию его сознания перенесли в дополненного. Помня о неуравновешенности бывшего мужа, жена Карлоса не дает его копии видеться с дочкой, так что единственный близкий ему человек — та же Алин.
Можно ли стать свободным по приказу?
Потерянность, непреодоленные травмы становятся движущей силой сюжета. Герои ослеплены прошлым. Гоняясь за хакерами и освободившимися роботами, Алин и Карлос будто снова участвуют в давнем сражении, пытаются отомстить за убитых товарищей и придать своим жизням смысл. Следующее задание: найти пропавшую студентку по просьбе ее отца — это и попытка хотя бы кому-то вернуть близкого человека.
Одиночество, поиск близости — еще одна важная тема фильма. Доходит до смешного: Алин не может отвести глаз от обнаженного торса университетского профессора, из-за чего не слышит, что тот рассказывает о студентке, которую они ищут. Карлос везет дочке с Земли огромный цветок в горшке, который на время становится как бы его головой (на месте головы у дополненных голограмма, и цветок частично ее перекрывает). Этот цветок — надежда Карлоса на примирение с женой, но ее новый бойфренд вышвыривает и разбивает горшок. Единственная сцена, где еще чувствуется тепло, происходит в первые минуты фильма: девушка гладит урчащего кота и… снимает постирать его испачкавшуюся шкурку, обнажая металлическое тело. Кот оказывается роботом.
Третья тема — свобода. Ее в фильме еще меньше, чем тепла. Лимит на нее — несколько секунд, пока один из освобожденных роботов бежит по улице с радостным воплем «У меня есть руки!», прежде чем его пристрелят. В памяти оседает и другой эпизод: еще один сбежавший робот строит в пещере космический корабль из мусора. Что это — попытка сбежать из человеческого рабства или выполнение программы, которую в него загрузили? Здесь формулируется один из парадоксов: можно ли стать свободным по приказу?
Финал не даст ответа. Кажется, свобода достается только тому, кто потеряет всё. Но нужна ли она, когда уже больше ничего не держит в этом мире?