Фестивали

Маленький взрослый — 32 мультфильма с БФМ’2025

До 16 ноября у каждого есть замечательная возможность: посмотреть новую анимацию на БФМ online. В этом году в программе более 150 мультфильмов. Мы выбрали для вас 32 — их советуем увидеть в первую очередь. А что-то можно посмотреть и внутри текста, который для нас подготовил Юрий Михайлин.

Международный конкурс | Детская программа — 1

Программы детских фильмов на БФМ не обязательно смотреть с детьми — многие из этих мультфильмов не уступают «взрослым», а часто и превосходят их в выдумке, юморе и качестве исполнения. Например, те, о которых речь ниже.

«Кухня Бобеля», Фиона Роллан, Бельгия

Милый и визуально приятный войлочный мультфильм про мир грибов. Мухомор страстно любит печь и открывает кафе с тортиками и печеньем. Но другие грибы считают, что угощения ядовитые (печет-то Мухомор), хотя на самом деле — самые вкусные. Как и многие фильмы детской программы, этот — без слов: грибы разговаривают на своем языке, а мы видим перевод в виде забавных пиктограмм.

«Кухня Бобеля». Реж. Фиона Роллан. 2024

«Легенда о колибри», Морган Девос, Франция

Лес охвачен пожаром, животные и птицы спасаются бегством. И только маленькая колибри пытается потушить пламя, набирая в свой клювик воду из реки. Очевидно, ее попытки обречены, но стремление предотвратить беду может убедить и других: помощь не бессмысленна, усилия не бесполезны. Если смотреть фильм «взрослыми» глазами, он кажется наивным, хотя в отдельных моментах все же пробуждает веру в силу общий действий. Красивая графика и неторопливое развитие истории с грамотно расставленными паузами, чтобы герои (и зрители) успевали подумать.

«Легенда о колибри». Реж. Морган Девос. 2025

ABRAKBÇA — «Плоды этой земли», Карлон Хардт, Бразилия

Веселый, яркий, пластилиновый клип, выступающий против лесных и прочих пожаров. Кактусы и пальмы поют о том, что Матери-Земле нужна наша общая защита. У этих же авторов есть и другие отличные видео, которые уже можно посмотреть тут и здесь.

«ABRAKBÇA». Реж. Карлон Хардт. 2025

«Падающая звезда», Марион Жамо, Франция

Живущая на маяке девочка грустит из-за пропавшей мышки-подружки и ждет ее, оставляя на подоконнике сыр. Летучая мышь ворует золотые чешуйки с крыш и куполов. Заметив ее в подзорную трубу, девочка отправляется в плавание под зажигательную песню морских сирен, чтобы узнать, не видела ли летучая мышь ее пропавшую подругу. Визуально интересная, динамичная, свежая по графике работа. Золотую клетку печали можно переплавить в нить, из которой сплетется звезда новой дружбы.

«Падающая звезда». Реж. Марион Жамо. 2024

«Заноза в попе» — из серии «Ферма Елены», Елена Вальф, Германия, Хорватия

Елена наигрывает на укулеле Оду к радости, а все зверушки ее фермы собираются ее послушать. Зима. Собачка случайно садится на иголку, и начинаются мучения — никто не может вытащить ее из попы. В то же время страшненький ежик готовится к зимнему сну и пересчитывает свои иголки — одна пропала. Зверек отправляется на поиски. В фильме забавно обыгран посыл: избавление от страданий часто находится там, где мы боимся его искать. А еще, что боль и страх мешают нам видеть реальность.

«Заноза в попе». Реж. Елена Вальф. 2025

Международный конкурс | Детская программа — 2


«Дундун», Бинь Ван, Китай

В магазине игрушек есть страшное место: полка для уцененных товаров. Туда попадает и Обнимашка, он пытается вселить в других героев оптимизм и убедить их, что однажды всех заметят и купят. Вместе с лохматой куклой, о которой он особенно заботится, они наряжаются в разные костюмы (панки, модники, парочка из фильма «Леон»), делают прически. Но после каждой попытки произвести впечатление пожилой владелец магазина отправляет их обратно на полку. Пока однажды кукла все же не находит образ, который нравится ей самой. Яркие характеры, живая анимация. Мир магазинчика нарисован подробно, в финале появляется атмосфера новогоднего чуда. Времен, когда можно поверить, что поддержка и взаимовыручка сильнее неумолимого хода времени, и у каждого есть шанс снова стать кому-то нужным.

«Дундун». Реж. Бинь Ван. 2025

«Гитара в море», Софи Розе, Франция

Ласка скитается по свету. Весь ее дом — чемодан с галстуками, которые она продает. Но они никому не нужны. А еще она учится играть на гитаре, которую выменяла на галстук у Розового Фламинго. Чтобы найти клиентов, Ласка отправляется в лес, где живет Монстр, которого никто не видел, но все боятся. Там она встречает Ежика, и они организуют небольшой ансамбль. Замечательная кукольная анимация, где найден баланс милого и страшненького.

«Гитара в море». Реж. Софи Розе. 2024

Международный конкурс | Программа — 3


«Ночь в зоне отдыха», Саки Мурамото, Япония

Зверушки едут на ночном междугороднем автобусе, но во время остановки, перед продолжением рейса, вынуждены заночевать на автовокзале, где так неудобно и одиноко. Кто-то пытается согреться кофе, кто-то хочет умыться; продавец-черепаха медленно пробивает онигири; а кто-то просто сидит на уличной скамейке и неподвижно смотрит в темноту. Фильм про обживание неуютного пространства, в том числе с помощью анимации: нарисовал, превратил соседей в персонажей — и вот, уже повеселее.

«Ночь в зоне отдыха». Реж. Саки Мурамото. 2024

«Ночные сапоги», Пьер-Люк Гранжон, Франция

Во время семейного ужина в домике на окраине леса родители в шутку говорят, что сегодня полнолуние и, наверное, вокруг полно оборотней. Сыну становится не столько страшно, сколько интересно. И, когда все ложатся спать, он отправляется в лес, где встречает странное существо, которое спрашивает, видел ли мальчик тут чудовище. Вместе они отправляются к озеру. По дороге Монстрик жалуется, что у него нет ни сапог, ни родителей; хочет, чтобы его брали на ручки. Оказывается, что чудовищ стало двое, они живут в отражении озера, и каждому нужен друг. Мультфильм сделан в очень редкой технике игольчатого экрана, который идеально передает состояние зыбкости и потусторонней ясности полнолунной ночи; а также создает эффект тонкой прозрачной преграды между изображением и зрителем. Мы как бы присутствуем при ночном разговоре с самим собой, воображаемым другом или действительно иным существом.

«Ночные сапоги». Реж. Пьер-Люк Гранжон. 2024

«Собачье ухо», Петер Вац, Венгрия

Пасмурным осенним днем мальчик возвращается домой из музыкальной школы (он — виолончелист), но дома никого нет. Мама застряла на работе и оставила сыну кучу неприятных поручений по хозяйству. А еще никак не получается выгнать из дома собаку, она живет на улице. Надо делать математику, а в голове — эхо утренней семейной ссоры, после которой папа, кажется, ушел из дома. Способ выжить в атмосфере серости и холода — заняться какой-нибудь увлекательной ерундой вроде рисования оживающего человечка на углах учебника. К слову, название означает загнутый уголок книжной страницы.

«Собачье ухо». Реж. Петер Вац. 2025

«Кафка и потерянная кукла», Олиур Рахман, Великобритания

Вроде бы основанная на реальных событиях история о том, как однажды Кафка встретил в парке девочку, которая рыдала о потерянной кукле. Чтобы утешить ее, он сказал, что кукла уехала в путешествие, откуда будет посылать ей письма (их затем писал сам Кафка). Фильм про вторую реальность, которая может дать утешение, а еще о любви — история рассказана возлюбленной Кафки Дорой Диамант. Легкая, свободная графика. Нарисовано будто фломастером, как свой рассказ могла бы нарисовать девочка. Здесь есть интересные подробности. История может быть реальной, но финальная записка «Все, что ты любишь, скорее всего, потеряется, но в конце концов любовь вернется в другой форме» — точно плод коллективного творчества. Можно посмотреть здесь.

«Кафка и потерянная кукла». Реж. Олиур Рахман. 2023

«Glimmer», Наталья Рысс, Великобритания, Израиль

Чудесная абстрактная анимация на музыку Глеба Колядина. Начинается с анимации чернил в воде и живописи по мокрой бумаге — линии постепенно превращаются в светящихся обитателей подводного мира. Покадровая анимация на ксероксовской бумаге. Цветные, гелевые и чернильные ручки, пастельные карандаши, инверсия рисунка. Вольный ротоскоп (не буквальное перерисовывание) с найденных в сети видео с косяком рыб, марлином и мантом. Фильм об уходе (в бесконечность, космос, бездну) и эскапизме. «Думаю, и то и другое — метафоры нашего состояния», — говорит автор. Можно посмотреть здесь.

«Glimmer». Реж. Наталья Рысс. 2024

«Короткометражка из коробки: новые времена», Геза М. Тот, Венгрия

Изобретательная анимация, где история разыграна с помощью спичек и пустого пространства. Внутри — целый мир. Оказывается, что разные части спичек могут превращаться во что угодно. Информативен не облик объектов, а отношения между ними и звуком. Мы видим один день жизни героя в трех эпизодах, каждый из которых построен так, что из ничего возникает многое. Но оказывается, что герою ничего не нужно; он возвращается к пустому пространству и одиночеству. Чтобы затем из пустоты возникло что-то новое, и так снова и снова.

«Короткометражка из коробки: новые времена». Реж. Геза М. Тот. 2024

Программа — 4

«Рыбомыслие», Тобиас Руд, Дания

Полутораминутный мультфильм о том, как рыбак пишет сообщение девушке и в ожидании ответа вытаскивает из воды очень нервную рыбку, которая на скорости 3х высказывает все его страхи и опасения. Успокаивая рыбку («дыши спокойнее», но рыба не может дышать на воздухе), он успокаивается и сам.

«Рыбомыслие». Реж. Тобиас Руд. 2024

«Dark Mystery Enigma Bird», Джордан Минкофф, Канада

Отличное музыкальное видео о том, как водитель грузовика с лошадьми вышел отлить, а машина покатилась с горы. Пассажирам было даровано веселое и красочное приключение, полное чуть придурковатых трансформаций и волшебства. Но все закончилось хорошо — за уютным летним ужином. Мультфильм можно посмотреть и онлайн.  

Программа — 5


«Как улитка», Каталин Эгели, Венгрия, Аргентина

Музыкальное видео о том, как важно жить медленно, но уметь ускоряться. «Когда необходимо ясно мыслить — нельзя торопиться. Я двигаюсь медленно, как улитка, чтобы солнечный свет осветил меня. Но иногда нужно быть быстрым, как страус» (слова из песни). Простая, чистая анимация; техника — вероятно, акварель по бумаге, смешанная с масляной пастелью и перекладкой.

Документальная анимация | Программа — 6


«В долине ведьм нет», Аяла Шарот, Израиль

Отец режиссера вырос в кибуце, куда его в раннем детстве отдала мать. Однажды ночью мальчик сбежал, чтобы спастись от кошмаров, но мать отвела его обратно. Теперь она тяжело болеет и скоро умрет, а сын не может ее простить, поговорить с ней перед прощанием навсегда. Простая образная структура (превращение женщины в ведьму с зеленой рукой, хлебные крошки, который мальчик оставляет за собой в лесу, чтобы найти дорогу обратно) поначалу кажется наивной, но в финале работает как надо.

«В долине ведьм нет». Реж. Аяла Шарот. 2025

Экспериментальная анимация | Программа — 7


«Dance of Creation», Наталья Рысс, Израиль

Мир рождается в радостном танце. Лирические черно-белые абстрактные вставки символизируют первоэлементы. Они сделаны печатью тушью на бумаге: половинкой огурца или луковицы, четвертью картошки на срезе и другими подвернувшимися под руку объектами. Есть онлайн.

«Dance of Creation». Реж. Наталья Рысс. 2025

«Вы-вы-выбирай», Сяохань Сунь, Китай

Мама с маленькой дочкой встречают на рынке соседку. Женщины начинают долго разговаривать, а девочка сильно скучать. Чтобы стало повеселее, она начала представлять, что же сделать, чтобы пойти домой. Замечательная техника: анимация нарисована акварелью на бумажной оригами-гадалке, которая то складывается, то по-разному раскладывается.

«Вы-вы-выбирай». Реж. Сяохань Сунь. 2024

Российский конкурс | Детская программа 1


«Глупая собака», Дарья Ищейкина

Бабушка постоянно ругает собаку: то она стащит курицу, то порвет штору в погоне за кошкой, то нырнет в аквариум. С течением времени фраза «глупая собака!» наполняется новыми оттенками чувств: нежностью, любовью, благодарностью.

«Глупая собака». Реж. Дарья Ищейкина. 2025

Детская программа 2


«В животе змеи», Иван Ханжин

Играя в прятки с братьями, зайчик залез в трубу и заблудился в темноте. Страх захватывает воображение и искажает реальность, отделяет от нее, замуровывая в себе. Но поддержка семьи может помочь выбраться. Это очень качественная имитация «живой» перекладки. Фазы движения персонажей рисовали в компьютере, затем распечатывали на бумаге и покадрово снимали на сделанных вручную фонах с детально проработанными фактурами леса.

«В животе змеи». Реж. Иван Ханжин. 2025

В этой же программе стоит обратить внимание на «Мой сосед сказал «Мяу» Дарьи Болотниковой — о том, как воображение помогает путешествовать, когда ты завален работой и по-настоящему уехать не можешь, и «Девочку и топор» Варвары Аренской — что будет, если слишком увлечься какой-то идеей или деятельностью.

Программа 3


«Уроки плаванья», Анна Исакова

Девушка в тайне от мамы делает татуировку с рыбкой. Но как ее скрыть? Ведь скоро тренировка по плаванию, а тренер — собственное, ее мама, строгая и требовательная. Нежный и красивый, акварельный мультфильм о потребности в любви и разных ее формах, о стремлении контролировать; о бунте и о родительской поддержке. В чем-то фильм идет против мейнстрима: не винит во всех бедах родителей и учителей, а напоминает, как много они сделали для своих детей.

«Уроки плаванья». Реж. Анна Исакова. 2025

«Вчера мне было 9 лет», Тимофей Скисов

Перед Новым годом мальчик отправляется в город за подарком деду, а на обратном пути попадает в сильную метель. Отличная ручная перекладка с фактурами передает ощущение зимнего дня и атмосферу маленького городка конца 90-х с множеством точных деталей. Живая, пластичная анимация с психологическими нюансами актерской игры персонажей. Озадачивает лишь финал: мальчик нашел дорогу к дедушке, но оказался в теплых, мягких объятиях новогоднего обращения из телевизора.

«Вчера мне было 9 лет». Реж. Тимофей Скисов. 2024

Программа 4


«Веселый парень», Юлия Задарко

Высшие формы — «Мама и животные» Юлии Задарко Высшие формы — «Мама и животные» Юлии Задарко

Владелец шаурмичной для привлечения внимания поставил возле киоска надувного танцующего человечка. Человечек оказался очень общительным и любил танцевать. За ночь возле киоска стало совсем одиноко, и с рассветом веселый парень отправился на прогулку. Но никто в городе не хочет ни танцевать, ни разговаривать. Одиноко и на дискотеке, и в баре. Может, заявить о себе на шоу талантов? О предыдущем фильме Юли читайте в «Высших формах».

«Веселый парень». Реж. Юлия Задарко. 2024

«Антон уезжает в колхоз», Рим Шарафутдинов

Высшие формы — «Город золотой» Рима Шарафутдинова Высшие формы — «Город золотой» Рима Шарафутдинова

Дневник мальчика в пионерском лагере 1982 года. В основе — настоящий детский дневника режиссера. Рим Шарафутдинов продолжает и развивает начатую в «Городе золотом» тему разговора о 80-х, автобиографического рассказа о времени историческом и времени вообще как течении жизни. В отличие от прежних работ автора, этот фильм почти полностью черно-белый и графичный (без заливки), что высвобождает новые возможности анимации Рима, делая ее более деликатной. Рим находит точные детали, многие из которых хочется отдельно рассматривать и обдумывать. О предыдущем фильме Рима читайте в «Высших формах».

«Антон уезжает в колхоз». Реж. Рим Шарафутдинов. 2025

Программа 6. Документальная и экспериментальная


«Ремарки», Мария Якушина

Автор вспоминает последнюю поездку на море, которая была «еще до пандемии» (утерянный рай). В прибрежном отеле она нашла забытую или кем-то специально оставленную книгу «Триумфальная арка», а в ней — список вещей, которые нужно взять с собой на отдых. Рядом с каждым пунктом — небольшой комментарий. Что можно понять о человеке из перечня вещей, которые он берет на море, почерка и факта, что они читали одну и ту же книгу? Автор рассказывает про воображаемую героиню Анну Петровну. Но на фоне постоянно присутствует и иной диалог: времен — 2023 год, из которого ведется повествование; 2019 — время поездки на море; и 1939 — когда Европа наводнена бесприютными беженцами и эмигрантами, которые нигде не могут устроиться. Финальная фраза фильма тоже звучит сразу в нескольких временах: «Вот и зима».

«Ремарки». Реж. Мария Якушина. 2025

«Совсем секретно», Елизавета Горская

Высшие формы — «Совсем секретно» Елизаветы Горской Высшие формы — «Совсем секретно» Елизаветы Горской

Размеренный и спокойный анимадок про папу и его типографию. Попытка поблагодарить за то, за что при его жизни режиссер не успела. Интервью о фильме — в «Высших формах».

«Как сделать вкусный чай», Дарья Баранова

Высшие формы — «Как сделать вкусный чай» Дарьи Барановой Высшие формы — «Как сделать вкусный чай» Дарьи Барановой

Перебравшись в Москву, девушка вспоминает родной город и собирает чай, который мог бы напомнить о нем. Интервью о фильме — в «Высших формах». Фильм — онлайн.

«ЧИИЧ — В лес», Катя Ганах, Леша Просвирнин

Родившийся из дачной скуки клип о прогулке в лес. Все было сделано за неделю. Музыкальная основа и вокал сгенерированы на даче, нейросетью. Фрагмент вокала на непонятном языке — глюк нейронки, который решили оставить. ЧИИЧ (или по-английски HAIH) означает «Человек — Искусственный Интеллект — Человек». «Мы придумали, нейросеть помогла, а мы доделали». Осторожно: песенка очень прилипчива.

«Прощай, балкон», Ульяна Лавор

Съезжая из квартиры в родном Минске, девушка старается снять свой любимый балкон, чтобы смело с ним попрощаться. Изобретательный, изящный стоп-моушн в сочетании с видеосъемками с балкона, ожившими набросками и полиэкранном, на котором движутся разные вещи и детали, которые на этом балконе хранились.

«Прощай, балкон». Реж. Ульяна Лавор. 2025

«А мне не пахнет», Ника Венгерова

Веселый (что нечасто в документальной анимации) автобиографический мультфильм о человеке, который не чувствует запахи, и о том, как быть с чем-то непостижимым. Один из способов адаптации — выстроить упорядочивающую хаос систему координат, посчитать и классифицировать непонятное, придумать компенсирующие механизмы. Но, может быть, самое главное — уметь посмеяться над собой, если все же сделал что-то не так.

«А мне не пахнет». Реж. Ника Венгерова. 2024

Российская внеконкурсная программа — 2


«Булгаковъ», Станислав Соколов

По какой-то причине во внеконкурсную программу попал один из лучших, на мой взгляд, мультфильмов года. В начале 20-х Булгаков пытается зарабатывать литературной и театральной работой, в то время как любимый и привычный мир окончательно распадается и исчезает. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его», — говорит герой. На месте разрушенного возникает новая реальность, а вместе с ней откуда-то из изнанки бытия являются потусторонние силы, которые, кажется, всем и управляют. В фильме удачно сочетаются рисованная 2D и кукольная анимация. Все роли сыграл Виктор Сухоруков.

«Булгаковъ». Реж. Станислав Соколов. 2025

Бросаются в глаза темы и образы, кочующие из фильма в фильм. Среди частых мотивов — отсутствие взрослых, пожары и поиск друга, будь то собака, ежик, гриб, летучая мышка, сломанная игрушка или выдуманный монстр. Мир полыхает, и, если уж довелось тут оказаться, хорошо бы прожить это время не в одиночестве.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: