Высшие формы — «Житие братьев-близнецов» Марии Максимовой
Зачем режиссеру анимации идти в архив? Сегодня в «Высших формах» мы смотрим анимадок, рассказывающий историю одного затопленного села. О мультфильме и важности работы некоммерческих организаций автор рассказала Юрия Михайлину. Фильм будет доступен в течение двух недель.
Я учусь на отделении «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна ВШЭ. На третьем курсе было задание снять инфоролик, анимадок или рекламу. Я думала сделать что-то про историю нашей страны, плюсом мне очень хотелось поработать с тогда еще не ликвидированным «Мемориалом» [организация признана иноагентом и ликвидирована — примеч. ред]. Я пришла к ним в офис, и мы начали думать, на какую тему можно сделать мультфильм. Много всего прошерстили, и в итоге я решила взять за основу иллюстрированный дневник солевара Петра Богомолова, в котором рассказывалось о жизни Прикамья на рубеже XIX и XX веков.
На сайте «Уроки истории» [ресурс внесен в реест СМИ-иноагентов — примеч. ред.] была статья с иллюстрациями из этого альбома. Ее написала школьница из города Усолье Пермского края для школьного конкурса «Человек в истории. Россия — XX век». Меня очень подкупили наивность и искренность рисунков, и то, что это альбом из ныне затопленного села — в этом было что-то таинственное, загадочное и одновременно очень милое, детское, необычное. Было видно, что человек делал альбом с большой любовью и вложил в него много души.
Я решила использовать в фильме текст этой школьной работы, но он был очень большой, я его сокращала до тех пор, пока не осталось только самое главное. Хотела, чтобы получилось три минуты. Итоговый хронометраж — восемь минут.
Потом началась работа с иллюстрациями и визуальной частью. Сканы многих рисунков есть в свободном доступе на странице Березниковского историко-художественного музея, где этот альбом хранится. Выбирать было очень трудно — они очаровательные, хотелось взять абсолютно все.
Наверное, мне удалось проникнуться этими работами и начать думать в схожем русле, что и их автор
На этапе раскадровки и аниматика нужно было придумывать визуальные решения, метафоры, гэги, которые могли бы не просто повторить текст, но и добавить что-то новое. Я хотела попробовать делать все в традиционной ручной технике, но оказалось, что имитировать рисунки от руки очень тяжело, а фильм надо было успеть закончить за полгода, поэтому я решила работать на компьютере.
Потом я поняла, что хочу поехать в Березники и посмотреть на альбом своими глазами. Мне дали его посмотреть, полистать. Альбому около семидесяти лет, он в не очень хорошем состоянии, его даже в руки брать страшно. Конечно, держать в руках настоящий документ, видеть иллюстрации вживую — это совсем другой опыт. Оказалось, что там гораздо больше рисунков, чем на странице музея. Но ни видеозапись, ни фотографии сделать было нельзя, хотя они могли бы пригодиться в фильме.
Такие отношения частного и общего, когда среди исторических событий можно разглядеть личную жизнь конкретного человека
Был один интересный момент. В тексте есть эпизод, когда братья приводят домой корову, но такой иллюстрации на сайте не было, и мне пришлось придумать ее самой. Но когда я приехала в Березники и начала листать альбом, я обнаружила, что там есть точно такая же композиция, как у меня — получается, я угадала. Наверное, мне удалось проникнуться этими работами и начать думать в схожем русле, что и их автор.
После Березников я поехала в Усолье, рядом с которым находилась эта затопленная деревня. Я думала, что смогу снять видео на том месте, где раньше стоял дом автора, или хотя бы сделать фотографии. Но оказалось, что сейчас там обычный поселок с коттеджами, а на месте дома просто перекресток. Кроме того, поехала я в ноябре, что было не лучшей идеей: там красиво летом и ранней осенью, а в это время года просто много грязного снега. Всё наполовину затоплено, и я старалась не ходить по снегу, потому что очень боялась провалиться в воду.
Во время работы над фильмом я очень вдохновлялась работами Светланы Филипповой, в которых всегда чувствуешь историческую эпоху. В них есть такие отношения частного и общего, когда среди исторических событий можно разглядеть личную жизнь конкретного человека. Я думаю, это дает ее работам неповторимый уют, делает их очень трогательными. Мне хотелось попытаться добиться этого в своем фильме.
Еще мне очень нравится мультфильм Эдмунда Янсонса «Глазами чижа» — про женщину, которая тоже всю жизнь вела иллюстрированные дневники. Но там все озвучивает сама героиня, Ирина Пильке. У меня такого не получилось, потому что автор альбома давно умер. Но звукорежиссер Саша Чирков нашел человека, который играл в подземном переходе на баяне, и предложил, чтобы мультфильм озвучил он. Это был Николай Поземкин. Мы относительно быстро записали текст, потом начали записывать песни. Николай принес свой баян и играл на нем.
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой