«Мы просто показываем кино» — Разговор о фестивале «КАРО.Арт»
В Москве с 10 по 15 октября, а затем, с 14 по 22 октября, в Петербурге, Краснодаре и Новосибирске пройдет фестиваль «КАРО.Арт». О фильмах программы, принципах отбора и отсутствии конкурса Нае Гусевой рассказал директор проекта «КАРО.Арт» Максим Горбов.
Во времена, когда фестиваль в любой момент могут отменить или убрать тот или иной фильм из программы, насколько оправданно его проводить?
Для нас фестиваль — история, где мы показываем часть своей работы в течение года. Мы отталкиваемся не от того, можем ли мы провести или нет, а от самого существования проекта «КАРО.Арт» — он есть, мы показываем кино, обсуждаем, и действительно будет странно взять и не провести второй по счету фестиваль. В том году фестиваль попал на период мобилизации: у людей было состояние общего шока, подавленности, билеты расходились плохо, хотя программа была действительно сильная. Возвращаясь к вопросу, несмотря на какие-то внешние обстоятельства, мы все равно работаем и продолжаем свое дело, потому что по-другому никак.
Есть «Новый сезон» в Сочи, в этом году проведенный во второй раз, есть «Одна шестая» в Екатеринбурге, тоже проводится всего второй год, как и вы. Что вы поменяли, какую работу над ошибками провели?
У нас не индустриальный фестиваль совершенно, у нас он зрительский. Нет никакого жюри, только много программ и много фильмов. Наверное, наша главная победа в этом году — большие гости, которые будут на показах: Александр Сокуров со «Сказкой», Владимир Мартынов с «Упражнениями Гвидо», Николай Комягин и работы Shortparis. В том году такого не было.
Для нас все авторы важны и нужны, как и зрители
В этом году расширилась и география: помимо Москвы, показы пройдут в Краснодаре, Новосибирске и Петербурге. Например, в Питере еще будет «Сатанинское танго» Белы Тарра, и потом обсуждение с Теодором Курентзисом и Николаем Комягиным. В Питере у нас есть еще совершенно неожиданный гость программы — актер Александр Петров.
Как среди трех маяков затесался четвертый — Александр Петров?
С Петровым очень интересная история. Мы с его агентом выпускали сначала эксклюзивно для «КАРО» телеверсию спектакля «Заново родиться». Был очень хороший зрительский отклик, поэтому решили сделать премьеру «Планеты Максимус» 15 октября. А уже 19 октября она выйдет в прокат.
Я правильно понимаю, что вы еще будете показывать клипы Shortparis, и потом их обсуждать с Комягиным?
Да, почти все, их там на фильм хватит! На самом деле, эту идею мы давно обсуждали. Работа была загодя. Общались, искали точки соприкосновения.
А у вас раньше был такой формат?
Клипов не показывали. У нас был фильм-концерт «Гражданской обороны», но все равно не то. Это был февраль 2018 года, и публика «Гражданской обороны» — это же особенные люди. Они устроили слэм: человек 300-500 вышли на сцену в первом зале «Октября». Я думал, она просто рухнет. Полтора часа фильм шел, и они все это время устраивали настоящий слэм — мало кто сидел на месте. Некоторые люди уже входили в зал с голым торсом, были подогреты во всех смыслах. Я такого раньше никогда не видел. Вообще, мы чего только ни делали. У нас были и UFC, и футбольные матчи, и спецпроект с Сатириконом, когда актеры приходили. Но показ клипов — впервые.
Мы весь этот творческий бульон и варим
Я правильно понимаю, что у вас нет конкретной целевой аудитории, на которую вы ориентируетесь?
Наша аудитория — зрители «КАРО.Арт». У нас есть программы «Каннские премьеры», «Классика», «Остров Русский», «Фильмы без программы», но нет деления на лучших и худших. Для нас все авторы важны и нужны, как и зрители. Мы просто показываем кино.
Как вы отбираете ретроспективные показы?
Отчасти мы ориентируемся на те фильмы, у которых есть права в России, или те, что лежат на полках у дистрибьюторов. Для нас как для фестиваля важна премьерность. Вторая часть — фильмы, на которые мы берем права за границей: «Сатанинское танго» Белы Тарра, «Долина Авраама» Мануэла де Оливейры.
Какие у вас хайлайты в программе?
Очень хочу, чтобы пришли на документальный фильм «Мельников» про архитектора Константина Степановича Мельникова. Обсуждение проведет Елизавета Лихачева, бывший директор Музея архитектуры, а теперь директор Пушкинского музея — для меня это мечта, чтобы про Мельникова был снят документальный фильм. Это такая глыба в архитектурном мире! Как он менял представление о среде, мире вокруг него. Архитектор — это мечта, архитектор — тот человек, который конструирует мир, в котором ты живешь. Все, к чему прикасался Мельников — произведение искусства. Здорово, что нашлись энтузиасты и сделали про Мельникова кино. Второй фильм — «Отпуск в октябре» Романа Михайлова. Это один из самых продуктивных режиссеров на сегодня! «Отпуск в октябре» в октябре в «Октябре» — это уже какая-то рекурсия получается. Третье, наверное, «Химера» Аличе Рорвахер — московская премьера.
Каждый будет находить свою нишу
От чего в принципе зависит выбор картин в программу?
Во-первых, укладывается ли фильм в наши ценности. Во-вторых, от желания продюсеров, хотят ли они у нас показать картину. Готовы они или не готовы, тут другого варианта нет.
Почему решили в этом году выйти на региональный уровень?
Хочется все равно какую-то выжимку из фестивалей отдать в регионы. Не все картины дойдут до проката, и так как я сам — бывший региональный житель и зритель, то прекрасно понимаю эту обиду, что все самое интересное происходит в Москве и Петербурге. В регионах программа меньше где-то на четверть, но все равно состоится. И географию мы выбирали не просто из-за красивой точки, а ради хорошего качества программы фестиваля.
Когда мы формировали концепцию фестиваля, для себя определили три вектора: прошлое, настоящее и будущее. Все кино, которое у нас есть, укладывается в эти три направления. У нас, например, будет встреча с Леонидом Кругловым — режиссером-исследователем Арктики. Он так кино и назвал — «В Арктику». Он еще проводит съемки фильма. На фестивале мы не увидим картину целиком, только какую-то часть. Там играет Федор Конюхов! Нам важно заявить о проекте, о котором никто ничего не знает — фильм выйдет в прокат только в феврале следующего года.
Про региональные фестивали: Вологодский фестиваль Voices, который вы тоже делаете, невозможно обойти стороной, но это совсем другой формат. В чем разница между этими фестивалями?
Для меня, как для организатора, целиком отличаются. Вологодский — это событие для города. Москва — это всегда безумное количество культурных проектов, которые происходят одновременно. Для Вологды, где живет триста тысяч человек, это совершенно другое событие, и фильмы, которые мы там смотрим, они в прокате не увидят. Какой-то другой ракурс этого фестиваля. В Москве и Петербурге проводить все проще, например, логистически, а в Вологде ты садишься на «воздушную маршрутку» Як-40, прилетаешь и попадаешь в какое-то совершенно другое измерение. Отношение зрителя другое.
С фестивалем «КАРО.Арт» ситуация другая — он должен окрепнуть. Какая-то палитра формируется: это и российское кино, и классика, и экспериментальное кино, встреча с большими мастерами — мы весь этот творческий бульон и варим.
Есть ощущение, что сейчас каждый фестиваль, который проходит, пытается тягаться с «Кинотавром». Как отмена главного индустриального фестиваля влияет на организацию?
Началась раздробленность, нет одного фокуса. Появляются небольшие имена, но сама потенциальная программа главного смотра, «Кинотавра», расползлась по другим фестивалям. Каждый будет находить свою нишу: где-то будут региональные режиссеры, где-то дебюты, где-то мастера вперемешку с дебютантами, где-то будет абсолютно экспериментальное кино — каждый должен будет выбрать свой путь.
У меня было странное ощущение, когда в одном и том же регионе, в Иваново, проходили два крупных фестиваля с промежутком в одну неделю. Несмотря на то, что направления у них разные, все равно странно. Мне кажется, эмоционально тяжело для зрителей. Если фестивали будут перекрывать друг друга, то участникам процесса — режиссерам, продюсерам — будет не интересно быть частью механизма.
Финальный вопрос: вы объявили программу, уже продаются билеты. Сейчас у кинотеатров в принципе тяжелая ситуация. Насколько фестиваль себя окупает?
Это мы поймем 23 октября, когда фестиваль завершится. Старт продаж хороший. Есть интерес, мы понимаем, что не зря делаем фестиваль.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой