Канны

«Паразиты» Пон Чжун Хо — глобальная Корея

Василий Степанов — о фильме-обладателе Золотой пальмовой ветви и триумфаторе «Оскара»-2020.

Один из главных корейских режиссеров нашего времени, автор «Воспоминаний об убийстве» и «Сквозь снег», возвращается на родную землю после вылазки в глобальное кино и на Netflix. «Паразиты» кажутся сугубо корейским произведением, но сделаны они так, что, безусловно, будут понятны всем без исключения. По крайней мере, я легко могу представить себе и российский ремейк.

«Паразиты». Реж. Пон Чжун Хо. 2019

Семья Ки живет в подвале и собирает коробки для пиццы. Хуже всех это делает безработный папа — господин Ки Тэк, который недостаточно внимательно следит за руководством по сборке, размещенным в YouTube. В интернет семья Кимов заходит, поймав wi-fi недавно открывшегося поблизости кафе — там еще не знают, что сеть стоит запаролить, потому что по соседству прописаны невольные «паразиты». Вот такая цифровая экономика.

его фильм одна сплошная прямая эскалация смеха и насилия
 

Из классового подвала семья выходит благодаря случаю: подделав несколько документов (в том числе и диплом), сыну-школьнику удается устроиться репетитором в состоятельный дом господина Пака. Скоро в том же хай-тек жилище на правах арт-терапевта для младшего сына, которому мерещится что-то плохое, оказывается хитроумная сестра Ки. Она выживает шофера и экономку, чтобы впустить в семью Пак своих папу и маму. Так рождается мечта о будущей сытой жизни: преодолеть свою нищету и стать нормальными. Ки даже и не обманывают — по крайней мере, работу свою делают — просто немного юлят, недоговаривают, манипулируют. Первое время кажется, что перед нами расширенная версия «Слуги» Джозефа Лоузи. Но нет, Пон Чжун Хо только разгоняется.

«Паразиты». Реж. Пон Чжун Хо. 2019

«Паразиты» придуманы с архитектурной основательностью: две равно идеальные по своему составу семьи оказываются в изолированном от мира доме, где все определяется этажами и ловкостью художника-постановщика. Райская лужайка перед окнами, как и горечь авторской иронии, напоминает почему-то о Йоргосе Лантимосе и его «Клыке». Но Пон Чжун Хо далек от лантимосовской отвлеченной метафоричности и идеи медленного накопления отрицательной энергии для одного взрывного момента. Кореец брутальнее и прямолинейнее: его фильм одна сплошная прямая эскалация смеха и насилия. В своей восточной жестокости «Паразиты», пожалуй, не особенно специфичны — мало ли корейских фильмов мы видели. Смешного мало — когда один озверевший человек бросается на другого с детским томагавком — это вам не слэпстик, но залы по всему миру будут надрываться от хохота. Пон Чжун Хо, разогнавшись, обращается настоящим ангелом-истребителем по социальным вопросам. Проговаривает то, что у людей на уме. И от этого немного страшно. Интересно, что в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» получили «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээда. Там, где японец, рассказывая историю социального кошмара, обливается слезами от безнадежности положения своих героев, кореец хищно ощеривается — он знает, что социальный лифт, которого ждут герои, не просто не придет, но даже и не пущен в эксплуатацию. Лифтовая шахта пуста, и он готов подставить Ки подножку по пути к этой шахте.

в этой обреченности на садизм, кажется, стоит увидеть прежде всего жуткую правду времени
 
«Извините, мы вас не застали»: Рабство со свободным графиком «Извините, мы вас не застали»: Рабство со свободным графиком

Другой ближайший родственник «Паразитов» обнаруживается уже в нынешнем Каннском конкурсе: это «Извините, вас не было дома» Кена Лоуча. Почтенный англичанин прожил жизнь, опираясь на идею о том, что мир не без добрых людей, но в его новом фильме по сценарию Пола Лаверти эти добрые люди все сильнее и сильнее оказываются порабощены компьютерными алгоритмами, эффективно бюрократизирующими пространство, — экономикой тотальной цифры. Сколько бы ни старалось честнейшее семейство Тернеров приподнять голову над пучиной социальных невзгод, это вряд ли ей удастся. И Лоуч спасается только многоточием.

«Паразиты». Реж. Пон Чжун Хо. 2019
Видео: Пон Чжун Хо и многоликий зритель Видео: Пон Чжун Хо и многоликий зритель

Корейские визави научились эту цифру обманывать и использовать — и поэтому реальность расправляется с ними жестче. Другое дело, что в жестокости, с которой Пон Чжун Хо рассказывает о падении семьи Ки, слышится чуть ли не большее, чем у Лоуча, отчаянье. Есть, конечно, что-то мучительное в холодности Пон Чжун Хо к своим героям и в той постановочной мастеровитости, с которой он расставляет участников драмы на эшафоте. Да, иногда «Паразиты» отдают садизмом, но в этой обреченности на садизм, кажется, стоит увидеть прежде всего жуткую правду времени.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: