Елки нарядные — «Дом Gucci» Ридли Скотта
В кинотеатрах благодаря причудам пандемийного проката идет второй за две недели фильм Ридли Скотта. Почему из-за него стоит добежать до ближайшего большого экрана, рассказывает Павел Пугачев.
Начало семидесятых. На богемную вечеринку продирается Патриция (Леди Гага), спустя пару бокалов арканит застенчивого Маурицио (Адам Драйвер) в очках со смешной оправой. Девушка она вроде не бедная (вместе с жуликоватым папой управляет делами небольшой грузоперевозочной компании), но от высшего света далека. И то ли по любви с первого взгляда, то ли по более рациональным причинам, но скоро она станет миссис Гуччи и, не без изящества манипулируя членами семейного клана, накалит до бела несколько тлеющих конфликтов, которые приведут к тому, что в правлении модного дома Gucci не останется ни одного носителя этой фамилии. (К слову, один из нынешних акционеров компании — муж Сальмы Хайек, играющей у Скотта уморительную роль второго плана.)
Кич, без которого непредставима фэшн-индустрия, здесь в основе всего.
Оставшиеся в живых прототипы героев от картины в ужасе, и понять их можно: дело не в том, что Скотт что-то там переврал или приукрасил (наверняка и переврал, и приукрасил), а скорее в том, что многое он недоговаривает. Не ленитесь и после просмотра загляните хотя бы в википедию. Самые безумные детали правдивых событий благоразумно опущены, поскольку их с лихвой хватит на мини-сериал Райана Мерфи и пару фильмов Паоло Соррентино (например, там была буквально битва экстрасенсов). Реальность всегда причудливее фантазий, но Ридли Скотт, вроде бы не слывший эксцентриком, решает ее если не приструнить, то, напротив, показать как фарс.
«Дом Gucci», как и полагается образцовому «мылу», способен растрогать до слез.
По фабуле «Дом Gucci» может показаться своего рода продолжением другого фильма Ридли Скотта о семейной трагедии сверхбогатых людей — «Все деньги мира», однако на экране все несколько сложнее. Перед нами совершенные антиподы, которые особенно занятно будет пересмотреть один за другим (в идеале захватив и «Советника», из которого в «Доме Gucci» есть одна престранная цитата). Трудно найти в фильмографии режиссера столь близкие тематически и столь противоположные эстетически картины. В отличие от психологически нюансированного и бесконечно печального триллера про семейство Гетти, говоря о семействе Гуччи, Скотт заводит нас не то на показ мод, не то в цирк-шапито: во время просмотра хочется и хлопать, и топать, и хохотать, и отвести взгляд (редкий случай, когда чем больше людей в кинозале, тем лучше). Кич, без которого непредставима фэшн-индустрия, здесь в основе всего. Решение, может, и не безукоризненное, но совершенно осознанное и требующее известной смелости.
Это фильм, где кадр с мочеиспусканием чередуется с рождением ребенка, а уморительная сцена секса перетекает в свадьбу. Когда подобные монтажные рифмы — на них построены почти все смены локаций, — не приходят на ум, Скотт врубает перебивки с фэшн-фотосессией героя Драйвера (в эти моменты трудно не вспомнить «Остина Пауэрса»). Исторической, прости господи, достоверности, ждать не стоит: в эпизоде, датированном 1973-м, здесь поет Джордж Майкл из 1987-го. С саундтреком отдельная песня. По поводу и без включаются проверенные временем и сотнями фильмов хиты Blondie, Донны Саммер, New Order, Eurythmics, Дэвида Боуи, Лучано Паваротти. Ни стыда ни совести, в общем.
И как же это прекрасно.
Несмотря на эту намеренную неряшливость, «Дом Gucci», как и полагается образцовому «мылу», способен растрогать до слез. Это зрительский хит, который в лучшие времена не выходил бы из прайм-тайма телеканалов (в его геноме определенно и «Даллас», и «Санта-Барбара», и прочие плачущие богатые). Трудно не умилиться, когда Аль Пачино обнимает изувеченного гримом и Методом Джареда Лето, приговаривая: «Ты хоть идиот, но мой идиот». Леди Гага излучает невиданное доселе экранное обаяние — за ней и правда интересно наблюдать. Как и за восхитительно плохо играющим Драйвером. Он на то и большой актер, чтобы даже фальшивя в каждой ноте, все равно попадать в самую точку.
«Дом Gucci» и фарс, и драма одновременно — в этом величие и прелесть аляповатого, кэмпового кино, сверкающего как гирлянда и погружающего зрителя в предновогоднее настроение лучше любых «Елок».
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо