Кому нужен док? — По итогам конференции «Флаэртианы»
С 3 по 6 июня в Перми проходила всероссийская конференция о прокате документального кино, организованная фестивалем «Флаэртиана». Павел Пугачев съездил на это мероприятие и задумался о трудностях, с которыми сталкиваются все те, кто снимают, продюсируют и показывают документальное кино сегодня.
Чих пандемии здорово встряхнул киноиндустрию. Изменились отношения кинопрокатчиков со стриминговыми платформами, роль онлайн-сервисов стала куда более значимой, кинофестивали начали экспериментировать с форматами. Кто бы мог подумать год-два назад, что принципиально оффлайновые Канны будут казаться архаикой и чуть ли не бессмысленным занятием: про новые фильмы Каракса, Серебренникова и учеников Сокурова мы бы говорили и без премьер на Круазетт, куда пустят только после ПЦР-теста и недельного карантина.
Так зачем нужны кинофестивали сегодня? Как проводить онлайн-показы в условиях непобедимого пиратства? Где найти смелых дистрибьюторов? И главное: как в стремительно меняющихся условиях выживать документалистам? Об этом и многом другом на протяжении нескольких насыщенных дней говорили на прошедшей в Перми всероссийской конференции «Прокат документального кино в России. Настоящее и будущее».
Даже в профильных кинематографических вузах нельзя показывать фильмы целиком без официальных разрешений
В 2011 году в российский прокат вышло всего шесть документальных картин, которые суммарно наскребли чуть более пяти миллионов рублей, в 2019-м количество подобных кинотеатральных релизов в шесть раз больше, а один только фильм про южнокорейскую поп-группу BTS без особых усилий собрал 55 миллионов рублей. Об этом и других успехах рапортует Ирина Шаталова — одна из организаторов фестиваля «ДОКер», с 2011-го показывающего новинки документалистики на большом экране. Десять лет назад это было в новинку, а сейчас полные залы на премьерах фильмов про группу Sparks или Андрея Сахарова стали обычным делом. Другое дело — прокат федерального масштаба. Тут все не так радужно. Единичные удачи (организованные в том числе и командой «ДОКера») скорее подтверждают правило: зрителей, готовых смотреть документалистику на больших экранах, не то чтобы слишком много, за каждого приходится бороться.
В Архангельске, Нижнем Тагиле, Брянске, Красноярске, других городах страны примерно одни и те же проблемы
«Артдокфест», нас всех тошнит
Для показа документального фильма на большом экране все еще нужен особый повод. Например, фестиваль. Но и тут свои сложности. В пресловутый фестивальный реестр, введенный Минкультом в 2019 году, еще нужно попасть. Без институционального одобрения проводить какие-либо кинопоказы почти невозможно. Иногда невозможно и с ним: ситуация с «Артдокфестом» это наглядно показывает. С прокатными удостоверениями, обязательными для любой публичной демонстрации фильма, еще можно разобраться самостоятельно, но от проблем это мало страхует: анонимная жалоба может привести к проверке (например, на «соответствие санитарным нормам»), а штрафы — превысить бюджет всего фестиваля (как это случилось с фестивалем норвежского кино в Чебоксарах). Юридических возможностей для показа кино без прокатных удостоверений (например, в музеях) почти нет. Даже в профильных кинематографических вузах нельзя показывать фильмы целиком без официальных разрешений.
На конференцию прибыло много руководителей региональных киноклубов, делившихся своими проблемами, опытом и надеждами. В Архангельске, Нижнем Тагиле, Брянске, Красноярске, других городах страны примерно одни и те же проблемы: где достать прокатные удостоверения и как защититься от спонтанных проявлений силы государственной машины? А есть еще и закон о просветительской деятельности. Но и без результатов законотворческой деятельности происходит много плохого: взять хотя бы относительно недавнюю историю с ярославским киноклубом «Нефть», проводившим показы и встречи со Звягинцевым и Норштейном. Его, как уверяли организаторы площадки, закрыли из-за конфликта с местными властями.
Положение создателей, прокатчиков и организаторов фестивалей документального кино в России сложное. С одной стороны, они делают и показывают самое политически заряженное, смелое и злободневное кино на сегодняшний день, а с другой, едва ли не полностью зависят от государства и окологосударственных частных фондов. А финансирование из других стран сулит статус иноагента.
«Кино должно жить в беспорядке»
Социальные кинозалы — Как показывать кино в деревне?
Но бывают случаи вполне удачного взаимодействия энтузиастов с госструктурами. В Пермском крае есть уникальный проект «Социальный кинозал» — региональная сеть киноклубов для малых городов, деревень и поселков городского типа. Цифры впечатляют: с 2019-го года оборудовано и открыто 94 социальных кинозалов в 15 городах, 49 селах, 21 поселке и 5 деревнях (во многие места никакое кино не доезжало с советских времен). Обучено 84 куратора, в процессе обучения — 74. У каждого руководителя местного киноклуба (зачастую это работники местных домов культуры и муниципальных учреждений) есть возможность выбрать из примерно 350 фильмов, права на которые приобретены Пермской Синематекой. На выбор и недавние фестивальные хиты вроде «Паразитов» (спросом не пользуется), советская классика и современное документальное кино. «Наши зрители не всегда знают, кто такие Виктор Косаковский или Алексей Вахрушев, но знают себя и то, что им самим интересно», — говорят организаторы проекта.
По итогам мероприятия была принята следующая резолюция. Думается, резонно будет представить ее в полном виде.
Резолюция по итогам Всероссийской конференции «Прокат документального кино в России. Настоящее и будущее»
Поддержать заявку на грантовые конкурсы Пермского краевого отделения общероссийской общественной организации «Союз Кинематографистов Российской Федерации» на проведение образовательных программ для модераторов социальных киноклубов.
Поддержать идею проведения ежегодной конференции по прокату документального кино в городе Пермь.
Поддержать заявку на грантовые конкурсы Ассоциация «Гильдия неигрового кино» на создание промороликов в поддержку документального кино с привлечением медийных лиц и блогеров.
Обратиться к организаторам Российской креативной недели и Санкт Петербургского международного культурного форума о проведении панельной дискуссии о прокате документального кино.
Поддержать заявку Общероссийской общественной организации Союз кинематографистов России на грантовые конкурсы для создания Синематеки документального кино.
Обратится в Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии с предложением о включении в программу Ночи кино самого кассового отечественного документального фильма на основании данных ЕАИС.
Опубликовать информационные материалы по итогам конференции на ресурсах организаторов и партнеров мероприятия.
«Хорошо, с оффлайн-показами в любой их форме все непросто, без государства не сделать ни шагу, но есть же стриминг?» — спросите вы. Но и тут тоже есть свои подводные камни. Да, платформам, которых с каждым годом становится все больше, нужен новый контент, в том числе и нишевой, документальный. Недаром среди крупных релизов недавно запустишегося сервиса KION были документальные фильмы про Павла Дурова и Андрея Сахарова, явно не дешевые и как минимум по техническим параметрам опережающие телевизионную документалистику. Но если говорить о по-настоящему больших творческих удачах, то для этого нужен эксперимент, риск, попытка выхода за рамки, а стриминг, в той или иной мере требует жесткого следования формату. Стандартное документальное кино совершенно не работает в прокате, там как раз нужно нечто выделяющееся из общей массы, — так считает участвовавший в одном из обсуждений режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, не пугающийся стриминга, но и убежденный, что «кино должно жить в беспорядке». Кроме того, онлайн-платформы не предлагают опыта коллективного просмотра и обсуждения, с их правообладателями не так-то просто договориться о фестивальных и клубных показах, а все это, судя по оживленности обсуждений на конференции, очень важные для многих пункты.
«Спасение снимающих кино — дело рук самих снимающих», — подытожил одно из выступлений писатель и телеведущий Александр Архангельский [в 2024 году признан Минюстом РФ иностранным агентом — примеч.ред.], модерировавший круглые столы. Над этой репризой, брошенной в полемическом задоре, можно посмеяться, но не стоит и забывать, что кино — искусство коллективное. И без совместных усилий в нем, по обе стороны экрана, ничего не заработает.
Читайте также
-
С днем рождения, Евгений Яковлевич!
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»