Высшие формы — «Ферик» Ульяны Сизых
Сегодня в «Высших формах» — онлайн-премьера документального мультфильма «Ферик» Ульяны Сизых, рассказывающего историю жизни и смерти любимого домашнего питомца. О терапевтическом смысле этой работы постановщица поведала Юрию Михайлину.
Столкновение со смертью — это, в любом случае, тяжело, особенно когда все происходит внезапно. Именно так умерла моя собака. Отчасти по моей вине. Мне было сложно это принять и жить дальше. Семья тоже очень тяжело переживала смерть Ферика.
Через несколько месяцев я узнала, что можно подать заявку в Школу документальной анимации в Свияжске, и решила сделать там мультфильм об этом. Школа проходила летом 2021 года, а на то, чтобы сделать фильм, отводилось всего десять дней. Здорово, что времени было так мало — это помогло не зависать ни на каком из этапов производства. Часто бывает так, что в середине или в конце работы многое из уже сделанного начинает не нравиться, хочется что-то переделать, и в этом состоянии неуверенности можно пробыть недели или даже месяцы. Здесь же для мыслей о том, что у меня ничего не получается, был всего час-полтора, и потом я возвращалась к работе с новой энергией. Да и сама обстановка очень располагала — когда много людей работают вместе, это само по себе рождает неповторимую атмосферу и дает силы.
В начале работы самой большой сложностью для меня было перейти от обдумывания сюжета к изображению. Было много идей, которые я могла подробно описать словами, но не представляла, как их показать. Основная мысль была в том, что рисование и анимация — это большая сила, которая может помочь пережить трудные моменты жизни. Я нарисовала на большом листе раскадровку и над каждым рядом кадров подписала тему, которую хотела бы включить в фильм. Конечно, уже к середине работы раскадровка сильно поменялась, но это был хороший старт — быстро зарисовать все, что я в целом хочу видеть в фильме.
Оказалось, что материалы для фильма копились в течение всех лет, что у нас жила собака — семейные видео, фото, аудиозаписи и мои рисунки. Все это отчасти пригодилось.
Самым сложным было отказываться от готовых идей
Самым сложным было отказываться от готовых идей. Еще до отъезда в Свияжск я придумала делать ротоскоп поверх видео с Фериком. Почему-то мне казалось, что это удачная затея, и я даже раскрасила одно видео. Это заняло много времени, но выглядело странно, и я не до конца понимала, что это вообще означает, так что мне пришлось от этого отказаться. В итоге это оказалось к лучшему, потому что я смогла попробовать новый для себя способ работы — строить историю из фото и видео и только потом добавлять анимацию туда, где она нужна, а не повсюду.
Хотя были мысли показать что-то из жизни нашей семьи без собаки, в настоящий момент
Когда у меня уже был готов весь монтаж, я подставляла то одну, то другую музыку, но никакая не подходила — все выглядело как слайдшоу. Я решила попробовать обойтись без музыки и ввести ее ненадолго только в самом конце. Звуки Ферика я нашла у себя в диктофоне, что-то записала на месте, ночью, когда было тихо. Было очень интересно озвучивать самой, и я рада, что получилось сделать мультфильм без закадрового голоса, что-то рассказывающего или объясняющего, как это часто бывает в документальной анимации.
По окончании школы у нас была премьера, на которой были все участники и местные жители из Свияжска и Казани.
После возвращения в Москву я добавила еще пару анимационных эпизодов и сняла финальную сцену в осеннем парке. Она не была специально запланированной, хотя были мысли показать что-то из жизни нашей семьи без собаки, в настоящий момент. Но сам кадр был снят спонтанно, и, мне кажется, за счет того, что он не был запланирован, получилось именно то, что я и хотела. Еще забавная случайность — и первую сцену в листьях, и последнюю снимал мой папа.
Моей семье очень понравился мультфильм. Он оказал на всех нас положительный эффект, поставил точку в истории со смертью Ферика, собрав все хорошее, что у нас с ним было.
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко
-
Сеанс реального — «Вверх, вниз» Андрея Сильвестрова
-
Сеанс реального — «R2CC» Маши Черной