Эссе

«Оттепель» как энциклопедия русской женщины


Оттепель. Реж. Валерий Тодоровский, 2013

В русском кино так долго не было ярких актрис, но вот они стали появляться, и для них стали появляться роли — в «Оттепели» Валерия Тодоровского они явным образом потеснили на экране мужчин. Цыганов — это тот же Цыганов из «Прогулки», только на десять лет старше, Яценко староват для роли юного порывистого гения, Деревянко блестяще играет Актера Актерыча почти без половых признаков, а самый яркий и неожиданный герой картины оказывается геем. Остальные мужчины — спивающиеся фронтовики, но из героинь можно составить энциклопедию русской советской женщины.

Инга Хрусталева, актриса (Виктория Исакова)
Тридцатилетняя неудачница, главная неудача которой, не в провальной карьере и коллапсирующей личной жизни, а в том, что не получается до конца быть сукой. Немного презирает 13-летнюю дочь за потенциальную жертвенность — похоже, узнает в ней себя. С возрастом научилась отлично держать лицо, кажется холодной и распущенной, но в глубине души любит первого мужа и мечтает о счастье — хоть каком-нибудь, хотя бы об обложке «Советского экрана».

Марьяна Пичугина, студентка-естественница, позднее актриса (Анна Чиповская)
Сука в процессе становления. Начинает как невинное создание с химфака, по-подростковому зациклена на себе, с истерикой в голосе требует от оператора Хрусталева немедленной и абсолютной любви. Окружающие постоянно подозревают ее в расчетливости, но она движется скорее интуитивно и лишь со временем входит во вкус — очевидно, что судьбу неудачницы Инги она не повторит.

Надя, жена режиссера Кривицкого (Светлана Колпакова)
Заботливая домовитая удущающая идиотка. Считает, что держит мужа под каблуком, уверена, что хорошо разбирается в людях. Пытается устроить личную жизнь подруги, безосновательно подозревает мужа в изменах, с каждым ее появлением в кадре разливается уютное зло.

Люся, оператор (Яна Сексте)
В пространстве картины — один из двух гендерквиров, женский вариант. Второй — гей-модельер, она к нему логичным образом тянется. Носит только брюки, сутулится, неплохо владеет мужской профессией. Сама себя считает пугалом, им и является, до самого финала демонстративно ничего не предпринимает, чтобы измениться, вымогая сочувствие и утешение. Женщину в ней выдают только периодические бурные истерики.

Регина Марковна, второй режиссер (Нина Дворжецкая)
Родина-мать, которая все тянет, и на которой все держится. Пик агрессии — послать окружающих в жопу. Восемь картин подряд покрывает режиссера-алкоголика Кривицкого, в любых ситуациях сохраняет невозмутимость, в случае необходимости может дернуть стоп-кран, хранит в сердце глубокую боль — любит мужа, который вернулся с войны без ног и потерял интерес к жизни.

Ольга Филипповна, художник по костюмам (Надежда Маркина)
Дьявольская инверсия Родины-матери — тоже работала с режиссером Кривицким на восьми картинах, но при первом же покушении на свою территорию пальнула в ответ доносом. Надежда Маркина до этого сыграла в «Елене», теперь ее амплуа — статная пожилая женщина-убийца, которая внушает уверенность и доверие до тех пор, пока не нанесет смертельный удар.

Бабушка Марьяны и Санчи (Лариса Малеванная)
Идеальная бабушка из советского «Букваря». Седые волосы забраны в пучок, готовит, понимающе кивает, не задает лишних вопросов. Внуку-содомиту аккуратно собирает передачу в тюрьму, следит за менструальным циклом внучки.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: