Рецензии

«Дюнкерк»: Война и джем

Вышел в прокат «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Уже превознесенный до небес критикой по всему миру фильм посмотрел и Василий Степанов.

Ранним летом 1940-го воюющий и отступающий во Франции британский Томми с несколькими братьями по оружию неизбежно оказывается в Дюнкерке, хочется курить, но война избавляет и от этого желания — в последней стычке товарищей Томми убивает невидимый противник, а сам он теряет оружие и только чудом (спасибо французам) добирается до пляжа, где тысячи других таких же томми покорно ждут своей очереди на эвакуацию. Немецкая авиация и артиллерия утюжат побережье, но, по крайней мере, нет танков — великий стратег Адольф Гитлер приказал основным сухопутным соединениям не приближаться к городу на границе Бельгии и Франции ближе, чем на пушечный выстрел. Тем временем в Британии спешно организуется операция «Динамо»: правительство обращается к владельцам маломерных судов с просьбой помочь флоту и отступающим войскам. Впрочем, ни Гитлера и его армии, ни Черчилля и его решений в военном эпосе Кристофера Нолана нет. Это сознательная позиция. Режиссер, для которого история о «чуде в Дюнкере» очень личная, глядит на войну глазами одиноких в своих заботах людей, наяву переживающих частный апокалипсис — здесь герой каждый, и ни одного. Спасение этих людей по Нолану тоже прежде всего частная инициатива — такой лодочный краудфандинг. Кажется, у многих историков Второй мировой к автору могут возникнуть вопросы, но в «Сеансе» хотелось бы поговорить прежде всего о кино.

Трудности у режиссера Нолана начинаются, как только он уходит с пляжа

Первые минуты «Дюнкерка», что говорить, завораживают: история того, как Томми оказался на пляже, выстроена предельно лихо, а кадры с расположившимися на берегу сотнями тысяч бойцов исполнены взыскательной операторской каллиграфии (к сожалению, в России невозможно в полной мере оценить работу Нолана и оператора Хойта ван Хойтемы с 70-мм пленочным форматом — то, что показывают в наших кинозалах, лишь добротная цифровая репродукция). Впрочем, мы уже давно в курсе, каким невероятным зрелищем может обернуться на экране пляж с застрявшей на нём изможденной армией. Даже те, кто в силу возраста не смотрел «Дюнкерк» 1958 года, наверняка помнят пятиминутный, без склеек, проход по дымящемуся побережью Джеймса Макэвоя в «Искуплении» Джо Райта.

Трудности у режиссера Нолана начинаются, как только он уходит с пляжа, чтобы заняться двумя другими линиями фильма: бравым гражданским в исполнении Марка Райлэнса, который идет к французскому берегу на личном катере, и пилотом «спитфайера», которого играет Том Харди. (В случае с Харди зрителя ждет типичный пример нолановского юмора — взлетев, его герой надевает кислородную маску не хуже, чем у Бэйна в «Темном рыцаре», и не снимает ее до самого финала). С начала весны Нолан в своих интервью обещал, что у «Дюнкерка» будет сложно сочиненная монтажная драматургия. И действительно, она напоминает об играх автора с временем в «Интерстелларе» и «Начале». Три героя живут в трех разных временных потоках: Томми мыкается на французском побережье с неделю, капитан Райлэнса идет к Дюнкерку один день, а пилот перелетает Ла-Манш за один час. (Жаль, что объяснять это режиссеру приходится с помощью титров — иначе ни за что не догадаешься). Все они, конечно, встретятся в одной точке пространства-времени, но не для третьего акта, а просто чтобы зафиксировать невообразимые возможности монтажа, обладающего властью соединять в единое повествование часто не соединимые вещи.

Монтаж «Дюнкерка», как рябь на море или причудливая скороговорка пулемета, то замолкающего, то вновь принимающегося за своё трупное дело

С монтажом у Нолана вечные проблемы. Трудно найти другого большого автора (а Кристофер Нолан, безусловно, большой, хотя бы по замаху), который бы так любил резать и клеить, не понимая, для чего в сущности нужны склейки. В «Дюнкерке» под прикрытием формального эксперимента и концепции трех времен и трех героев режиссер нарушает (намеренно или нет — кто знает?) множество привычных монтажных законов. Добавляет ли это экранному действию какой-то дополнительный смысл? Едва ли, если судить по тому, что самые сокровенные свои мысли режиссер все равно проговаривает вслух, чтобы, не дай бог, не оставить зрителя в неведении. Их немного, и нельзя потерять. Монтаж «Дюнкерка», как рябь на море или причудливая скороговорка пулемета, то замолкающего, то вновь принимающегося за своё трупное дело. Его диктует не смысл, а нервическое тиканье музыкальной дорожки Ханса Циммера, изводящего зрителя ритмическими повторами командирских часов, прибрежных волн, выстрелов и поршневых двигателей. Лихорадочный метроном овладевает и камерой — непонятно, зачем было насиловать 70-мм махину тряской практически в каждой сцене и почему на пляже нельзя было прокатиться по рельсам.

«Дюнкерк». Реж. Кристофер Нолан. 2017
Нолан против Нолана Нолан против Нолана

Что это? Новаторство или просто неумение добиться необходимого драматического эффекта более традиционными методами? У каждого на этот счет может быть свое мнение, однако то, насколько невнятно выстроены линии второстепенных героев — чем занимается Кеннет Брана кроме того, что ходит по пирсу? что там с Киллианом Мерфи? и куда, в конце концов, попрятались все французы? — говорит о том, что режиссера пока рано зачислять в кубрики, как это делает, например, газета The Guardian. Красивые кадры Нолана, из которых так удачно складываются рекламные виньетки, как сэндвичи с джемом, которыми кормят в фильме спасшихся — хороший вариант к чаю, но маловато для мишленовской звезды.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: