Рецензии

Неизвестный остается в маске — «Дьяволик» на экране и в интернете

С 1 мая на видеосервисах можно посмотреть «Дьяволик» — новую версию комикса — а затем сравнить ее с экранизацией Марио Бавы. О том, как и кто вдохновлялся его воплощением героя в маске, как и том, почему новый фильм тоже не стоит списывать со счетов, рассказывает Станислав Ф. Ростоцкий.

«Дьяволик». Реж. Антонио Манетти, Марко Манетти. 2021

Дьяволик — затянутый в антрацитовый латекс «маэстро-вор», внучатый племянник доктора Мабузе, пасынок Фантомаса и деликвентный кузен Арсена Люпена — не стал первым персонажем итальянских комиксов fumetti neri, переместившихся с бумаги на целлулоид: «Криминал» Умберто Ленци и «Сатаник» Пьеро Виварелли вышли на год раньше. Но по всем прочим статьям, не исключая расстрельные, именно он остался непревзойденным среди суперменов нового поколения. «Постепенно вместе с технической вооруженностью в сверхгерое комиксов появляется моральная неразборчивость и агрессивность. На экран выходят герои черной серии комиксов, чья непобедимость, как знаменитого итальянского „Дьяболика“ (1967), уже совсем не в физической силе, а в изощренном интеллекте и», — указывал в своей «Реальности фантастического мира» (М., Искусство,1977) Юрий Миронович Ханютин: «Так происходит смена героя для юношества, она была подготовлена тем обстоятельством, что в мифологии сильного и сверхсильного героя понятие „справедливость“, „человечность“ были заменены понятием „успех“».

Родимые пятна «дьяволизма» проступали и в «Садистэротике» Джесса Франко, и в фильмах про Остина Пауэрса
Большие мастера маленького бюджета Большие мастера маленького бюджета

В данном случае в понятие «успех» входило, среди прочего, похищение заглавным героем невообразимых по тем временам десяти миллионов наличных долларов, а также переплавка изрядной части золотого запаса «одной европейской страны» в исполинский слиток-киндерсюрприз. Вдохновившись буффонадной трилогией о Фантомасе Андре Юннебеля, ранней бондианой (в первую очередь, конечно, «Голдфингером») и телевизионным «Бэтменом» с Адамом Уэстом, Марио Бава — к тому моменту вполне уже великий, но впервые впервые имеющий дело с производством блокбастера — использовал лишь одну седьмую из трехмиллионного бюджета, выделенного Дино Де Лаурентисом, провел чистку в изначально куда более звездном кастинге (выгнав, среди прочего, с площадки Катрин Денев, которая показалась ему недостаточно раскованной), а в конце концов еще и отказался снимать на сэкономленные деньги продолжение.

На съемках фильма «Дьяволик». Реж. Марио Бава. 1968

Тем не менее, или как раз поэтому «Дьяволик» не только стал чемпионом кассы, но одним из важнейших поп-артефактов эпохи, да и не одной. Сцена, в которой в ворохе рассыпанных купюр «словно зайчики, играют тела» обнаженных любовников, еще за четыре года до наличествовала (и даже попала на афишу) в «Скуке» Дамиано Дамиани, однако мемом и объектом для плагиата и вышучивания она стала только «после Бавы». Родимые пятна «дьяволизма» проступали и в «Садистэротике» Джесса Франко, и в фильмах про Остина Пауэрса; Дьяволик стал героем дюжины компьютерных игр, выпущенных для внутреннего итальянского рынка и шикарного мультсериала, популярного не только на родине героя; фрагменты попали в клип Beastie Boys «Body Movin’», а тему Эннио Морриконе в аранжировке Бруно Николаи The Bed из той самой сцены с купюрами, Тарантино вставил в саундтрек «Однажды в Голливуде» на равных с музыкой из «Большого побега», «Разорванного занавеса» и телесериала «Есть оружие — будем путешествовать»; Ламберто Бава, сын Марио, снял для группы Tiromancino клип на песню Amore Impossible, главными героями которого стали Дьяволик и его верная фаталь-подруга Ева Кант, а в эпизоде появлялся «настоящий» Дьяволик из первого фильма, Джон Филлип Лоу.

На электропрохладительный кислотный грув первого фильма здесь нет и намека.

При желании можно обнаружить соответствующие влияния и в советском репертуаре: явные ассоциации вызывает, скажем, «Дорогой мальчик» (1974) Александра Стефановича и отдельные сцены из его же «Пены» (1979). Наиболее же явным отечественным аналогом «Дьяволика» является, вне всякого сомнения, гайдаевское «Спортлото-82»: помимо вполне аутентичной суеты вокруг выигрышного билета (то есть, считай, чека на круглую сумму), автомобильных погонь по курортным серпантинам под Александра Зацепина и безусловного сходства интерьеров турбазы «Орлиный приют» с тайными чертогами Дьяволика, Леонид Гайдай напрямую цитирует не только сцену с купюрами (правда, Сан Саныч в исполнении Михаила Пуговкина купается в деньгах в одиночку и одетым), но и — чуть более завуалированно — еще один канонический план из фильма Бавы, в котором Дьяволик (в нашем случае Михаил Кокшенов) поднимает взгляд наверх между расставленными циркулем ногами полуобнаженной красотки (Светлана Аманова).

«Дьяволик». Реж. Марио Бава. 1968

Понятно, что перезагрузка была решительно неизбежна, и в результате (после канувшей попытки запустить десять лет назад телесериал) она случилась как раз к шестидесятилетнему юбилею первоисточника. Режиссерами новой версии стали братья Антонио и Марко Монетти (а создателями оригинального комикса были сестры, Анджела и Лючиана Джуссани), и они явно решили вернуться к самым что ни на есть истокам. В основу сценария был положен «Арест Дьяволика», третий по счету комикс серии (а вышло их с тех пор без малого тысяча): Дьяволик (Лука Маринелли идеально совместил в нем черты своих предыдущих киноперсонажей — Мартина Идена и Ника, члена супергеройской «Бессмертной гвардии») намеревается похитить легендарный Розовый Бриллиант и знакомится с подругой своей суровых дней и ночей Евой Кант («Мисс Италия — 2008» Мириам Леоне). Да и в деталях Дьяволик прячется вполне успешно: в крохотной роли судьи появляется Марио Гомболи, один из ведущих авторов и редакторов легендарного комикса, также помогавший режиссерам писать сценарий, а миссис Морель сыграла обладательница номинации на «Золотой глобус» и черного пояса по тэквондо Клаудиа Герини, которая как раз и изображала Еву Кант в помянутом клипе Бавы-младшего.

Братья Монетти всей прочей оптике предпочитают, похоже, чопорный цейссовский монокль.

Поэтому тем, кто по каким бы то ни было причинам страдал от того, что любимый комикс не имеет адекватной киноверсии и алкали ревизионистского сгущения всех и всяческих красок на манер рукокрылых ноктюрнов Кристофера Нолана, могут довольно потирать затянутые в черные перчатки руки. На электропрохладительный кислотный грув первого фильма здесь нет и намека. Если Марио Бава предлагал рассматривать приключениями Дьяволика сквозь призму разноцветного психоделического калейдоскопа, то братья Монетти всей прочей оптике предпочитают, похоже, чопорный цейссовский монокль. Никакого «евротрэша» нет и в помине, все подчеркнуто аккуратно, неспешно и старомодно настолько, что в качестве «невероятных технических приспособлений для обмана и уничтожения противников» здешний Дьяволик использует в основном такие потрясающие воображение достижения цивилизации, как сыворотка правды и азбука Морзе.

«Дьяволик». Реж. Антонио Манетти, Марко Манетти. 2021
«Дьяболик» до сих пор является самым популярным итальянским комиксом

Нельзя сказать, что этот «эксперимент „Тяготение“» оказался прямо-таки неудачным. «Взломщиком кассы» «Дьяволик» не стал, но зато оказался выдвинут на соискание национальной итальянской киноакадемии «Давид Донателло» аж в одиннадцати номинациях, а вторая и третья уже находятся в стадии одновременного постпродакшна. Это, в принципе, неудивительно: «Дьяболик» до сих пор является самым популярным итальянским комиксом. Но тем, кто до сих пор числит эталоном версию Марио Бавы (или хотя бы имеет о ней представление по Beastie Boys), встреча с фильмом Маринелли явственно напомнит момент рубежа 1980-90-х годов, когда в программе передач ЦТ СССР появился анонс четырехсерийного «Фантомаса», поставленного Клодом Шабролем и сыном Бунюэля Хуаном Луисом для французского телевидения с Хельмутом Бергером в главной роли.

«Дьяволик». Реж. Антонио Манетти, Марко Манетти. 2021

Среди аудитории первой программы уже успело вырасти поколение, знающее о легендарном злодее в маске лишь по баснословным родительским воспоминаниям, «Денискиным рассказам» («Кол, а Кол! Фкалю ф тибя укол!»), да крохотным фрагментам старой копии, с помощью которой злокозненный киномеханик Голубков подбивал на противоправные действия деревенских недорослей в «Анискине и Фантомасе». В повторный прокат фильмы Юнебеля не выходили, по телевизору их показали только через пару лет после ГКЧП, да и на видеокассетах до поры до времени его было раздобыть не так просто. Но фантомагия срабатывала и в гомеопатических дозах, так что даже отчетливое понимание того, что это не совсем (или даже совсем не) тот Фантомас, не могло помешать предвкушению сногсшибательной и потешной феерии. Самым лакомым из миражей маячила на горизонте механическая рука, заранее обожаемый «гэджет» из арсенала комиссара Жюва (кажется, именно сцена с рукой как раз и мелькала в «Анискине»). Любому было очевидно, что какой бы «иной» не была предлагаемая версия, от руки, будучи в здравом уме, вряд ли кто-нибудь откажется. В течении последующих четырех вечеров «Фантомас» являлся перед «дорогими ребятами и уважаемыми товарищами взрослыми» в шаброле-бунюэлевской инкарнации. Впоследствии оказалось, что в фильме прекрасно уживаются ироничное почтение к литературному первоисточнику, интеллигентные кинематографические аллюзии, прихотливые манипуляции с низкими жанрами и телевизионным форматом. Но это было уже потом, много лет и фильмов спустя. Тогда же к «Рубинам» и «Шилялисам» были направлены сотни в большинстве своем несовершеннолетних глаз, которые смотрели на экран и видели (вернее не видели) только одно, но зато самое главное.

Никакой третьей руки у комиссара Жюва не было и в помине.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: