Видео

Высшие формы — «Departures» Натальи Рысс

В «Высших формах» сегодня клип Departures — история, выросшая из джазовых зарисовок группы Olshansky Fusion Duo из Тель-Авива. О работе с «не иллюстративной музыкой», оживлении коллажей и новой технике пиксельной stop-motion анимации Юрию Михайлину рассказывает Наталья Рысс.

В феврале 2024 года мне срочно нужна была работа, и я искала заказ. Знакомый звукорежиссер написал, что музыканты, с которыми он работал, предлагают сотрудничество. Это были Olshansky Fusion Duo, Евгения и Алекс Ольшанские из Тель-Авива. Они исполняют современную джазовую музыку. Евгения — композитор и пианистка, а Алекс — барабанщик. Я сразу предупредила, что работаю без вмешательства: то есть мы оговариваем все в самом начале, а дальше у меня полная свобода действий. Они видели мой предыдущий клип для Макса Купера, доверились и согласились.

В их альбоме были два трека, связанных с темой путешествия — про отправления и прибытия. Я выбрала «Departures». Просто сразу увидела, как это можно сделать. Он показался ритмический очень понятным и в достаточной степени «не иллюстративным». Я не люблю иллюстративную музыку. А еще чем-то напомнил мой первый заказной клип 2019 года «Comte» — тоже своего рода road movie, с которого и началась моя эпопея с клипами.

Трек в Premier
У меня есть только ощущение, к чему я должна прийти, идея

В начале работы я закидываю трек в Premiere и там анализирую по основным фрагментам. Разделяю на части, чтобы видеть, сколько времени занимает каждый из кусков. Перекрашиваю фрагменты в разные цвета. В этом треке части периодически повторялись, но развивались. Были быстрые куски, связанные с темой дороги, и медленные — непосредственно само действие с героем. Я примерно спланировала, что здесь будет то, а здесь то.

Никакого предварительного сценария не было, для клипов я их обычно не делаю. Если от меня вдруг требуют сценарий (как, например, на «Детском альбоме»), я его расписываю, но вообще он мне не нужен. Никаких эскизов и раскадровки тоже, они мне мешают. Иногда делаю для больших фильмов, но тоже в зависимости от обстоятельств и очень условно. Работаю без четкого плана и очень много импровизирую. У меня есть только ощущение, к чему я должна прийти, идея.

Возникновение персонажа

Тут сюжет был довольно-таки линейный и развивался традиционным способом: попугайчик едет в аэропорт и улетает, а по пути — все перипетии, сложности и проблемы. В начале он теряет чемодан, и затем нервозность последовательно нарастает. Это близко к тому, что я испытываю каждый раз, когда куда-то уезжаю — поскольку вообще редко куда-то выбираюсь.

Высшие формы — «Скамейка» Маши Митяевой Высшие формы — «Скамейка» Маши Митяевой

Выбор техники во многом обуславливается возможностями. Музыканты — люди небогатые. Мне надо соотносить стоимость этой работы со своим прожиточным минимумом и, соответственно, выбирать технику, которая бы позволила сделать все качественно, оригинально и довольно быстро. С такой скоростью, как сейчас, я до этого никогда не работала. Клипы дают мелкий и довольно быстрый заработок, но их приходится делать в огромном количестве: по три или четыре в год. Это совершенно другой режим, чем работать, к примеру, на фильме, где производство может растягиваться на год. Здесь же приходится делать трехминутный фильм примерно за полтора месяца.

Я решила, что буду делать коллажную перекладку из журнальных вырезок и рваных кусочков бумаги с анимацией в After Effects. Это моя самая разработанная техника. В конце 90-х, после ВГИКа, у меня не было никакой работы, и Александр Федулов (режиссер, аниматор, художник, преподавал во ВГИКе — примеч.) привел меня в журнал «Химия и жизнь», где тогда подрабатывали многие художники.

Иллюстрация в журнале «Химия и жизнь»

Платили они мало, но морально это сильно поддерживало — реализация. И я им на протяжении трех лет делала коллажные иллюстрации, подразумевая, что потом смогу их использовать в анимации. Только спустя десять лет после окончания ВГИКа мне подвернулась возможность сделать первый фильм. Естественно, я ухватилась за эту технику: она пластичная, условная, позволяет сохранить бумажную структуру, не превращать перекладку в подобие рисованной анимации, более свободно вести себя с фоном. Так я сделала первый фильм «Пирамидка» и потом еще несколько картин в этой технике.

Все начинается с того, что я просто рву бумажки, журналы; потом их сканирую, вырезаю, разрезаю по слоям и собираю из кусочков персонажей. Иногда просто кидаю эти бумажки в программу и собираю там. Фактически получаются такие картотеки из обрезков, обрывков. Могу использовать эти же обрезки для других фильмов, если они кажутся перспективными и в них что-то угадывается.

Когда я делаю марионетки в Photoshop, то даю им имена уже раз и навсегда

Так было и в этот раз. У меня оставались обрезки из сканированного материала для трейлера к фестивалю, который мы провели с моим канадским другом во время ковида. Эти бумажки показались мне потенциально хорошим персонажем, которого я обязательно хотела бы использовать в каком-то фильме.

Рабочая папка

Первоначально он был просто кем-то с клювом и колпачком. Когда я делаю марионетки в Photoshop, то даю им имена уже раз и навсегда. У него было имя «Джокер», так он джокером и остался. Я начала на него навешивать детали, крылья, и он стал попугаем.

Иногда используются какие-то референсы. Здесь я подумала, что это должен быть авангард и что-то в духе супрематизма. Сразу было видно, что надо будет добавлять халфтон-эффект с точечками печати, как в печатной графике 50х-60х годов (музыка направляла в то время). Я решила попробовать поработать в этом ключе и наложила эффект почти на все, что было. Анимацию я делаю либо по порядку сцен, либо беру какой-то фрагмент и смотрю, есть ли в нем нужный мне импульс, чтобы дальше можно было все развитие строить в этой технике.

Высшие формы — «Стыдные стихи» Нади Щербаковой Высшие формы — «Стыдные стихи» Нади Щербаковой

Я также понимала, что буду добавлять видео. В музыке есть куски с ритмом дороги, и у меня были фрагменты видео из поездок по фестивалям. Я выбрала кусок, снятый из поезда «Хиросима — Токио». Он идеально вписался ритмически, почти не нужно было ничего резать. Естественно, на него тоже был наложен халфтон.

Кадр с наложенным халфтон-эффектом

В кусках, где вклинивается видео, есть еще одна дополнительная техника, которую я изобрела совершенно случайно. В начале работы мне надо было показать композиторам, что я хочу сделать. Я положила на одну из картинок в Photoshop халфтон и начала на нее просто наезжать. Поскольку разрешение картинки довольно большое, но имеет предел, при очень крупном приближении на экране возникли большие кружки и точки.

Мне это показалось очень интересным. Если в Photoshop наложить на изображение халфтон, а потом покадрово увеличивать (но не в After Effects, там пиксели начнут размываться) или уменьшать, двигаясь по этому ландшафту и последовательно делая скриншоты, получается фактически аналог бескамерной анимации. При этом я могу открывать или закрывать какие-то слои, менять структуру халфтона, количество точек, добавлять другие слои или объекты. Обычный PSD-файл работает как стол, а скриншот — как покадровая камера.

По-моему, это новая техника, довольно-таки увлекательная. Не знаю, как ее назвать: пиксель-скриншот-stop-motion-анимация? И в ней, как оказалось, можно очень быстро набрать довольно длинную последовательность: за три часа я делала примерно двадцать секунд анимации. Совершенно непредсказуемо, я не знала, куда приеду, сплошная импровизация.

«Departures». Реж. Наталья Рысс

Затем я соединяла скриншоты в последовательности и монтировала под музыку — получались ритмически-абстрактные или полуабстрактные куски, которые монтировались с видео.

После «Departures» я сделала с Olshansky Fusion Duo еще три клипа в совершенно других техниках. Starting Over и Dance of Creation уже вышли. Заканчиваю Machine’s Dream и начну еще один на основе founded home videos, собираю материал.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: