Скоро рассвет, выхода нет — «Кома» Бертрана Бонелло
Показанная в берлинском конкурсе Encounters «Кома» Бертрана Бонелло удостоилась приз FIPRESCI. О ярком экспериментальном фильме-конструкторе, посвященном дочери режиссера, рассказывает Наталья Серебрякова.
Безымянная 18-летняя девушка (Луиз Лабек) скучает в уютной спальне на карантине. Из развлечений — только интернет и редкие прогулки под всевидящим оком уличных камер. Она любит смотреть YouTube-канал Патрисии Комы (Жюли Фор), красивой ухоженной женщины, которая рассказывает о погоде, рассуждает о гипнозе и дает советы подписчикам. Иногда героиня болтает по зуму с подругами. Центральная тема этих разговоров — серийные убийцы («кто твой любимый маньяк?») Ночью девушке снятся причудливые сны, в них она блуждает по синему лесу, слыша крики невидимых жертв. Иногда в этих снах появляется и Кома, у которой героиня хочет попросить совета насчет отношений (которых у нее при этом, очевидно, нет).
Бонелло пытается говорить на тему всеобщих страхов и нашей одержимости ужасом
Главная фишка Бонелло, который в своих фильмах привычно балансирует на грани арт-мейнстрима и нарративных экспериментов — в точечных сбоях привычной логики повествования, когда экран пропитывают призраки большой истории, политики или, как в «Малышке Зомби», магии. «Кома», которую Бонелло снова после «Ноктюрамы» посвятил своей дочери — типичный «карантинный» фильм. Все снято практически в одной локации (как и «Петер фон Кант»), но есть анимационные вставки, игровые эпизоды с куклами «барби», вкрапления кинохроники (Жиль Делез философствует), а также отрывки незаконченного «Ада» Анри-Жоржа Клузо.
«Кома» — фильм в фильме, вставной «мыльный» сюжет разыгран куклами. Так уже до этого делал Тодд Хейнс в фильме «Суперзвезда: История Карен Карпентер», где реальную поп-звезду Карен Карпентер изображала «барби». У Бонелло главная героиня, хоть уже вроде и выросла из того возраста, когда играют в кукол, создает сценки между Скоттом, Шарон и Эшли. В этих мини-историях речь идет о любви, измене и поиске себя. Куклы говорят голосами французских звезд — Летиции Касты, Гаспара Ульеля, Венсана Лакоста. Куклу-психиатра, представляющего собой фигуру отца, озвучивает Луи Гаррель.
«Кома» Бонелло исполнена нежной иронии и интереса к увлечениям молодого поколения, нынешних восемнадцатилетних, чьи годы взросления пришлись на пандемию. Нелепые видеостримы, которые смотрят «зумеры», ужас перед всемирным экологическим кризисом, страх замкнутого пространства, из которого невозможно выбраться, поиск «свободной зоны» (в фильме это загадочное место в лесу), где можно быть собой — все это влечет режиссера.
Кома — состояние, в котором по Бонелло находится человечество
Бонелло пытается говорить на тему всеобщих страхов и нашей одержимости ужасом. (В фильме есть момент, когда во время разговора подруг по зуму о маньяках, за спиной одной из девушек оказывается мужчина). Бонелло препарирует сны и предостерегает, вслед за Делезом: «Никогда не лезь в сон другого человека, это может быть опасно». Тревожные сны героини у Бонелло решены в стиле «Внутренней империи» Дэвида Линча.
«Малышка зомби»: You’ll Never Walk Alone
Любимица Бонелло Луиз Лабек уже снималась в «Малышке зомби», где играла девушку, связанную с духами. В «Коме» — речь о гипнозе, которому, кажется, подвержена героиня. Но гипнотизирует ее на шаман и не врач, а массмедиа через экран смартфона, которые в эпоху пандемии окончательно подчинили себе человечество. Интересна и роль Жюли Фор, ее Кома — проводник гипнотических идей (и информационного мусора), овладевающих умами и господствующих в непрерывном потоке контента, который генерируют пользователи. Ее канал продает электронные световые игрушки, за которыми нужно повторять цветовые комбинации. Героиня Лабек может правильно нажать очередность цветов даже с завязанными глазами. Это пугает ее. Кома — конечно, говорящее имя. Кома — состояние, в котором по Бонелло находится человечество. Впрочем, автор не отчаивается. «После самой темной ночи всегда приходит рассвет», — прямолинейно говорит он в начале и конце фильма.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой