Что смотреть на фестивале «Алания»? — Конкурс полного метра
Уже в пятницу во Владикавказе откроется Первый Международный фестиваль аутентичного кино «Алания». Место дорогое и заведомо любимое «Сеансом», ведь его организаторами и кураторами стали студенты нашей Школы. Переписываясь по ночам в школьных чатах и забывая о домашке, ребята вырастили свой первый и сразу грандиозный проект. Зовем вас стать гостями «Алании» и рассказываем о конкурсах смотра. Комментариями о полном метре делятся Дмитрий Федоров, Владимир Дорохов, Илия Комисаров, Арина Сакаева и Анна Помелова — студенты и молодые сотрудники фестиваля.
«Кино кажется нам таким же необъятным и глубоким, как сама жизнь и человек в ней. Не столько ограничиваясь жанром или темой фильма, сколько надеясь увидеть интерес автора к новым территориям, мы обращали внимание на тех, кто любознателен, пытлив, кто предпринимает попытку заглянуть в область нового, неизвестного, неназванного или еще не оформленного до конца. Все это — в желании рассмотреть нечто уникальное, оригинальное и аутентичное в самом Человеке»
Станислав Совинский — куратор программного отдела

«Алиса» | Никита Мокиенко | Россия, 2025
Бессмертный текст Льюиса Кэрролла — плодотворная почва для итераций и трактовок, особенно — в кино. Незадолго до выхода в прокат сладкоголосого мюзикла с Анной Пересильд и Милошем Биковичем режиссер Никита Мокиенко явил зрителю собственную версию «Алисы в стране чудес». Страна в его фильме, соответственно канону, необъятна и величава, пусть и с поправкой на реалии кинопроизводства. Тут и леса Ленинградской области, и пронизывающие метели Сибири, и пески камчатского побережья. Кролик — мужчина с маленькими зрачками и огромными ушами на потешной шапке. Безумный Шляпник просит девочку «метнуться кабанчиком за пузырем». И так всю дорогу. Которую пройти, к слову, предстоит на дребезжащем мотоцикле да под тревожащие душу распевки Татьяны Булановой.
Режиссер делает ставку на зрителя прожженого, ждущего нетривиальных решений. Если вы относите себя к таковым, то вас ждет семьдесят минут фантасмагории; утренника, где взрослые с серьезным видом играют в детскую игру. Постановки до того наивной, что эта наивность играет ей на руку, становится приемом, который выводит знакомые сюжетные тропинки в неведомые чащи. А в них — дикое, оттого чудесное и причудливое представление. В общем-то, какая страна, такие и чудеса.

«ЯАР» / «JAAR» | Фурба Черинг Лама | Индия, 2025
Гималаи видели тысячи влюбленных, ревнивых и отчаянных. Дебютный полный метр индийского режиссера Фурбы Черинг Ламы — это обращение к региональному наследию, дань уважения виднейшему непальскому писателю Индре Бахадуре Рай, чей рассказ лег в основу масштабной исторической драмы. Зрелище разворачивается в Непале ХIX века, во времена, когда мужья еще имели право казнить виновного в яаре — внебрачной связи с чужой женой, но и перемены были уже на пороге. Три героя оказываются по разные стороны конфликта. Архаичные законы, где честь и стыд определяют судьбу человека, уже не действуют на всех одинаково.
Культура раскрывается через длинные планы горных пейзажей и исторические декорации, костюмы и народную музыку, через звучание мадала. Любовь, месть и борьба за справедливость — излюбленные темы индийского кино — звучат по-новому, когда бытовая и любовная драмы встречаются с условиями приключенческого кино; когда за плечом героев мерцает тень мифического тигра.
Так рождается поэзия реальных вещей. Непальская сказка, которая оживляет прошлое и задает вопросы о том, о чем каждый народ молчит по-своему.

«Сделка на границе» | Дастан Жапар Рыскельди | Кыргызстан, 2024
Пустынные тропы, речка, граница, — маршрут вышедших на миссию двух контрабандистов Азы и Самата. Привычный набор препятствий затрудняется встречей со сбежавшей из рабства девушкой Назикой (оригинальное название фильма «Качкын» с кыргызского так и переводится — беглец/беженец). Пространство фильма превращается в пересеченную сюжетом и временем местность. Назик вновь попадает в плен к преступнику, а Аза решает спасти ее, рискуя собственной жизнью, жизнью друга и успешным завершением их задания.
Криминальной фабуле с несколько ожидаемым развитием сопутствует и иной сюжет — о потере Азой матери, которая в его детские годы уехала на заработки и не вернулась. Дастан Жапар Рыскельди создает сложный, как бы дважды остраненный повествовательный механизм: через переживания главного героя режиссер обдумывает и собственную семейную трагедию (брат Дастан Жапара оказался в рабстве, но смог вернуться); сам же Аза узнает в замученной Назике свою мать.
Предопределенность судьбы главного героя окажется неложной. Но режиссер через монтаж даст Азе право на еще одну, подлинно художественную точку невозврата.

«Тени Москвы» | Валерий Переверзев | Россия, 2025
«Тени Москвы» — новый фильм Валерия Переверзева. Для тех, кто не знаком с этим именем: именно Валерий пару лет назад знатно всполошил кинотусовку своим эклектичным «Братом III» (три «Т» — никак не 3), которого гораздо больше людей обсудило и осудило, нежели посмотрело. Доказав, что поднять на уши общественность можно одним лишь названием, от провокации Переверзев решает отойти. Или нет.
Как и в прошлый раз, режиссер пытается оседлать болтающий на множестве наречий киноязык, подчинив его и заставив действовать по собственным, одному лишь Валерию известным правилам. В основе сюжета как будто бы незатейливая история, которую гораздо привычнее видеть на телеканале «Домашний»: милая особа ухаживает за престарелой москвичкой, ожидая однажды получить взамен ее квартиру. Но не дайте ввести себя в заблуждение. «Тени Москвы» не дают зрителю передохнуть, безустанным нарушением всех правил кино и смысла испытывая на прочность лимиты всякого терпения.

«Vad’d’a. Мытарства» | Никита Добрынин | Россия, 2023
Поминальный плач звучит для вожан (они же водь, они же vad’d’a) — исчезающего финно-угорского народа, чья коллективная цель — сохранить свою идентичность в жерновах истории. Репрессии, войны, ассимиляция, утрата земли, запрет языка и обрядов, — все это привело к сокращению численности до 40 человек. Финальным ударом стала стройка порта на берегу, где ютилась последняя вожанская деревушка. Вместе с ней сжались и амбиции местных — нужно спасти уже не целое наследие, а хотя бы себя и последний погост.
Метод режиссера Никиты Добрынина — поэтическое созерцание умирающего как форма социальной активности. Голосами пострадавших кино ставит диагноз культуре: гибель неминуема. Добрынин дает сказать тем, кого в выражениях ограничивали годами. Позволяет напомнить об обиде, заявить о праве на отнятое и кричать о чужой подлости. А еще — он предлагает попрощаться. Уйти, но остаться напоминанием в архиве на прочном носителе. Заботливо сложить в него любимые сказки, наряды, песни и родные сердцу черты — чтобы однажды кто-то сдул с них пыль времени.

«Последний мамонт» | Андрей Тимощенко | Россия, 2025
Если «Vad’d’а. Мытарства» — это крик, то этнографическая хроника Андрея Тимощенко — тихий шепот в белой пустыне, где, как горло ни рви, на километры вперед никто не услышит. Среди снегов забвения, в таймырском поселке Пипигай, живет долганский народ, предрекающий скорое вымирание оленей — основного источника питания, одежды и труда. Смерть оленеводства обрекает поселок на запустение, заставляя молодых покидать родные края и оставляя на страже «последних мамонтов» этих широт.
О еще неслучившемся, но неминуемом герои говорят сдержанно, понимая: общество привыкло задумываться о спасении только тогда, когда спасать уже нечего. Локальная эко-катастрофа становится метафорой глобальной проблемы, а хроника быта — историческим документом исчезающей культуры. Контраст крупных планов лиц и отстраненных панорамных видов рождает образ человека, обреченного раствориться в бескрайней тундре. В каждом взгляде лежит тяжесть осознания неизбежного. Тихое предсмертное дыхание, в котором скользит тревожный вопрос: «Кто останется после нас?»

«Охотник» | Заур Цогоев | Россия, 2025
Мужчина сидит за столом и перебирает разложенные ружья, прикладывает глаз к прицелу, всматривается в кого-то. Кадр меняется — и вот, уже барс карабкается по сосне в заснеженных горах Кавказа. На этом конфликте и строится фильм: взгляд охотника, которые стремится к наживе, и взгляд дикого животного под прицелом. Но природа не так беззащитна. Человек подстреливает священного оленя, и она отвечает ему беспощадно, ставя под вопрос уже его существование. На пересечении этих опасностей и рождается история фильма, социальная и фаталичная в равной степени.
О конкурсе короткого метра — здесь.
Читайте также
-
Маленький взрослый — 32 мультфильма с БФМ’2025
-
Замыкая круг — Заметки из «Небесного кинотеатра»
-
In Silico. На что мы смотрим — «Послание к человеку-2025»
-
Призовой расклад — Послесловие к «Маяку»
-
Красным по черному — заметки с фестиваля «Алания»
-
Что смотреть на фестивале «Алания»? — Конкурс короткого метра