18+

Канны-2018: После Climax

Фестиваль в Каннах готовится пересечь экватор. Воскресенье началось с Climax (переведем как «Кульминация» или даже «Оргазм») Гаспара Ноэ, а продолжилось премьерой конкурсного фильма Аличе Рорвакер «Счастливый Лазарь» и гладким документальным портретом Папы Франциска от Вима Вендерса. О том, почему Ноэ — это важно, с умеренными спойлерами рассказывает Василий Степанов.

Climax. Реж. Гаспар Ноэ. 2018

Чертова дюжина танцоров — из Франции, Германии, даже России — заперта на репетициях в неком условном горном ДК: за дверями — метель и стужа, живут ребята там же, где и репетируют. После репетиций и первого удачного прогона, который представляет собой фантастически мощный танцевальный эпиграф минут на десять — следует сабантуй с «сангрией». Старое правило — не пей, если бутылку не открывали на твоих глазах — работает, и массовая интоксикация грядет.

Ноги тянут танцоров в пляс, мозги отключаются, тело гонит свою волну под бочку диджея Daddy и важнейшие хиты 90-х: больше секса, больше ритма, больше крика, и кто же это, к чертям собачьим, теперь в зеркале торчит?! К стрёмному напитку, в который кто-то, кажется, плеснул кислоты, прикладывается даже малолетний сын одной из танцорок. Почти сразу вечер перестает быть томным, и у каждого к себе только один вопрос — как пережить этот страшный момент прихода и измены, как не запутаться в собственной одежде, не натворить фигни, как не выпасть окончательно из той канвы реальности, к которой все так привязаны. Но хаос придет за каждым.

Climax. Реж. Гаспар Ноэ. 2018

Заспойлерить этот фильм очень просто и в то же время практически невозможно. Он сам спойлерит себя в каждом ролике, сливая самые дикие моменты, и каждым плакатом, обещая неистовый трэш. Он, естественно, продолжает невыносимые фильмы Ноэ и развивает их, дистилируя его, как выяснилось, глубоко гуманистическое отношение к жизни в некую идеальную формулу, утверждающую: где один человек — там истерика, два — ссора, три — толпа и паника, больше — смерть. Но смерть по Ноэ — это тоже вполне себе «опыт». Пережить не получится, а испытает — каждый. Ностальгирующий по молодости автор помещает свою историю в 1996 год и утверждает, что она основана на реальных событиях (тоже мне, отель у погибшего рейв-артиста). Ноэ ведет вас в девяностые под руку: после издевательски-прекрасных упакованных в несколько экранов титров следует записанный на VHS кастинг героев — телевизор обложен видеокассетами (от Бунюэля и Эсташа до Жулавского и Джорджа Ромеро) и книгами (тут тоже Фриц Ланг Делёзом погоняет). Полтора часа он умудряется держать зрителя на жестком поводке саспенса. Кто умрет, кто окончательно слетит с катушек, куда двинется камера, и какой трек — следующий в этом бешено трепещущем плейлисте?

Climax. Реж. Гаспар Ноэ. 2018

Говорят, что фильмы Ноэ до сих пор были лишены верхней точки, кульминации, и от этого даже пенетрация и эякуляция, которые он так любил демонстрировать с различных ракурсов, не достигали полагающегося эффекта. На сей раз с эмоциональным, смысловым, структурным взрывом все в порядке — его даже не нужно обозначать смешными титрами (что Ноэ, тем не менее, конечно, делает). Более того, собственно кульминация занимает примерно две трети всего фильма: под тяжелый, липкий саундтрек катастрофа вступает в свои права и выносит героев куда-то за пределы мнимой реальности. Как там в стратосфере? Многие возвращаются.

Что касается стиля, то тут Ноэ верен себе: в  палитре фильма преобладают кроваво-красный и утробно-черный. Длина некоторых кадров позволяет сравнить Climax с «Русским ковчегом», а театральный фон и замкнутость локации с «Бердманом» (да, у каждого режиссера должен быть «Гараж»). Камера и ее траектории главенствуют над сценарием и диалогами. Кажется, большую часть из них написали уже после съемок и просто вложили актерами в уста на перезаписи звука. Немудрено — съемки фильма заняли всего две недели. Музыка не останавливается ни на минуту. Но наркотический трип в целом производит скорее отрезвляющий эффект и вместо усталого отупления, на которое обрекали предыдущие работы французского enfant terrible, этот дьявольский балет дарит только одно желание — выйти из кинозала на воздух и с новой силой пуститься в танец жизни, для которой только один финал окончательный — смерть. Остальное обратимо. Не знаете как? Спросите месье Ноэ.

Как лететь с земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш Гаспар.

Сеанс68
Beat Weekend
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»