Высшие формы — «Бодо Бородо» Владимира Сахновского
Возвращаемся к нашим «Высшим формам». Сегодняшний фестивальный сеанс — детский и посвящен образовательному мультсериалу «Бодо Бородо». Бриться сейчас и правда необязательно, а знание географии и умение разгадывать анаграммы когда-нибудь да пригодятся. Посмотреть фильмы можно ближайшие два дня!
Владимир Сахновский
автор и режиссер
Я решил сделать такой обучающий сериал, потому что хотел заработать. Меня вдохновил успех простейших и даже любительских анимационных фильмов про азбуку на YouTube. Ведь дошкольники-консерваторы десятками раз смотрят один и тот же контент. Родители считают, что это полезно — пусть смотрит, авось буквы выучит. Я загорелся создать такой же незамысловатый сериал, но более профессионально и экстравагантно. Зная, сколько можно заработать на каждой тысячи просмотров, я задумал собственный бренд. Сериал должен был быть простым, чтобы я мог собственными силами делать по одной серии в месяц.
Я ознакомился с несколькими методиками обучения чтению и сел сочинять концепции, накидал штук пять. На основе одной из них сразу сделал аниматик пилота про анаграммы. Я брал, к примеру, слово «пылесос», переставляя слоги, превращал его в «солепыс» и рисовал сюрреалистическую кракозябру, напоминающую пылесос, которая служила подсказкой. Добавил безумного, одержимого учителя, который смешно сердится, когда дети его исправляют.
А раз они могут жить в бороде, значит, в ней может находиться вообще что угодно.
Голову в воду запрещено! — Круглый стол на фестивале в Суздале
Характер Бодо родился из моей импровизации перед микрофоном ноутбука. А самого персонажа я нарисовал довольно давно и сейчас применил. Он хорошо подошел этому темпераменту. В первоначальном варианте дизайна у героя был более острый нос, волосы прямее, ноги тоньше. Он своей формой еще больше напоминал гриб. Персонажи Антона Дьякова из моего дипломного фильма «Первобытный папа» оказали свое влияние на стилистическое решение дизайна Бодо. Волнистые волосы бороды, округлый нос, толстые ноги, возможно, достались от них. Я говорю: «возможно», потому что не факт, что я бы не нарисовал именно так, не будь за плечами «Первобытного папы». Если говорить о темпераменте, у Бодо, как и у Папы, яркий характер и некая непоколебимая уверенность в себе. Можно сказать, что Бодо Бородо — это детская версия первобытного Папы.
Я тогда гостил в Кельне у своей младшей сестры Анны и ее мужа Рихарда Баде (они оба режиссеры). Показал им аниматик, они похохотали, и стало понятно, что именно этот концепт и нужно реализовывать. Сестра дала персонажу немецкое имя Бодо. Сначала она нарекла его Бодо Барт, но уже через день он стал Бодо Бородо. Анна и Рихард помогли мне сделать пилот — профессионально записать хоровые реплики детей.
У нас перевернутая схема — учитель ведет себя как ребенок, а дети — как взрослые.
В заставке сериала в кадре появлялись буквы «Бодо Бородо». Я решил, что будут лежать цветные комочки, которые превратятся в буквы. Они задают ритмическую основу — превращаются в персонажей и говорят: «Бодо. Бодо». И потом собираются в название сериала. Так появились морфики. Теперь они уже неотъемлемая часть Бодо-мира. Я подумал, что надо как-то связать их с персонажем, и первое, что пришло в голову — они живут в его пышной бороде. Сразу все сложилось: и борода стала функциональной, и морфы не беспризорники. А раз они могут жить в бороде, значит, в ней может находиться вообще что угодно.
Композитор Олег Костров, увидев пилот и заставку с голосами морфиков, на следующий же день сочинил и записал музыку, которая и теперь остается музыкальным лого сериала.
Высшие формы — «За день до нашей эры» Федора Хитрука и Юрия Норштейна
В том 2014 году, когда родился Бодо Бородо, я вместе со студией «Мастер-фильм» делал самый настоящий анимационный IT-стартап — «Картунхакер». Проект не «взлетел», а я морально и финансово исчерпался для запуска нового собственными силами. Потому в начале 2016 года я изменил идее собственного дела и отправил заявку с Бодо на конкурс анимационных проектов, объявленный группой компаний «Рики». Всего было подано около 220-ти заявок, и «Бодо» отобрали вместе с еще семью разработками сериалов.
Далее мы с командой Рики Девелопмент разработали проект до текущего состояния. «Бодо Бородо» сконструирован иначе, чем многие другие сериалы. Креативный продюсер Маша Терещенко замечательно сформулировала: у нас перевернутая схема — учитель ведет себя как ребенок, а дети — как взрослые. Это наш high concept. Кроме того, сериал строится на том, что один персонаж взаимодействует с некими закадровыми героями. В этом есть немаленький профессиональный вызов, с которым вовсю приходится иметь дело уже на этапе сценариев.
Не зайти в дом через окно или трубу, а вовсе вывернуть дом наизнанку.
В сериале многое построено на трансформациях. Изначально трансформировались искаженные предметы, которые получились благодаря тому, что слово превращалось в анаграмму: «капуста» — «такапус». В этом был определенный аттракцион — предмет и слово трансформировались, зритель должен был разгадать эту анаграмму с визуальной подсказкой. На это делалась ставка в плане зрелищности — трансформации как часть методики и как развлекающий элемент. Это была попытка вовлечь ребенка в участие, чтоб он подумал и догадался — «капуста!» — до того, как это прозвучало на экране.
Я думаю, Бодо Бородо появился из моего подспудного, перманентного стремления подвигать людей — в основном, детей — к экстатической радости — через некую провокацию, но такую, которая не переходит рамки этики. Мне хочется их растормошить до хохота, хочется удивлять, подсовывать нечто неожиданное. Я хочу добраться до самого дна чувства удивления и чувства смешного. Наверное, данная амплитуда и явила такого сумасшедшего персонажа. Хотелось построить нарратив через какой-то неожиданный ход. Не зайти в дом через окно или трубу, а вовсе вывернуть дом наизнанку.
Еще один важный элемент — языковая игра. Мое желание сделать все немножко с подвывертом, неожиданно, нестандартно привело к тому, что и персонаж стал формулировать иначе. Сценаристы подхватывают эту манеру и придумывают для Бодо порой шедевральные реплики. Конечно, многие реплики я потом слегка переписываю, докручиваю, дожимаю. Также прохожусь своей рукой по гэгам и розыгрышам. Очень часто их упрощаю. Чем проще реализовано, тем лучше и смешнее воспринимается. Моя задача — добиться «минимумом средств максимума выразительности».
(Это цитата их книги Ф. Хитрука «Профессия — аниматор», но я взял ее еще от преподавателей живописи, когда учился в Алматинском Государственном Университете. Своими фильмами и книгой Фёдор Савельевич Хитрук оказал на меня огромное влияние и как на человека, и как на режиссера. Для меня по сей день его фильмы про Винни Пуха, «Каникулы Бонифация», «Топтыжка», «Икар и мудрецы», «Остров», «История одного преступления» являются эталоном стиля. Следующим открытием стиля, вкуса и юмора стали совместные фильмы Игоря Ковалёва и Александра Татарского «Крылья, ноги и хвосты», «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки». Культурным шоком иного плана были фильмы Ивана Максимова «Болеро» и «5/4». Очень люблю фильм Михаила Алдашина «Келе»).
Я буду считать проект сложившимся, когда «Бодо Бородо» станет некой почти саморегулируемой системой.
Сценарии — самая сложная часть проекта, но чем дальше, тем легче они идут. Примерно десять первых писал я сам. Маша Терещенко была редактором. Когда мы с ней нашли все лекала, начали привлекать других сценаристов. Я думал, что никто кроме меня не сможет писать эти сценарии, потому что Бодо Бородо наполовину сделан из меня. Но, как показала практика, Бодо вполне плотно сформировался и может просачиваться через любых других авторов, но, конечно, под чутким руководством редакторов и продюсеров. С нами работало уже порядка десяти сценаристов, каждый написал от одного до шести сценариев, и даже наш исполнительный продюсер Десислава Медкова недавно написала совершенно замечательный сценарий про Лондон и Биг Бэн.
Несмотря на то, что я рвался сам озвучивать Бодо Бородо, я счастлив, что это делает актер и музыкант Майкл Безыменский. Он прекрасно расширяет образ Бодо, особенно когда находится место для импровизаций. А еще Майкл с нашим композитором и звукорежиссером Артемом Фадеевым сочиняют песенки Бодо.
Нужно уметь отказываться от авторского эго.
Самое ценное в работе для меня — когда авторы, исполнители, управленцы и даже инвесторы вовлекаются в процесс как в игру, привносят что-то новое и важное, добиваются того, что важно для них, реализуют себя творчески и профессионально. Я буду считать проект сложившимся, когда «Бодо Бородо» станет некой почти саморегулируемой системой, которая позволяет всем, кто с ним соприкасается, реализоваться. В этой системе еще очень много свободных интереснейших ниш. Это очень воодушевляет.
Это мой первый сериал и, к тому же, он авторский. Я играю в нем очень много ролей. Хочется сказать: «слишком много ролей». Я и художник-постановщик, и супервайзер анимации, и режиссер, и сценарист. Проект требует профессионализма, но в еще большей степени — постоянной работы над собой. Необходимо не только эксплуатировать так называемые hard skills, но и развивать soft skills. Когда начинаешь работать в команде на большом проекте, который, к тому же, делается по твоей идее, нужно уметь отказываться от авторского эго. Довольно сложно было принять, что этот проект уже не твой, он принадлежит группе компаний «Рики», и не столько в материальном, сколько в ментальном смысле — нужно суметь доверить его другим людям, в каком-то смысле, отпустить его.
Мария Терещенко
креативный продюсер
Четыре года назад генеральный продюсер компании «Рики» Илья Попов предложил мне присоединиться к новому отделу девелопмента в качестве креативного продюсера, то есть человека, который отвечает за художественную сторону проектов в разработке. Мы объявили конкурс проектов, а потом вместе с несколькими коллегами из компании выбрали лучшие из присланных нам идей. Среди них как раз был «Бодо Бородо» Володи Сахновского. И мы, конечно, все на него мгновенно запали, потому что это изначально была амбициозная и дерзкая концепция с харизматичным персонажем в центре. Ну а дальше начался, собственно, длительный процесс девелопмента. Потому что одно дело сказать «мы сделаем образовательный проект про учителя, который все путает», а другое — придумать, как сделать так, чтобы этот концепт сработал.
Один из трудных вопросов, которые перед нами стояли — такой: у нас был концепт учителя, который ничего не знает и все путает, но кто-то же должен сообщать зрителю правильную информацию. Изначально в Володином концепте это были детские голоса за кадром (они остались и сейчас). А с появлением в эпизодах интерактивных заданий просто напрашивалась идея с детскими руками в кадре. Но интересно другое. Она возникла просто как формальный прием, но вдруг из-за нее у нас сами собой уточнились «правила игры». Потому что изначально этот диалог детей с Бодо воспринимался как слом четвертой стены, но как только возникли детские ручки, мы вдруг поняли, что это вовсе не экран телевизора, а планшет, тачскрин — и вся коммуникация детей и персонажа стала происходить именно по этим правилам.
Но пришлось думать. И напрашивалась, конечно, математика.
Высшие формы — проект «Анимация и я»
Работа над сценариями проходит порой мучительно, но в целом весело. Порядок такой же, как везде: короткая идея, чуть более развернутая история, в которую уже заложена структура, еще более развернутая история и, наконец, сценарий с диалогами. Финальный штрих: Володя придумывает Бодо-фразочки, а мы все хохочем над ними. Отличие от стандарта, пожалуй, в том, что в большинстве наших сценариев сложно четко определить авторство: они во многом пишутся в многоголосии — Володя, сценаристы, которые присоединяются к нашей группе, я, исполнительный продюсер проекта Десислава Медкова, выпускающий режиссер Саша Караваев, озвучивающий Бодо Майкл Безыменский, режиссеры из нашей команды… Конечно, нет такого, что каждый участвует в каждом сценарии — в каждом участвуем только мы с Володей — но все что-то придумывают, подкидывают идеи, помогают выйти из тупиков.
Мы довольно быстро поняли, что учительские амбиции Бодо не могут ограничиться чтением или даже русским языком (как это задумывалось изначально). И Илья Попов сказал нам решительным генпродюсерским голосом, что нужно думать про новые сезоны. Это была паника, потому что мы с «Бокварем»-то еще не разобрались. Но пришлось думать. И напрашивалась, конечно, математика… Мне же ужасно ее не хотелось. Потому что если мы делаем чтение и математику, это сразу получается школа-школа и… скучно, в общем. А у меня есть сын Илья (он, к слову, озвучивает одного из детей), мы постоянно с ним куда-нибудь ездим, и эти поездки становятся источником огромного количества знаний про мир. Это и география, и этнография, и культура, и история, и даже биология с ботаникой. Отсюда и возникла идея делать про путешествия. И сразу стало понятно, насколько она органична не только для Бодо, но и для нас как для команды. Мы все очень любим путешествовать — и Володя, и Десислава, и Илья Попов, и Саша Бехелев, который написал и срежиссировал пилотный эпизод сезона «Бодо-Путешествия».
Если нет куража, ничего не получится.
Наверное, один из самых необычных эпизодов «Путешествий» — «Снежный барс». Мы готовили пакет новых серий совместно с Русским географическим обществом, которое, в частности, занимается охраной исчезающих животных. Десислава сказала: давайте сделаем серию про Снежного барса. И я вслед за Володей очень легкомысленно ответила: да, конечно, не вопрос. И потом очень об этом легкомыслии пожалела, когда мне выпало писать сценарий для этого эпизода. Одно дело хулиганить с буквами или даже с каким-нибудь культурным памятником, и совсем другое, когда речь идет о глобальных катастрофах. Но и в дидактику тоже скатиться не хотелось. В общем, это был очередной увлекательный челлендж, справиться с которым помогли замечательные режиссеры Женя и Зоя Ипполитовы, которые очень тонко и с прекрасным юмором воплотили сценарий в жизнь. А также наша прекрасная художница Наталья Гаврилова. И, конечно, великолепный композитор и звукорежиссер Артем Фадеев, который создал совершенно особенное настроение для этого эпизода.
Высшие формы — «Добрый день» Миши Сафронова
Но, конечно, «Путешествия» — только одна из тем. Бодо собирается научить зрителей всему, чего сам не знает. А степень его невежества безгранична. Он абсолютно ничего не смыслит ни в истории искусств, ни в квантовой механике, ни в вирусологии, ни в политике с экономикой, но судить готов обо всем… Володе удалось придумать безупречного персонажа и истинного героя нашего времени. Думаю, Бодо еще станет популярным видеоблогером и будет комментировать актуальные новости в соцсетях. Если же говорить об относительно ближайших наших планах, то это «Бодо-диджитал» и «Английский язык».
«Бодо» — очень лаконичный проект: здесь минимум декораций, короткие серии, мало персонажей. Здесь не за что «спрятаться», поэтому каждая серия — челлендж. Если нет куража, ничего не получится. Поэтому никто из команды не относится к «Бодо» как к конвейерному производству. И сценаристы, и художники, и режиссеры, и актеры — все очень вкладываются, очень много всего придумывают и привносят в проект. Это удивительное ощущение, когда литературная идея обретает визуальный ряд (первый эпизод рисовал Сергей Гудков), когда у нее появляется мелодия. Это самое для меня интересное: видеть, как персонаж начинает жить своей жизнью, и как вокруг него формируется целый мир — такой разнообразный и такой цельный одновременно.
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой