Видео

Высшие формы — «Колыбельная Бабы Яги» Дарьи Вяткиной

Сегодня в «Высших формах» смотрим анимационный фильм «Колыбельная Бабы Яги». О Шагале, технике работы и материнском опыте как основе фильма Юрию Михайлину рассказывает режиссер Дарья Вяткина.

Как-то вечером в январе 2021 года, когда я укладывала свою трехлетнюю дочь Дусю спать, мне пришло сообщение от незнакомого парня: «Привет, я Гоша Страхов, пишу песни и очень хочу сделать клип. Если тебе такое интересно, мы можем созвониться?» Я ответила: «Да, сейчас уложу ребенка и наберу». Дуся укладывалась очень плохо. Прошел час, полтора, а я все не могу выйти на связь. Но часа через два мы все же созвонились, и он включил мне «Колыбельную Бабы Яги». Меня поразил мэтч: Баба Яга там тоже укладывает ребенка и не может пойти на свою ведьминскую тусовку. Это, собственно, только что происходило и со мной.

К тому же, я всю жизнь была для детей «Бабой Ягой». Дуся часто предлагала: «Давай играть. Папа будет тем-то, я — тем-то, а ты — Бабой Ягой». Причем, так на меня реагировали все дети. Я сказал Гоше: «Мне очень нравится, и это смешные совпадения, но я в декрете и боюсь брать ответственность. Давай я кого-нибудь посоветую». Он ответил: «Нет, такие совпадения не случайны. Мне кажется, это должна делать ты. Давай попробуем». Я согласилась и спросила главное: «Как ты вообще видишь фильм?», он ответил, что очень любит Шагала, и показал мне две картинки-референса. Я сказала: «Слушай, это офигенно! Я тоже его обожаю и хотела предложить для этого сюжета». Стало понятно, что мне придется это делать.

Эскиз. «Колыбельная Бабы Яги». Реж. Дарья Вяткина

Но я все равно сомневалась и позвала своего друга Илюшу Юдовича, чтобы мы работали вместе. Это надо было делать в компьютере, иначе получилось бы долго и дорого, а Илюша как раз очень классно все делает на компьютере, умеет создавать там магию.

Когда мы собрали сцену, младенец вдруг стал светиться

Монохромное изображение пошло от шагаловской картинки. Цвет сразу бы все увел в декоративность. Да и у нас же темнота, только свет свечи все делает желтоватым или коричневатым. Мне очень нравится рассказывать истории минимальными средствами. Мой первый фильм «Трудно воробью» сделан черной линией по белому фону. Тут же все черное и чуть-чуть светящееся, как акценты — желтые глаза у совы, огонек свечи.

История была заложена в песне. Мы задумывали, скорее, библейский, рождественский сюжет; у Бабы Яги должны быть ясли и животные, которые ходят вокруг младенца. Мама все не успевает, и животные ей помогают, бык, например, может покачать ребенка.

Материнство и младенчество у меня ассоциируются с Богоматерью. Любая женщина, даже Баба Яга, в этом смысле похожа на Богоматерь. Когда Баба Яга держит младенца у груди, кормит его, он светится. Для меня — это почти Рембрандт. Причем, все получилось случайно — когда мы собрали сцену, младенец вдруг стал светиться.

Марк Шагал

Мы долго искали технику. Я рисовала сухой кистью краской для линогравюры, растирала, получалась вибрирующая рябь. С разной краской был разный эффект: какая-то размазывалась, другая ложилась жирными каплями. В итоге я нашла подходящую, которая не так быстро сохла, давала возможность и растереть, и оставить зернистость изображения.

«Фильм должен быть с мужским голосом. Баба Яга — не женственная. Мне нравится, что она басовитая»

Потом все сканировалось, в Photoshop’е чистился фон, части фигурок собирались по группам, загружались в After Effects, превращались в композиции. Из них собирались марионетки — плоские куколки, сложенные из отдельных частей: рук, ног. И уже они анимировались.

Мы не хотели, чтобы изображение выглядело плоским, как часто бывает в компьютерной анимации. Хотелось добиться вибрации темноты, которая была на эскизах, ведь все происходит в темной избушке, где мерцает свеча.

«Колыбельная Бабы Яги». Реж. Дарья Вяткина

Илюша предложил делать так. Я рисовала по четыре фазы каждой части тела: четыре головы, четыре фазы волос, восемь глаз. Они якобы одинаковые, но отличаются. Мы в After’е делаем цикл, где картинка все время меняется, вибрирует — она динамичная. И из этих фаз, из этих маленьких композиций собирались марионетки. Поэтому кадр вибрирует. Нарисовано вручную, но это компьютерная анимация, которая замаскирована.

Я сделала фильм про себя

Мы начали делать фильм с Илюшей, и тут он влюбился и улетел в свою внутреннюю Монголию. Я испугалась, потому что плоховато работаю на компьютере, и если начну ковыряться одна, то никогда не доделаю. Я позвала Сашу Харитонову, которая мне сильно помогала.

Анимацию в основном делал мой муж Вова Вишняков. Но он движовый аниматор, и я иногда поправляла разные мелочи: например, как младенец тянется ножками, сладко причмокивает и засыпает. Вова не мог это уловить, а я много раз наблюдала, как Дуся засыпает, поэтому просто садилась и немножко анимировала поверх Вовиной анимации. Причем, это был мой первый опыт работы в After Effects, и я удивлена, что смогла так нежно санимировать.

Это было очень похоже на мой опыт материнства, ведь я два года просто не могла отойти от Дуси, через каждые полчаса просыпалась, все время ее докармливала — день сурка. При этом хотелось быть красивой, нарядиться и пойти гулять. В общем, я сделала фильм про себя.

«Колыбельная Бабы Яги». Реж. Дарья Вяткина

Финал долго не придумывался. А потом мы вспомнили, что избушка — тоже персонаж, помощница Бабы Яги. Мне это так понравилось! Решение очень простое, изящное и логичное.

Когда фильм уже был готов, Гоша принес чистовую запись песни с женскими голосами. Оказывается, сначала он записал черновик, где пел сам (смешно, что он пишет под ником Папа Яга), под него мы все и снимали. Я говорю: «Слушай, нет. Фильм должен быть с мужским голосом. Баба Яга — не женственная. Мне нравится, что она басовитая».

Мы закончили работу в январе двадцать второго года. А февраль меня настолько прибил, что я вообще забыла, что сделала фильм. Моя память будто все стерла. Через полгода в арт-резиденции в Туманяне был кинопоказ. Только там я поняла, что сделала этот фильм.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: