«Как только ты остановился, тебе конец» — Интервью с Наталией Мещаниновой и Степаном Девониным
Start выпустил сериал Наталии Мещаниновой и Степана Девонина «Алиса не может ждать». Его главная героиня — слепнущий подросток — решает взять жизнь в свои руки, вопреки воле мамы и старшей сестры. Павел Пугачев поговорил с авторами об отвратительных мужчинах, дружбе с подростками и особенностях совместной работы.
Я как услышал название сериала, то дико обрадовался: «О, песня „Ранеток“ про Алису!» Вчера ее переслушал, и оказалось, там не было строчки «Алиса не может ждать»…. В общем, почему такое название?
Наталия Мещанинова: Об этом все спрашивают [смеется]. Первоначально было другое — «Алиса в стране чудовищ», немножко отсылающее к «Алисе в стране чудес», но ребята из Start сказали, что такое название отсылает к жанру хоррора, и пришлось думать дальше. «Алиса не может ждать» — больше про сюжет, а «Алиса в стране чудовищ» — больше про сказку.
По первым сериям сложно о нем судить, подождите еще немного. «Всё не так однозначно»
Каково работать над сценарием вместе? Как вы распределяли роли?
Степан Девонин: Мы не в первый раз так работаем. «Шторм» писали тоже вместе.
Н.М.: Мы придумываем вместе сюжет, что-то предлагаем, отвергаем, одобряем, утверждаем, переписываем. После того, как определяем порядок сцен в серии, разделяем их на линии, и Степа берет те, которые ему больше интересны и понятны. Например, он написал практически всю линию Артема.
С.Д.: Женские линии я не могу. Никогда этим не занимался.
Н.М.: Потом все это вместе собираем и проводим читку, где опять опровергаем предыдущие решения. Это процесс, похожий на тот, что происходит с Борей [Хлебниковым], только Боря не пишет руками, а Степа пишет.
Вы, Степан, играете довольно омерзительного человека. На чем держатся отношения вашего героя с женой? На жалости и упертости? Сразу оговорюсь, что видел только первые серии.
С.Д.: Держатся, наверное, пока что по привычке. Сложно же разорвать все веточки, что связывают тебя с человеком. А он не может себе признаться в том, что жена больше его не любит, а семьи его больше нет. И не будет. Все поступки, что он совершает, выходят только из этого. Он вовсе не омерзительный, а несчастный. По первым сериям сложно о нем судить, подождите еще немного. «Всё не так однозначно».
Не все же герои равноценны. Прежде всего это история девочки
Мне все персонажи-мужчины кажутся здесь отталкивающими. Вы это изначально закладывали? Или это тоже эффект первых серий?
Н.М.: Да, практически все мужчины здесь не вызывают доверия, скажем так.
С.Д.: Особенно Иван Палыч.
Н.М.: Когда мы со Степой все это придумывали, то обсуждали, что в пятнадцать лет для девочки все мужские фигуры потенциально опасны. Я это даже сейчас наблюдаю на примере Лизы [Ищенко], когда мы поехали на фестиваль «Новый сезон» в Сочи. Там все слетались на эту девочку как под гипнозом. Такой это возраст. А поскольку большую часть истории мы рассказываем от лица Алисы, то это и ее субъективное видение. Вокруг нее все время то ничего не понимающие в жизни одноклассники, то взрослые дяди, которые хотят ее юную красоту.
Слоган сериала: «История отчаянного взросления». А почему не взрослений? Мне кажется, тут не только Алисе необходимо повзрослеть.
Н.М.: Если честно, слоган придумали не мы, а маркетологи.
С.Д.: Это не к нам!
Н.М.: Но он вполне справедлив, так как мы рассказываем большей степенью про Алису. Не все же герои равноценны. Прежде всего это история девочки.
Для меня антагонист здесь — мать, которую играет Анна Михалкова. Вроде хорошая женщина, но горе-манипуляторша, своими руками разваливающая семью.
Н.М.: Так и есть.
С.Д.: Все верно показалось.
У вас так вообще часто происходит. Герои пытаются сделать что-то хорошее, но получается ровно наоборот.
С.Д.: Причиняют добро, действительно.
Н.М.: Наносят счастье.
Алиса очень одинока, у нее нет друзей ее возраста, ей не интересна вся эта подростковая чушня
Очень интересна линия с учительницей, которую играет Надежда Лумпова. Лично для меня это едва ли не главный драматургический крючок.
Н.М.: Она не то чтобы претендует на решающую роль.
С.Д.: Но какую-то сыграет!
Заинтересовало в этой линии то, как здесь показаны максимально неформальные отношения между ученицей и учительницей, дружба девушек разных поколений, вызывающая у окружающих вопросы.
Н.М.: Это кстати было взято из реальной истории жизни девочки, ставшей прототипом Алисы. Правда мама не запрещала им дружить — это мы сами уже додумали. Но нет, у них действительно дружба. Алиса очень одинока, у нее нет друзей ее возраста, ей не интересна вся эта подростковая чушня. Она стремительно взрослеет, поэтому ей интереснее с тридцатилетней девушкой, которая умнее, спокойнее и эмоционально стабильнее.
Получается, вся эта история началась со знакомства с прототипом?
Н.М.: Мы не знакомы с ней лично, просто прочитали статью, которой нам хватило для разгона этой истории. Но как-то не решили идти к ней. Не было такой необходимости.
Долго ли искали исполнительницу главной роли Елизавету Ищенко?
Зака Абдрахманова: «Любая свобода — мнимая»
Н.М.: Не могу сказать, что долго. В числе прочих девочек она пришла на кастинг и чем-то зацепила. Потом я ее позвала снова, и снова… Где-то раз шестнадцать она к нам приходила, с разными актерами, партнерами. Мы перекинулись мнениями с продюсерами и единогласно решили брать Лизу. Такое происходит нечасто. Обычно приходится долго убеждать, как это было в случае с «Пингвинами моей мамы», когда мне пришлось прямо отстаивать Макара Хлебникова, потому что я была уверена, что он потянет эту роль. И он прекрасно справился в итоге. И также никто не пожалел о выборе Лизы. Думаю, никто бы это так глубоко не сделал, как она.
Где съемки проходили?
Н.М.: В Москве и Твери. В Твери снимали в основном натуру, в Москве — интерьеры.
Силы есть — были бы возможности
Кто делал титры для сериала? Это была ваша идея?
Н.М.: Предложил Start. Титры сделали ребята из российского продакшна SHTOSH, это их первая работа
В одном интервью вы говорили, что дружите с подростками. Как это, простите, происходит?
С. Д.: Надевает кожанку…
Н.М.: И зовут меня Мама-Кошка. Нет-нет, я не прихожу на тусовки к подросткам, но охотно с ними общаюсь. Плотно дружу с Лизой — у нее совсем немного друзей и ей интересны взрослые люди.
С.Д.: Она еще от школы оторвана, сейчас переехала. Это сложный всегда этап.
Н.М.: Мы как-то встречаемся, гуляем, в гости зовем. Общаемся без скидок совершенно. Но не могу сказать, что я прихожу на школьные дискотеки. Есть, конечно, дети наших друзей, актеры, с которыми поддерживаем какую-то связь, но обычно это не дружба-дружба.
Над чем сейчас работаете и есть ли на это силы в связи с текущей обстановкой?
Н.М.: Да, у меня сейчас очень много дел. Я начала работать как креативный продюсер на студии LOOKFILM, с которыми мы как раз делали «Пингвины моей мамы», и там в этом качестве веду четыре проекта. Пишем с Борей сценарий полного метра, разрабатываем еще два сериала. Степа с соавтором еще будет разрабатывать одну свою идею.
С.Д.: Силы есть — были бы возможности.
Н.М.: Как только ты остановился, тебе конец. Лично для меня это так.
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»