Телевизор погромче — «Тихое место-2» в кино
В прокат вышло продолжение громкого хоррор-хита об американской семье, пытающейся не шуметь. О фильме, ради которого имеет смысл совершить вылазку в кинозал, рассказывает Павел Пугачев.
Во люди жили: ходили по магазинам без защиты, посещали массовые спортивные мероприятия и не шарахались от каждого чиха. Сиквел «Тихого места» стартует эффектным флэшбеком из прошлого, еще не пораженного загадочной напастью. Еще живой герой Джона Красински, героически погибший в конце первого фильма, заходит посмотреть на бейсбольный матч с участием любимого сынишки, вдруг небо озаряют яркие вспышки, и все несутся врассыпную. Для тех, кто успел подзабыть правила игры, показывают, почему в оставшиеся полтора часа герои будут говорить преимущественно шепотом. Землю атаковали плотоядные чудища, лишенные глаз, но наделенные дьявольски острым слухом, цепкими лапами и большими зубами. Предательский телефонный звонок, неловкий шорох или — не дай бог — крик моментально превращают обывателя в мишень для ценящих тишину созданий.
Первый фильм, неожиданно ставший одним из главных кассовых хитов 2018-го, строился на одном простом, но действенном приеме: зрителю предлагалось задержать дыхание и переживать за людей, пытающихся не издавать лишних звуков, даже если гвоздь вонзился в голую ступню. Особенно эффектным этот опыт становился в условиях кинотеатра, где зашедшие в зал с попкорном и чипсами люди чувствовали себя максимально неловко. Немудрено, что сиквел «Тихого места» стал одним из первых относительно крупных релизов, передвинутых из-за ковида (начало проката планировалось на весну прошлого года) — в домашних условиях весь этот шуршащий саспенс должен был работать на порядок слабее. Соседская дрель пугает сильнее.
За тщательно нагнетаемым мраком виднеется улыбчивое лицо бывшего комедийного актера, учащегося режиссуре на наших глазах.
К счастью, режиссерский арсенал Джона Красински ко второму фильму заметно пополнился. Это уже не семейный хоррор, а скорее мелодраматический боевик: с лихими погонями, экшн-сценами и оглушительными скримерами. Иногда можно и съесть шоколадный батончик незаметно от соседей по залу. С заметным увеличением бюджета возросла и роль монстров: камера не без удовольствия разглядывает их в мельчайших деталях. Теперь они представляют собой не неведомый ужас, а вполне конкретных противников, с которыми при должной смекалке и сноровке можно и разобраться.
Гласность здесь буквально побеждает зло и, кажется, даже режиссер не может сдержать по этому поводу смеха.
С людьми все несколько сложнее. Герои оказываются в силу разных причин обособлены друг от друга, выживать им приходится самостоятельно. Появляются и новые персонажи, например, мрачный сосед в исполнении неузнаваемого Киллиана Мерфи. Главным сюжетным топливом сиквела становится поразительная даже в рамках жанра глупость персонажей, которые в самые ответственные моменты принимаются рыть себе могилу, прямо-таки несутся навстречу верной гибели. Впрочем, наблюдать за этим скорее забавно. За тщательно нагнетаемым мраком виднеется улыбчивое лицо бывшего комедийного актера, учащегося режиссуре на наших глазах.
«Тихое место» — Звуки Бо
Сиквел вообще отбрасывает излишнюю насупленность первой части. Этот фильм не пытается казаться притчей. Есть даже попытки шутить. Гласность здесь буквально побеждает зло и, кажется, даже режиссер не может сдержать по этому поводу смеха. В постановочном плане это куда более уверенное кино, отдельные сцены которого хочется показать учащимся киношкол. Красински отлично чувствует механику жанрового кино, ловко соединяет элементы боевика, хоррора и мелодрамы, и, как все хорошие режиссеры, предпочитает не рассказывать, а показывать. Разумеется, есть задел на триквел — какой бы вторичной ни казалась набирающая обороты франшиза, почему-то хочется, чтобы семейное предприятие двух красивых и талантливых людей работало и дальше.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой