Высшие формы — «Среда» студентов школы-студии «ШАР»
Сегодня в «Высших формах» погружаемся в летнюю Москву 2018 года: чемпионат мира по футболу, толпы людей на улицах, дети, голуби, мороженое. О мультфильме, сделанном на основе документальных видеозаписей, нам рассказали его создатели — ученики школы-студии «ШАР».
Анна Швейгольц
Этот фильм родился в результате интенсива, организованного Школой-студией «ШАР» вместе с «Цехом анимации» после первого года нашей учебы, во время каникул в июле 2018. «Цех» известен тем, что они могут сделать красивый законченный фильм с художественным высказыванием в краткие сроки. Идея снять документальную анимацию о городе принадлежит преподавателям «Цеха» Юре Богуславскому и Маше Ермолаевой. Они пришли к нам, рассказали, какая бывает документальная анимация, насколько важно в этом случае использовать ритм, показали музыку, которая была заранее записана звукорежиссером и композитором Сашей Чирковым. Нас было довольно много, поэтому всех поделили на группы по три-четыре человека и раздали темы, связанные с жизнью летнего города — встреча, дети, танцы, птицы, животные, пожилые люди. Нашей группе, где также были Надя Федотова и Алена Гутман, досталась тема «еда».
Высшие формы – «Шахматы» Алексея Почивалова
У нас было два дня, чтобы сделать видеоматериал на эту тему. Мы много гуляли — по тридцать километров в день. В тот момент проходил чемпионат мира по футболу, в Москве было очень много народа, многие ели, мы заразились этим духом жующих иностранцев и наснимали кучу видео. Следующим этапом был монтаж и потом — анимация на основе этого видео.
Все происходит в полумраке, горят разные осветительные приборы, все очень увлечены и царит полное состояние потока.
Технологически все делалось так. Мы использовали программу Dragonframe, в которой можно подложить видеоизображение под лайвкамеру — то есть вы будете видеть на мониторе и то, что делаете руками, и кадр отснятого заранее видео. Мы смотрели на экран и рисовали на целлулоиде масляной краской фазы анимации, более ли менее подгоняя изображение под видео. Но не прямо обводили сверху — было понятно, что делать просто ротоскоп1 не очень интересно, и нужно добавлять что-то свое.
Сложность живописи по стеклу или целлулоиду в том, что предыдущий кадр нужно стирать разбавителем и на том же листе целлулоида рисовать следующий. Какие-то куски подрисовывались с краев, но в целом каждый кадр рисуется почти заново. Это долгая, тяжелая, но очень интересная работа, где все делаешь «по живому», и нужно очень быстро соображать — невозможно вернуться назад, поправить, вставить другой кадр. Также у нас были ограниченные цвета — оранжевый, синий, черный, белый. Мы старались сохранить лаконичность изображения, насколько это возможно в такой технике.
1 Анимация на основе кино- или видеоизображения.
Высшие формы — «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича
Мне достались две сцены с рыбами и одна с мальчиком, который качает ногой. Я начала с мальчика, разобралась, как это делать, и с рыбами уже размахнулась посильнее.
В нашем и соседнем помещениях работали несколько групп, можно было ходить и смотреть, кто чем занят. Все происходит в полумраке, горят разные осветительные приборы, все очень увлечены и царит полное состояние потока. Нам казалось, что мы все очень интересно придумали, хотелось поскорее это сделать и показать, какие мы классные и как здорово все скомпоновали.
Получилось поработать так, чтобы устать, сделать что-то максимально законченное.
Работа, конечно, заняла гораздо больше времени, чем предполагалось — вместо двух недель ушло где-то полтора месяца. Когда мы стали просматривать готовый материал, мы думали, что ничего не складывается, но когда увидели окончательный монтаж, вдруг оказалось, что фильм получился. Это было для нас самое удивительное. Мне кажется, так случается с документальной анимацией, в которой все держится не на сюжете, а на ритме.
Милана Дерипаскина
Поэзия наблюдений за жизнью города. Наблюдая за совершенно случайными людьми, можно увидеть множество простых, но очаровательных мелочей, из которых состоит течение жизни. Темой нашей группы были дети. В течение нескольких дней каждый из нас целенаправленно наблюдал за ними через объектив камеры.
Анимацию мы делали акрилом по напечатанным черно-белым фонам и маслом по стеклу. Для многих такая техника была в новинку. Процесс оказался очень изматывающим: сидеть летом изо дня в день, без кондиционера в полностью занавешенной комнате студии над самодельным лайтбоксом с камерой, прилепленной скотчем к столу во избежание дрыжков и смещений — это не то, что я бы назвала раем для аниматора (да простят меня старые мастера).
В какой-то момент мы вообще забывали про видео и делали просто анимацию.
Самой интересной и приятной частью лично для меня был монтаж. Обожаю класть видео на музыку, а при выбранной технике только здесь и остается возможность поиграть с таймингом и композицией.
Для меня это был крайне интересный и полезный опыт и с технической стороны, и в плане командной работы. Я очень благодарна за это моим коллегам, нашим учителям, студии и друзьям.
Анна Белова
Музыка была составлена, в том числе, из разных шумов, звуков города, кусочков речи. На каждую группу было определено по 30 секунд музыки. Наша группа, в которой также были Дуся Геллер и Аня Канаичева, делала часть со стариками.
Мы заранее заготовили несколько фонов, которые сделали частично на основе фотографий, положили сверху стекло и рисовали на нем персонажей, которые передвигались. Нам не очень хотелось делать именно строго ротоскоп, и в итоге то, что мы рисовали, сильно отличалось от отснятого материала, в какой-то момент мы вообще забывали про видео и делали просто анимацию.
Высшие формы — «Джон Боттом — неизвестный солдат» Алексея Демина
Благодаря этому интенсиву появилось приятное ощущение, что все было не зря, получилось поработать так, чтобы устать, сделать что-то максимально законченное. Благодаря малой форме эпизодов удалось довести свою часть до конца за более ли менее короткое время. А за счет того, что участвовало много людей, получился полноценный фильм, чему я очень рада.
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой