«Твин Пикс», 13 серия: Песня слышится и не слышится
«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017
Дэвид Линч подкидывает всё новые элементы пазла, сложив которые, мы сможем понять, какой нас ждет финал. Зрители каждый раз заглатывают эту наживку, радостно начинают рисовать планы и схемы, спорить о мельчайших деталях, которые могут оказаться значимыми, и сочинять «реалистичные» развязки. Линч обожает эти игры. Ему нравится давать зрителям почувствовать, будто они держат все под контролем. Потому что на самом деле все под контролем у режиссера. В любой момент он может просто перевернуть стол и начать играть по совсем другим правилам.
Фанатам может казаться, что они понимают внутренние смыслы линчевского рассказа, но на самом деле Линч всегда способен удивить, разрушив весь предыдущий нарратив. В новой серии «Твин Пикса» What story is that, Charlie? Линч дважды демонстрирует эту способность.
Уйма времени была потрачена на сюжетную линию полицейских в Лас-Вегасе, которые должны были сопоставить противоречивые факты (отпечатки пальцев Даги Джонса совпадают с отпечатками его бежавшего из тюрьмы двойника, а также с отпечатками пропавшего 25 лет назад агента ФБР) и стать связующим звеном между Даги и остальными. Но когда в руках полицейских наконец оказались все улики, что они с ними сделали? В буквальном смысле смяли и выбросили в мусорное ведро — а вместе с ними и надежды фанатов на ожидаемый поворот истории. Нет, по-простому не будет.
«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017
Чтобы еще раз подтвердить свою власть над сюжетом, в новой серии Линч показывает нам злого двойника Купера. Он нашел своего незадачливого убийцу Рэя и хочет с ним поговорить. Рэй прячется на базе бандитов, возглавляемых неким Ренцо (Дерек Мирз, сыгравший Вурхиза в перезапуске «Пятницы, 13-е»). Чтобы заполучить Рэя, злому Куперу придется сразиться в армрестлинге с Ренцо — который никогда не проигрывал в подобных сражениях и уверен в своей победе. Двойник Купера убедительно показывает ему, чего стоит эта уверенность. Победа двойника становится для Ренцо большой неожиданностью, но поразмыслить над ней главарю не дано, злой Купер тут же его убивает. Смерть ожидает и Рэя, который, впрочем, успевает поведать, что заказал убийство Купера все тот же закадровый агент ФБР Филипп Джефрис, сыгранный в свое время Дэвидом Боуи.
Убедительно продемонстрировав свой контроль над сюжетом, Линч решил порассуждать о том, что ему действительно интересно. На этот раз темы две: зацикленность и одиночество (а также их соединение).
Зацикленность — не всегда что-то плохое. Можно застрять и в позитивном цикле. 13-я серия начинается с того, что Даги, братья Митчемы и девушки из казино возвращаются в офис страховой компании, танцуя конгу. Все счастливы, братья Митчемы дарят дорогие подарки. Очередное покушение на жизнь Даги срывается — и не без помощи чертовски хорошего кофе и вишневого пирога. Сам Даги Джонс все больше и больше напоминает Ченси Гарденера, главного героя фильма Хэла Эшби «Будучи там» (Being There) — странные и лишенные смысла действия приводят его к успеху и оборачиваются благом для семьи. Пусть и эфемерным. Когда вечером Даги с женой смотрит на ребенка, бегающего по подаренной братьями Митчемами детской площадке, супруга говорит о любви (а Даги тихо повторяет), она на седьмом небе от счастья. Можно было счесть это просто фигурой речи, но в прошлой серии уже возникла тема дантовского Ада; теперь пришло время Рая. На седьмой сфере Рая находятся умеренные созерцатели — философы, мыслители и мудрецы. Но ведь мы знаем, что умеренность и созерцательность Даги могут исчезнуть, когда настоящий Купер все-таки вернется. Что же останется от счастливой семьи и надежд на лучшее?
«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017
Впрочем, все это дело будущего — а многие персонажи застряли в негативном цикле уже сейчас. Мать Лоры Палмер курит сигареты и пьет водку, а по телевизору идет зацикленный отрывок боксерского матча, который все повторяется и повторяется без конца — хотя водка уже закончилась. Или Одри Хорн, которая все никак не может выйти из комнаты, чтобы отправиться на поиски Билли. Обсуждая это с Чарли (мужем? психотерапевтом?), она задается вопросам о том, кто она такая, к чему это все и куда она идет, на что Чарли лишь саркастически замечает, что это вопросы человека, только-только знакомящегося с экзистенциализмом. Ответ не прибавляет радости Одри.
И, наконец, есть те, кто зациклились на одиночестве. Прежде всего, это Эд Херли, давно и безнадежно влюбленный во владелицу кофейни RR в Твин Пиксе. Казалось, за 25 лет что-нибудь могло бы измениться, но нет — Эд так и не смог вырваться из петли своего одиночества. Он все так же сидит напротив Нормы, улыбается ей, а когда появляется ее бизнес-партнер (и, может быть, не только бизнес), уходит за другой столик, ревниво поглядывая на нее и поедая очередной вишневый пирог. Он, как мы теперь знаем, может, и не такой прибыльный, зато сделан с любовью.
В финале Эд сидит на своей «хопперовской» автозаправке, с грустью ест суп и сжигает коробок от спичек, с точкой смотря вдаль. В это же время в клубе Bang Bang его племянник Джеймс исполняет одну из главных песен старого «Твин Пикса» — Just You. Он тоже одинок — хотя у него и есть какая-то загадочная рыдающая почитательница.
Не одиноки мы. Ведь с нами уже тринадцать часов Дэвид Линч — и впереди еще пять. Хотя, как уместить развязку всего этого масштабного полотна в пять часов, решительно непонятно.
Just you
And I
Just You
And I
Together forever
In love